Колосс на глиняных ногах. Почему любой нерф убьет Террорблейда
Его успех – совпадение многих факторов.

Процент побед и популярность Террорблейда резко выросли на ESL One Katowice по сравнению с последними турнирами. Но еще недавно его статистика выглядела так, как если бы ему не помешал неплохой бафф.
DreamLeague S8 – 2 победы, 4 поражения
MDL Macau – 2 победы, 3 поражения
The Summit 8 – 1 победа, 2 поражения
Starladder i-League s4 – 3 победы, 5 поражений
ESL One Gentning – 5 побед, 8 поражений
И вот, наконец:
ESL One Katowice – 12 побед, 8 поражений.
Не будем передергивать и отмечать, что ровно половина из этих побед принадлежат Team Liquid. То, что чемпионы мира берут максимум от конкретного персонажа, говорит скорее о его реальном потенциале.
Вы спросите – что же такого изменили для Террорблейда? На самом деле, его ключевые предметы (Manta, Butterfly, Hurricane Pike, отчасти MoM) были даже ослаблены, а последнее изменение самого ТБ датируется 17 ноября – за две недели до начала Дримлиги.
Прирост интеллекта уменьшен с 1.75 до 1.6
Перезарядка Метаморфозы увеличена со 140с до 155с
Потеря скорости передвижения в Метаморфозе уменьшена с -30 до -25
Талант 20-го уровня усилен с -8с к перезарядке Reflection до -10с
Так что корень проблемы вовсе не в таланте на Рефлекшн (которому раньше почти всегда предпочтали плюс к статам) – ТБ получил его уже очень давно.
Но успех героя зависит не только от его статов и способностей. Не менее важны еще два фактора:
глобальное состояние геймплея (экономика, ландшафт, объекты)
относительная сила контрпиков
Именно эти непостоянные факторы сейчас находятся в максимально выгодном для Террорблейда состоянии. Из-за них он кажется имбалансным чудовищем – но это иллюзия. Перестаньте бояться. Террорблейд – не более чем карнавальный монстр на хрупких ходулях.
Контрпики
В текущей профессиональной мете ни один, повторяю, ни один прямой контрпик Террорблейда не чувствует себя хорошо. Уточним для начала, чего вообще боится этот герой. Нет, не АоЕ – ТБ не совсем иллюзионист, у него хватает своего урона, а половина его мощи – в Сандере. ТБ в первую очередь боится:
контроля, берст-урона с безопасной дистанции и эскейперов
То есть всего, что помешает ему стабильно вносить свой чудовищный DPS и в критической ситуации обрести вторую жизнь через Сандер. Кроме того, ТБ постоянно толкает линии иллюзиями и может быстро сломать здания – но у него нет эскейпа, поэтому ему также неприятны:
герои, которые быстро перемещаются по линиям, хорошо отпушивают и способны не отпустить на отходе
Поэтому три главных контрпика Терроблейда:
Инвокер
Тинкер
(*****) – сможете разглядеть?
С первым все понятно: он просто не в мете, ему сложно стоять линию и, к тому же, настоящей контрой ТБ он становится только с опытом и артефактами. В текущих условиях ТБ в пуш-пике способен оставить Инвокера без внешних вышек в течении первых 15 минут.
Второй неплох даже после пары нерфов, но вот в чем проблема – Тинкер сам крайне уязвим к контрпикам. Для хорошего капитана не составит труда защитить ТБ от Тинкера в процессе пика – напрямую или потенциальной угрозой.
Пример 1. Игра Evil Geniuses – Virtus.pro

EG открывают пик Титаном и берут Террорблейда сразу же, как Virtus.pro показывает мидера – Death Prophet. Только универсальность Рамзеса, который отправился на DP в легкую, позволила VP добрать Тинкера в мид и уничтожить Террорблейда.
Пример 2. Игра Fnatic – Team Liquid

