Интервью с MPKBK. Про турниры, комментаторство и историю СНГ региона
KOLDYN пообщался с легендой организации турниров в СНГ.
Сегодня героем нашего интервью стал Андрей «MPKBK» Ермаков. Вы можете его не знать, но я вам скажу сразу - он весьма значимая фигура в истории нашего региона. Обойдемся без долгих вступлений - пусть Андрей вам сам всё расскажет. Так что встречайте!

– Андрей привет! Начну это интервью со своего обывательского взгляда на тебя - я давно знаю твой ник, знаю чем ты занимаешься, миллион раз слышал, что ты легендарная личность для СНГ киберспорта, но в чем именно эта легендарность - не знал. Надеюсь ты меня простишь за такую безграмотность, и я предлагаю именно это и исправить в этом интервью и поведать о твоей важности для всех и каждого! Как ты познакомился с CS и с киберспортом?
– CS появился в моей жизни с пятого класса, когда мне было 9 лет. Играл я в него сугубо в компьютерных клубах. Тогда была настоящая эпоха клубов - они появлялись и исчезали чуть ли не в каждом дворе моего района. CS привлекал тем, что в него обязательно играла большая часть клуба на одном сервере, тогда существовала целая культура выкриков друг на друга, которые обязательно слышали все на сервере. За ошибки в таких выкриках легко могли предъявить, а в худшем случае даже отвести «разбираться» за клуб. Именно эта атмосфера матча с постоянными оскорблениями друг друга на грани дозволенного и влюбила меня в CS. Именно поэтому сейчас очень популярны игры, где полностью открытый голосовой чат.
Однако про киберспорт я узнал только в 14 лет, когда первый раз попал в легендарный MGC[комп. клуб — прим. ред.], где регулярно проходили турниры по разным играм. В тот момент там была эпоха Battlefield 1942 с командами приезжавшими со всего СНГ.
– Твою киберспортивную карьеру можно разделить на две части: До начала организаторской деятельности и после. Собрались мы здесь ради того, чтобы обсудить второе, но давай кратко пройдемся и по первому. Поведай немного о своей карьере игрока: как начиналась, продвигалась и закончилась. Это правда, что ты был лучший снайпером 2006 года?!
– Карьера моя началась в том же MGC, где я стал постоянным посетителем. В какой-то момент клуб решил собрать команду в новом CS:Source. Мне удалось пройти отбор и так вышло, что я попал в команду, которая доминировала весь CS:Source на протяжении первых двух лет. Как раз тогда меня и выбрали лучшим AWP года.
6 лет подряд я каждый вечер ездил в клуб тренироваться и играть официальные матчи. Это было интереснее девушек, моей музыкальной школы и учебы во ВШЭ. Родители только к 30-ти годам приняли мой выбор, до этого я воевал со всей семьёй, убеждая их, что киберспорт встанет на уровень с футболом. Я никогда не сомневался, что это случится.
Мои главные результаты - победа на ASUS Winter 2008 и пара бронз на NPCL. Закончил играть я на мажорной ноте, выиграв онлайн чемпионат России от ESL, который назывался тогда EMS.

– Давай свой топ 3 веселых историй из эры комп.клубов, когда ты еще был игроком!
– Наверное самоё веселое - это поездка в Питер на LAN, когда мы в поезде познакомились с фанатами Спартака, которые ехали на матч с Зенитом. И так вышло, что уже с кубком, возвращаясь в Москву, мы опять ехали с ними же. Фанатам очень понравилось то, что можно играть в CS спортивно. Они были рады нашей победе больше, чем результату матча Спартака. К слову, в Питере я ни разу не проигрывал за 3 поездки туда с абсолютно разными командами, правда каждый раз возвращался с простудой.
Я поехал на LAN сразу после выпускного из школы, не спал всю ночь, приехал к первой посадке в 8 утра. Сели играть мы в 15:00 - да, бывали такие задержки на ланах. Проиграл одну карту и поехал спать, хах. Зато время ожидания у клуба на Тишинской площади вместе с другими ксерами было очень душевным)
Как-то на NPCL[название турнира — прим. ред.] я придумал «гениальную тактику» сделать раш А на Nuke под постоянные крики во всю глотку, чтобы соперник плохо слышал шаги, а хорошо бы и напугался. Сидели мы тогда в 2-ух метрах друг от друга. Не сработало, мы упали без размена…
– Наконец перейдем к твоей организаторской деятельности. Ты ее начинал тоже в бородатые годы, насколько понимаю - это был примерно 2011-2012. Ты помнишь свой первый турнир как организатора? Расскажи о нем в подробностях!
– Это был всё тот же MGC, турнир с регистрационными взносами. Владелец клуба тогда уже был моим хорошим другом, а я потихоньку осваивался как стример. Клубы тогда вымирали, турниры вместе с ними, а я был жестким консерватором и считал, что в онлайне играют только читеры. Ну и пошел спасать LAN формат! Вместе с проектом «For Mother Russia», где я был тогда редактором, мы запустили знаменитые в узких кругах FMR Lan Cup’ы. Для меня было нереальным удовольствием создать тему на форуме, где обитало всё русскоязычное комьюнити CS:Source, что я делаю свой LAN! В самом начале я был всем - организатором, стримером и судьей. Мне очень помог опыт поездок игроком, и я понимал, что нужно сделать, чтобы сильно выделиться на фоне других организаторов. Я сильно пофиксил задержки между матчами. И, наверное, первым стал стримить столь маленькие турниры. Игроку в начале 10-ых попасть на трансляцию турнира было в новинку, это было очень захватывающе! Думаю все игроки в CS:Source последней волны согласятся, что мы тогда играли реквием по своей любимой игре - она была мертва.

