9 мин.

Все так захейтили PGL Astana. А я съездил туда и дико кайфанул

Эмоции Феди Хвана.

Я слежу за CS уже больше восьми лет, в онлайне посмотрел сотни, если не тысячи часов матчей. Но посетить большой лан все никак не получалось. В 2019 году, когда шел московский BLAST, мне было всего 16 лет – на путешествие из Сибири в Москву у меня банально бы не хватило денег.

📌 Телеграм-канал Феди Хвана

Спустя время у меня появилась возможность путешествовать, вот только турниры поблизости совсем пропали. В 2024-м я побывал на ламповом и уютном BetBoom Aunkere Cup, но хотелось большего. Поэтому PGL Astana, проходивший в двух часах лета от меня, сразу же заинтересовал. Правда, в силу кучи разных обстоятельств я до последнего не верил, что окажусь на турнире. Билеты брал буквально за сутки до вылета и 3 дня до старта плей-офф.

Этот репортаж – мои эмоции от турнира, на который вылилось слишком много хейта. Это не попытка защитить организаторов, а впечатления человека, последние 10 лет мечтавшего побывать на большом лане. 

* * *

Я не ждал, что на турнире будет много разнообразных активностей. В моем представлении до похода на арену лучшим вариантом было бы просто наличие магазина от PGL (его в итоге не было), но реальность оказалась куда приятнее. Свои стенды были у всех. Во-первых, у партнеров турнира, причем не только у букмекеров, но и, например, у оператора «Казахтелеком», на стенде которого люди постоянно фоткались с брутальными спецназовцами и играли в CS 2 на 2.

Во-вторых, команды тоже подготовились. Больше всего людей было у стенда AMKAL Esports (хотя она даже не участвовала в турнире), где все по очереди играли в мини-игру по обезвреживанию бомбы.

Не меньшей популярностью пользовалась и зона Virtus.pro, где каждый день шли турниры по 2 на 2 и была организована отдельная мягкая зона. В день полуфиналов я даже сыграл на турнире. Мы с тиммейтом без шансов отлетели со счетом 5:13, что полностью убило настроение на следующие несколько часов. Видимо, я не лан-игрок.

В зоне Spirit можно было посмотреть на форму команды в обеих цветах и выбить небольшой сувенир.

Свои стенды также подготовили Cybershoke и Aurora.

С учетом постоянных автограф-сессий, которые проводились как PGL, так и самими командами, фанатам точно было чем заняться в перерывах между матчами. А как-то коротать время было просто необходимо: с каждым днем интернет внутри здания работал все хуже и хуже. И к финалу единственным способом отправить кружок друзьям стал выход на улицу, потому что внутри видеоконтент не загружался и не воспроизводился. Совсем.

Видео из телеграм-канала CS2NEWS.

Автограф-сессии, разумеется, прошли не без проблем. Как минимум далеко не все получили посписи Spirit, очередь к команде начала выстраиваться еще за несколько часов до того, как пришли игроки. В этом нет никакой вины команды или клуба. Сессия была назначена на вечер полуфиналов, когда все матчи уже закончились. В тот день я сам столкнулся с охраной арены, которая стала выпроваживать людей через 20-30 минут после игр. Подозреваю, что автограф-сессия Spirit проходила в таком же сжатом тайминге. 

Но факт остается: ни одна команда, вышедшая в плей-офф, не проигнорировала автограф-сессию. Более того, ее проводила даже Virtus.pro, которая не вышла из группы. 

Разумеется, на турнире в Казахстане должна быть частичка киберспорта этой страны. В «Зале славы Казахстана» постоянно крутился ролик про два успешных турнира: PGL Major Krakow (Gambit с тремя казахами победила) и Starladder Berlin Major (Avangar с тремя казахами дошла до финала). 

* * *

Пресс-аккредитация давала мне доступ к любому сектору на арене. Я посидел и на центральном секторе нижнего яруса, и на угловых сверху и снизу. Выскажу непопулярное мнение: нижние места явно переоценены. Чтобы смотреть за игрой, постоянно приходилось поднимать голову, а игроки все равно находились далеко.

А вот удачно выбранное место на верхнем секторе позволяло держать шею в хоть сколько-то адекватном положении. Да и игроков было отлично видно со всех мест. Даже с самого непопулярного углового сектора я прекрасно видел, как Spirit поднимает кубок.

Даже в день финала на нижнем секторе при желании легко можно было найти место. И все же, две просьбы к организаторам. Во-первых, перекройте возможность ходить между секторами внутри чаши. На турнире между ними не было никаких барьеров: можно было зайти в самый дешевый сектор и пройти до центрального, чем многие зрители, вероятно, пользовались. Иначе непонятно, почему кому-то приходилось сидеть на лестнице.

Во-вторых, может, вместо свободной посадки стоит закреплять индивидуальное место на секторе за каждым человеком? Понимаю боль фанатов, купивших места на центральные секторы и вынужденных с трудом находить себе место. При этом к контролю билетов также есть претензии: несколько человек легко могли попасть в чашу по одному билету, а на некоторых секторах стюарды и вовсе пропадали к середине игрового дня. 