Здесь Liquid уже берет ТБ сразу вместе с Титаном, в первой фазе. И вот – ключевой момент. Fnatic не может забрать Тинкера во второй фазе, потому что Liquid пикает второй и готова в любой момент закрыть Тинкера неудобным для него мидером. Вместо этого Fnatic забирает двух саппортов, а Liquid последним баном при желании могла просто забанить Тинкера. Вместо этого они берут контрпик на линии – Пугну – и Fnatic приходится делать выбор в пользу Эмбер Спирита.
При этом, Эмбер также очень хорош против ТБ и мог бы быть угрозой в каждом драфте – но он, как и Инвокер, просто не дотягивает до уровня метовых героев.
Кратко о других, чуть менее сильных контрпиках ТБ:
Zeus. Мощный прокаст, хорошо отпушивает линии, но контроль и эскейп отсутствуют. В лейте без дополнительной помощи не очень опасен.
Pugna. Те же плюсы и минусы.Хорошо вписывается в мету, но команды поняли это совсем недавно. Стал еще опаснее теперь, когда Диффуза перестали снимать гост. Способен убивать ТБ в соло, при желании с дистанции. Пример – VP.No[o]ne.
Faceless Void с комбо. Сам по себе Void не так опасен: ему нужно очень, очень много артефактов, чтобы убивать ТБ за купол. А вот с помощью вроде Суперновы Феникса очень силен.
Storm Spirit. Эскейп, контроль, макро-мобильность, рваный темп. О последнем и пойдет речь ниже.
Глобальный геймплей
Патч 7.09, который вышел прямо перед ESL One Katowice, закрепил идеальное состояние игры для Терроблейда. В очередной раз были понерфлены роумеры, на этот раз измененным положением вышек. Ранним фрагам предложили альтернативу в виде стаков для кор-героев.
В Dota 2 вышел патч 7.09. Саппортам стало проще
K ESL One Katowice резко потеряли популярность Clockwerk и Earth Spirit. О карикатурной бесполезности БХ вы и сами знаете, но был там и более бесполезный герой – Night Stalker, 6 игр, ноль побед. Модель игры окончательно качнулась в сторону двойных линий или трипл-лайнов вокруг керри – что очень подходит ТБ.
А вот модель игры с роамерами Терроблейду наиболее неприятна. Этот герой – протосс от мира доты. Он не выносит мелкие стычки. Его игра строится по четкому шаблону – спокойный фарм, драка с метой, фарм крупного артефакта, повторить. Роамеры в доте – зерги, которые рвут этот шаблон. Герои с маленькими кулдаунами на способности перемещаются по карте, выгоняют ТБ из сочных фарм-зон, умирают, возрождаются, и бегут на него снова. Террорблейд фармит настолько быстро, что даже экономически смерть роамера будет выгодна команде, если роамер заставил ТБ оторваться от выкачивания карты.
Другими словами, ТБ очень страдает от рваного, скоростного темпа игры
Сейчас ТБ уязвим к рваному темпу еще сильнее, чем раньше – вспомните 7.07с, который добавил ему +15 секунд к перезарядке третьего скилла. Но в мету вошли герои, которые в той или иной степени зависят от перезаряки на ультимейт: Dragon Knight, Omniknight, Death Prophet, Sand King, Naga Siren. Вместо подлых кочевнических набегов, от которых так страдает Террорблейд, они своими таймингами словно говорят: «иду на вы» – и дают ТБ возможность заранее подготовиться к драке с Метаморфозой.
А главный контр-пик Террорблейда из племени керри, ультимативный негодяй и соло-киллер, заперт в тюрьме Темного Рифа. Не надо нерфов, IceFrog. Просто выпусти кракена.
Была ли вообще более подходящая мета для Террорблейда?
С момента появления ТБ в Captain’s Mode был всего один период, когда мета подходила ему лучше – патч 6.82 со свежей системой камбеков. Всего через три недели Террорблейд получил садистские нерфы:
Скорость передвижения в Metamorphosis уменьшена с 315 до 290
Урон от Conjure Image увеличен с 300% до 425
и, двумя месяцами позже:
Все иллюзии теперь наносят на 25% меньше урона по постройкам
Чтобы вернуть героя в игру, потребовалось полтора года. Если Valve предпочтут рубить сплеча – ситуация может повториться.
Но если все же нерфить?
Лучшее, что могут сделать Valve – убрать собственные эксперименты.
Стоит убрать талант на перезарядку Рефлекшна – и ТБ перестанет быть автовином против целой группы героев по достижению 20-го уровня. Баланс в матчапах с Медузой, Морфом, ЦК и Фантом Лансером вернется к условному равновесию за небольшим преимуществом в пользу этой группы.
Талант на Sunder был взят в двух играх Katowice из 20, причем одну из них можно не считать – Сандер там применялся только один раз после 25-го уровня. Вторая, тоже от Миракла – против пика без надежного берст-урона, без возможности держать дистанцию (Пика на Разоре, Даггер на Тайде и, конечно, Эмбере). Если талант работает в одной игре из 20, но так, что законтрить его просто невозможно – это не нишевое применение. Это и есть ошибка баланса, дорогие ребята из Valve.
Вы придумали монстра, а теперь боитесь спать по ночам.

























Вот морфа и сларка не плохо было бы апнуть, абсолютно не играбельные и слабые герои в этой мете.
2 - по "нормальному" террору стомп тяжеловато дать, ибо бкб, пика, манта.
3 - вообще тяжело представить, как ЕТ подбегает в мили зону к террору.
С хорошей позиционкой ТБ к себе не должен подпускать. А вот как дополнение к магам Титан все еще хорош.