– Какие критические ошибки в организаторстве, которые тебе сейчас очевидны, ты тогда совершал?
– Главной моей ошибкой было то, что я не доверял людям - нельзя всё делать самому
– Ты также часто и комментируешь турниры, которые проводишь - ты занимался этим с самого старта организаторской деятельности? Было ли это чисто из-за того, что некого было посадить комментировать или это часть твоей творческой самореализации?
– В этом была фишка, если едешь на лан к морковке, то он скорее всего откастит твой матч, а ещё и интервью возьмёт! Да, мне очень нравилось быть как швейцарский нож. Но комментаторов я пытался брать из друзей. Никто не мог усидеть больше пары часов в комментировании, платить я тогда не мог, а в идею тогда не верили.

– Уже в 12-13 годах ты комментировал кучу тир-1 CS'а. Даже был русскоязычным комментатором турниров от Fnatic благодаря Досе. Как ты думаешь, почему именно тебя выбрали? Некоторые люди говорили, что тогда уровень комментирования в киберспорте был на уровне детского сада. Было ли все настолько плохо?
– Dosia как раз катался ко мне на LAN турниры в 13-ом году. Тогда к нам залетели все топы CS1.6, дабы пробовать CS:GO - Dosia, Fox, seized, evil, AERO, Flatra, всех уже и не вспомню. Всем очень нравились мои LAN’ы из-за страсти к этому делу. Это всё было на фоне скандалов с большими организациями, которые разворовывали турнирные деньги и просто плевали на игроков.
Да, конечно, это был зачаточный уровень комментирования, но у меня был большой игровой опыт. Я продолжал играть и в начале CS:GO, постоянно был в мете. Я фактически был неплохим комьюнити кастером по нынешним меркам, но главное - я любил игру и всегда передавал это через микрофон. Переживал за каждый матч, крайне редко мне было скучно комментировать. Плюс у меня был крутой учитель - Miker из Warcraft, он очень многому меня научил. Например, я с самого старта в наушниках постоянно слышал свой голос. Это очень помогало не мямлить и поддерживать бодрый голос.

– Задам абсолютно тот же вопрос: Какие критические ошибки уже в комментировании, которые тебе сейчас очевидны, ты тогда совершал?
– Не соблюдал баланс и уходил в болтовню с чатом слишком сильно. А так - всему своё время, то, как я комментировал в начале, было уникально, оригинально, это выделялось. В итоге мы со временем теряем свои собственные фишки, под гнётом так называемой «правильности» комментирования