Порой на арене было душновато. Проблемы были как в самой чаше, что можно объяснить конструктивными особенностями ледового дворца, так и в коридорах, где отсутствие нормального кондиционирования объяснить уже сложнее. В финальный день находиться на третьем (основном) этаже было очень сложно – хотелось поскорее с него уйти на прохладную улицу. А вот в первые два дня матчей не спасала даже улица, где стояла страшная жара больше 30 градусов.

* * *

Фанаты – важнейшее впечатление о PGL Astana. Они были везде, они пытались сфотографироваться с каждым (кажется, на пару групповых снимков попал и я), они мечтали ухватить с собой любую частичку турнира – в последний день я получил минимум 5 просьб отдать бейджик прессы. Извините, кому отказал! Мне память тоже важна. 

Они пробирались в подтрибунку, мгновенно окружали любого игрока в коридоре, готовы были часами стоять у отеля. Не спорю, местами случались перегибы, но разве не ради зрителей существует весь киберспорт? Я был приятно поражен таким интересом фанатов, раньше я мог представить такое лишь в Бразилии и лишь у Furia.

А в Казахстане болели за всех: с первого четвертьфинала поддержку получали и Aurora, и The Mongolz, в жарком полуфинале FURIA и Spirit зал вновь разделился на две равные части. Даже в финале, где я был уверен, что зал будет топить лишь за Spirit, все равно нашлись тысячи людей, поддерживающих Astralis. Кто-то ради Хукси, кто-то ради красивого CS.

📌Хукси считали ботом всю карьеру. А он вернулся спустя год инактива и протащил мертвую команду в финал

Да что говорить, если даже за сутки до начала плей-офф фанаты на арене окружили кастеров – Сайбериана и Кракена – ради фотографий. Было ли это организовано? Конечно нет. Было ли это классно? Мне понравилось! Вот ты просто общаешься с комментаторами, вот подходят первые два человека ради фотографии, вот вокруг собирается уже целая толпа – между этими «вот» прошло буквально пару минут.

Фото из телеграм-канала «Монологи о CS»

Вова Братишкин в интервью сказал, что лишь в Астане понял, что он популярный. Думаю, для многих других игроков и контент-мейкеров это событие стало не менее памятным и легендарным. Вряд ли кто-то ждал такого наплыва болельщиков.

Готов поспорить, что через год к организаторам будет намного меньше вопросов. Все проблемы наверняка забудутся, а память о турнире останется навсегда. 

* * *

Но что меня поразило больше всего – интерес к турниру от, казалось бы, далеких от киберспорта людей. 

Я вылетал в Астану за два дня до плей-офф, по ощущениям сразу половина самолета направлялась в Казахстан примерно с той же целью. И ведь я летел не из Москвы, а из Новосибирска. Уже на границе Казахстана я понял, куда попал, когда услышал, как парень за соседней стойкой объяснял пограничнику, что такое турнир по Counter-Strike.

А дальше – разговор с девушкой, сдавшей мне квартиру. У нее сразу несколько объектов под сдачу, и все забиты такими же фанатами, как и я. Не шучу, буквально первый вопрос, который она задала при встрече: «Вы же на игры приехали?»

Буквально каждый таксист во время поездки интересовался: не на турнир ли я прилетел, а кто сегодня выиграл, а почему Донк настолько крутой, а откуда берется такой большой призовой. И нет, это не была попытка как-то поддержать разговор, чувствовалось, что им реально интересно.

Я не был на других крупных ланах по CS, но есть ощущение, что в 24-миллионном Шанхае или в агломерации Кельна с 3 миллионами жителей и быстрым и простым доступом со всей Европы крупные турниры по CS теряются в массе других шоу и соревнований. Астана с населением в 1,5 миллионов на несколько дней точно стала столицей киберспорта, где о турнире знал каждый. И это создавало невероятный вайб причастности к чему-то очень важному.

* * *

На память от турнира у меня останется джерси и повседневная футболка Aurora, лонг VP и несколько бесплатных значков, полагавшихся каждому посетителю турнира. Эти пины – отдельная прелесть, в которую многие фанаты влюбились сразу.

Но ребята, которые были готовы стоять в огромных очередях, забрали себе кучу девайсов. Со мной в самолете летел парень, выигравший наушники и клавиатуру. Они не влезли в его рюкзак, весь полет ему пришлось держать их в руках.

Да, некоторые проблемы с организацией были. Но я уверен, что практически у каждого болельщика, приехавшего на «Барыс-Арену», остались лишь положительные впечатления. Для большинства зрителей это был первый топ-лан в жизни, для остальных – первый за много лет. И никакие проблемы с кондиционерами, плохим интернетом или большими очередями на автограф-сессию не могут испортить положительные эмоции.

Рахмет, Астана, увидимся в следующем году!

«Cloud9 звали меня, а я отказался из-за английского». Откровения Mou – снайпера легендарной Gambit

«Осознал популярность только в Астане». Братишкин – про озвучку аниме и стыдное прошлое

Ancient7%Ancient
Anubis6%Anubis
Cache7%Cache
Cobblestone5%Cobblestone
Dust230%Dust2
Inferno9%Inferno
Mirage18%Mirage
Nuke8%Nuke
Overpass4%Overpass
Train3%Train
Vertigo3%Vertigo