– А сейчас у тебя получилось найти этот самый «баланс» между правильным и душевным комментированием? И какой стиль лично ты считаешь лучше для зрителя - мне сразу вспоминается SL4M, который явно не вписывается в рамки стандартного комментатора, но черт возьми, он просто хорош.
– Стандарт для всех: внимательно следить за игрой и подмечать неочевидные для зрителя детали, следить за радаром. Держать бодрый тембр голоса, пытаясь передать то напряжение, которое чувствуют игроки на сервере. В меру юморить. Дальше уже вместе со зрителями нужно ловить свои сильные стороны, у кого-то это ламповость, у другого истерики. Нужно выделять свои особенности. Сейчас у меня есть баланс, но я сильно растерял в оригинальности.
– В какой-то момент тебе нечего было стримить из-за того, что все разобрали студии, например Storm Studio. Вопрос на засыпку: Почему ты не присоединился к какой-либо студии?
– Я не люблю напрашиваться, вот даже сейчас я вижу как много мне пишет начинающих кастеров дать им шанс на турнире. Я слишком стеснялся так делать. Хотя сейчас понимаю, что в Storm Studio меня бы с радостью взяли.
– А ты вообще следишь за молодыми талантами в комментаторстве? Кого в этом деле можешь назвать перспективным?
– За русскоязычными не слежу кроме malik'a, к сожалению. Я буду следить и помогать бывшим про игрокам, кто захочет стать комментатором. Очень свежо сейчас выглядит парочка Scrawny и launders - у них есть заготовленные крылатые фразочки, они очень круто работают с залом, создают хайп своими голосами.
– Давай сделаем небольшой интерактив - я называю одну легенду СНГ CS, а ты стараешься описать его одним-двумя словами!
– Давай!
– hooch
– Душа СНГ
– fabi
– Зря забил
– balblna
– Машина
– waterfaLLZ
– Лидер
– iksou
– Отец
– jmqa
– Умный CS
– AdreN
– Чемпион по жизни
– Zeus
– Пассионарий CS’а
– seized
– Лучший камбэк
– Dosia
– Секс год
– MPKBK
– Хохмач
– Первым твои крупным турниром можно назвать CIS Lan. Расскажи подробнее про его организацию, и особенно интересно узнать про различия в организации этого турнира и турниров, которые ты делал ранее. И, разумеется, мой любимый вопрос: Какие ошибки ты тогда совершал при организации этого LAN'а, которые сейчас ты бы не допустил даже во сне с закрытыми глазами?
– Это был турнир в Воронеже со всем цветом СНГ, прообраз миноров. B1ad3, hooch, electroNic, s1mple, markeloff, zoneR, AdreN, mou, Dosia и многие другие приехали в Воронеж. Мой первый выездной LAN с крупным спонсорством. Это был очень тяжелый турнир для меня, я приехал туда одновременно как менеджер команды PiTER, после нашей триумфальной поездки в Katowice и как организатор. Я просто не вытянул все свои обязанности.
Клуб совершенно не подготовился к первым играм, а я это плохо проконтролировал. Мы купили для них Benq с 144 герц и везли из Москвы - тогда такое было редкостью. Была постоянная задержка матчей в 2 часа. Вместо того, чтобы пойти в отель и снять всем жилье там, я сунулся в аренду квартир для каждой команды. Ох и попили моей кровушки парочка арендодателей. С одним мы чуть-ли не дрались после того, как он обманом взял деньги у waylander'a. Не буду рассказывать что мы в итоге сделали с его квартирой.

– В те времена «СНГ» и «подставные матчи» были чуть-ли не синонимами - как ты боролся с 322 на своих ивентах и часто ли ты вообще у себя замечал, что кто-то играет не совсем чисто?
– В онлайне замечал и поэтому вообще не хотел проводить онлайн турниры. Бороться с этим было нереально без слитых переписок. Вот читера поймать по демке можно, мы так делали не раз. Однако со 100% уверенностью сказать, что человек сливает, очень тяжело. Самое действенное средство - делать LAN.
– Ты стоял у истоков организации EXTREMUM. Подробно ты об этом уже рассказывал, так что просто спрошу - в чем опыт менеджерства стал тебе полезен, чему ты научился?
– Я дважды был менеджером команд - PiTER и EXTREMUM. Это очень крутая работа, на удивление менеджеров до сих пор не хватает. Если у вас есть младшие братья или племянники, то вы понимаете работу менеджера. Нужно опекать людей, чтобы они как можно меньше думали о своих проблемах вне сервера. Я с этим хорошо справлялся, но оба раза в какой-то момент мне становилось скучно и я продолжал делать лан турниры. Точно знаю, что для меня это всегда запасной вариант работы, мне только жесткости не хватает - очень не люблю ругать людей.

– EXTREMUM была одной из первых команд для deko. Недавно он закончил карьеру игрока, что обидно, ведь он чертовски какой талантливый снайпер - как ты думаешь, чего ему не хватило для достижения высоких результатов? Только спортивной психологии?
– Мне кажется всему виной ранний взлёт на стримах. Спортсмен должен быть голодным. Держать в голове, что успех приходит только через победы. А у Дениса, безумно талантливого игрока, сразу был запасной аэродром, который всё время манил. Он точно хотел уйти из Aurora и решил не выбирать трудный путь в виде новой команды. Не осуждаю Дениса, он легко может вернуться, если захочет.
– В одном из интервью ты говорил, что тебе не хватало таланта для CS. Как ты думаешь, насколько важен талант в контрстрайке сейчас?
– Очень важен. Скорость, с которой такие люди схватывают правильный CS, экономит талантливым игрокам годы исправления укоренившихся ошибок. Но я считаю, что попасть в тир-1 CS может каждый. Придётся потратить больше времени на работу, но если это ваша мечта - оно того стоит.

– Сейчас ты организовываешь LAN в Москве совместно с BetBoom. Как этот турнир появился?
– Я открыл опенинг аниме DanDaDan осенью 2024 и сразу сказал жене, что сделаю в этой теме LAN турнир. Связался с BetBoom, им понравилось и пошло-поехало. Не могу нарадоваться как тепло они относятся к киберспорту.

– Какие команды вы звали, но они отказались?
– GUN5, я очень удивился их отказу. CYBERSHOKE, никак не могут привезти весь состав в Москву, а миксом ехать - только терять очки. Aurora, BetBoom и многие другие наши тир-2 команды решили не ехать на столь маленький турнир. Хотя возможно все просто боятся kyousuke.
– На вашем LAN турнире нет зрителей, хотя площадка, на которой все будет проходить, позволяет их иметь. Почему. Нет. Зрителей?
– Мне нужно, вернувшись в Москву, для начала качественно сделать закрытый турнир, обкатать все процессы, чтобы к следующему ивенту, без всякой опаски, заняться очень важной для нас задачей - сделать действительно крутое событие для живых зрителей.
– Комьюнити каст лучше чем официальные трансляции? Когда ты смотришь CS - кого именно ты предпочитаешь?
– Смотрю в основном англоязычные трансляции. Комьюнити касты побеждают официальные трансляции из-за дороговизны последних. Для того, чтобы у тебя был действительно сильный состав на официальной трансляции, нужно очень много денег и разрешение от разных БК отпустить своих звёзд к тебе. Думаю, что в Relog Media 23 года у нас это получалось, а сейчас это практически нереально.

– Иногда кажется, что неприязнь людей из СНГ к русскоязычным трансляциям в CS уже заложено на генетическом уровне. Возможно ли вообще преодолеть такое негативное отношение?
– Конечно, нужно продюсирование талантов, жестко заточенное на развитие комментаторов и аналитиков. Занятия с преподавателем голоса, занятия с тренером по игре, курсы актерского мастерства. Я не знаю студий, где над этим дотошно работают. Первые, кто так сделают, легко получат стабильные цифры на официальной русскоязычной трансляции больше, чем на англоязычной, и уже тем более чем у комьюнити кастов.
– Уровень комментаторов в СНГ CS сейчас приближен к уровню обычного спорта?
– Думаю, что мы даже выше, если говорить про о зрелищность. Хотя до их профессионализма еще далековато.
– Назови свой топ-3 комментаторов из СНГ!
– 1) SL4M
2) malik
3) PASHANOJ. Очень жаль, что он не пошёл этой дорогой.
– Ты говорил, что организовывать турниры в CS2 проще, чем в CS:GO. Почему?
– Не помню контекста данной фразы, но стало проще только из-за того, что я оброс хорошей командой. Начинать сейчас делать турниры с нуля гораздо сложнее. У меня на слуху нет ни одного молодого организатора, появившегося в последние 4 года.
– Почему тебе нравится организовывать турниры?
– Я много раз думал об этом. Одна из мыслей следующая - я очень не любил проигрывать LAN турниры, это всегда тяжело. Пустота после пожатия рук, анализ ошибок, сожаление, что можно было сделать правильно. Разбитые выражения лиц тиммейтов, иногда даже дизбанды. Подтрунивание зрителей в комментариях. И вот я придумал для себя чит - как организатор я всегда прохожу LAN от начала до самого конца, переживая победу вместе с финалистами!

– Вопрос, ради которого это интервью и затевалось: Почему поменял прическу с длинных волос на короткие?
– Это просто! В 26 лет, после скандала на CIS Lan №2, я понял, что надо сильно поменять свою жизнь, если я хочу продолжать быть организатором. Мне нужно было до конца повзрослеть. Стрижка стала символическим ритуалом, прощанием с ветреным парнем в узких джинсах.
– Ходят слухи, что раньше ты был одним из самых талантливых игроков в СНГ, правда речь здесь про игру на аккордеоне. Способен до сих пор что-то исполнить?
– Хах, неа, я не трогал клавиатуру аккордеона с 14 лет. Однако руки точно вспомнят, если посидеть пару месяцев, надо будет порадовать маму. Очень советую всем поучиться в музыкалке, невероятно развивает моторику рук и прокачивает мозги интересным образом.

– Еще в 22-ом году ты говорил, что все идет к тому, что СНГ будет доминировать на просцене. С того времени у нас появились donk, kyousuke и еще где-то миллион талантливых молодых игроков и топовых команд. Как ты думаешь, продолжится ли эта тенденция и дальше - каков потолок СНГ региона?
– Потолка нет. Пока людей, желающих чтобы наш регион был сильнейшим много, мы будем расти. Главное не переборщить, как это сделали корейцы в Starcraft.
– Ты очень часто сравниваешь киберспорт и спорт, так что я наконец нашел человека с которым могу обсудить одну тему: составы из 6-ти и более игроков. В обычном спорте - это абсолютная база, что кроме основного состава у тебя еще с десяток игроков на запасе. В CS с этим был не самым удачный опыт в 21 году, но как ты думаешь, вернется ли сцена к этому? К чему по твоему мнению CS по итогу придет в командном плане?
– Очень интересно увидеть игры с запасными, но для тир-3 CS это будет смерть. Новая система Valve и так его убивает, а если оттуда ещё и разобрать звёзд шестыми игроками в тир-1 составы - мы можем увидеть ещё более огромную разницу между силой команд из топ 10 и всех остальных. Нужна поддержка тир-3 CS от Valve, чтобы молодые игроки выбирали кс, а не Marvel Rivals. Тогда можно будет думать о введении запасных.
С запасными точно можно будет расширять пул до 9-ти карт - это сильно бустанёт игру в зрелищности.
– Это, наверно, мое первое интервью с человеком, который действительно хорош в данном аспекте - так что не могу сдержать соблазн расспросить тебя немного об этом! Как ты готовишься к интервью?
– Нынче есть очень удобная штука - у всех свои паблики. Лучше прочитать его на год назад полностью. Обязательно найти прошлые интервью и изучить их. Можно потыкаться в друзей интервьюируемого с вопросами, они часто дают инсайды про человека.

– Я стараюсь подбирать «незаезженных» гостей - раскрывать тех людей, которые чертовски интересны, но не широко известны публики - считаю, что важно не имя гостя, а его ответы. Как ты считаешь - что самое важное в интервью? Как ты подбираешь героев для своих интервью и ждать ли от тебя контент на LanDaLan?
– Самое важное расположить к себе человека, чтобы ему было комфортно раскрываться. Я люблю ловить молодых игроков на взлёте и брать у них первые интервью в жизни. На самом деле я бы брал интервью у всех подряд в индустрии, но мне часто отказывают. На LanDaLan буду делать мини интервью.
– Есть еще одна тема, которая меня достаточно сильно интересует и о которой я делал даже отдельный ролик. После 22-го года в СНГ количество спонсоров сократилось многократно, если раньше были Logitech, HyperX и другие, то сейчас все, кто остались - это только букмейкеры. Насколько это большая проблема?
– Проблема огромная, но спасибо букам и тем, кто делает ставки, за то, что спасаете наш любимый CS. Когда-нибудь всё наладится. CS - это уже наш национальный спорт, спонсоры в итоге сюда вернутся.
– Еще два года ты озвучивал идею сделать турнир по мобильным играм. В 2024 случился небольшой мобильный бум в СНГ - много команд и дисциплин появилось. Не думал попробовать ворваться туда?
– Комментировал Standoff 2. Классная копия CS. Я воспринимаю мобилки, как первый шаг у нынешней молодёжи в киберспорт, он очень важен и хорошо, что они развиваются. Сильнейшие всё равно в итоге придут в CS.
– Какой совет ты бы дал начинающим комментаторам?
– Слушайте свои записи чаще, играйте в игру которую комментируете, прислушивайтесь к советам опытных людей в сфере, не брезгуйте писать игрокам или кому-то из индустрии дать совет. Ради денег не стоит начинать, нужно прежде всего полюбить это дело.

***
Спасибо большое Андрею за интересные ответы! Надеюсь, что я смог вам раскрыть хотя бы часть того, чем MPKBK значим для нашего региона в нашей любимой игре.
Подписывайтесь на Андрея в TG: https://t.me/MPKBK2
И на мой TG канал тоже подпишитесь: https://t.me/koldyntg
Ну и на YouTube, почему бы и нет: https://youtube.com/@yungkoldyn
Следите за мной везде. И на Кибере в том числе!





























