Баба-Яга в исполнении Милляра – в каком фильме сыграл, фото, роль в других сказках
Георгий Францевич Милляр – актер, чье имя навсегда вписано в историю советского кинематографа как эталон исполнителя сказочных ролей. Баба‑Яга в исполнении Милляра – образ, ставший каноническим и не утративший очарования спустя десятилетия. Многим он известен по роли сказочной старухи, но актер воплотил на экране и других персонажей русских сказок – черта, Чудо-Юдо и других.
Содержание
Дата выхода Письмо Деду Морозу

В каких фильмах Георгий Милляр играл Бабу-ягу
Как Баба‑Яга Георгий Милляр впервые предстал перед зрителями в фильме‑сказке «Василиса Прекрасная» (1939), снятой режиссером Александром Роу. Эта работа стала отправной точкой для целой галереи сказочных персонажей в исполнении актера.

Впоследствии Милляр в роли Бабы‑Яги появился еще в трех знаковых картинах:
«Морозко» (1964) – здесь Баба‑Яга предстает в новом амплуа: не столько устрашающей, сколько комичной и слегка нелепой;
«Огонь, вода и… медные трубы» (1967) – в этой сказке образ стал еще более гротескным и сатирическим.
«Золотые рога» (1972) – в этой сказке Баба-яга ждет любви и второй молодости, она отличается от каноничного образа, но именно это делает ее запоминающейся.
Каждый раз Баба‑Яга Милляра обретала новые черты, но сохраняла узнаваемую харизму и неповторимую манеру поведения, ставшую визитной карточкой актера.
Какой получилась Баба-Яга в исполнении Милляра
Образ Бабы‑Яги в исполнении Милляра кардинально отличался от традиционного представления о сказочной колдунье. Актер создал многогранный персонаж, в котором уживались:
пугающая внешность – костлявые руки, крючковатый нос, растрепанные волосы;
неожиданная комичность – суетливость, нелепые повадки, ироничная речь;
своеобразная харизма – обаяние, несмотря на злодейский статус.
Милляр тщательно прорабатывал каждую деталь. Он разработал особую пластику – сгорбленная походка, резкие движения, характерные жесты. Создал уникальный голос – скрипучий, с перепадами интонаций и придумал фирменные реплики и манеру речи, наполненную поговорками и присказками.

Прообразом первой версии Бабы-Яги Милляра стала его соседка по коммунальной квартире и неизвестная старушка, с которой он встретился в Крыму.
Сейчас сложно представить советские сказки без Милляра и его сказочной злодейки. Но всего этого могло и не быть. Александр Роу не сразу утвердил актера на роль Бабы-Яги. Перед началом съемок «Василисы Прекрасной» Роу столкнулся с нехваткой актеров. Режиссер не мог найти актрису на роль Бабы-Яги и Милляр предложил свою кандидатуру. Не видя выхода из ситуации режиссер согласился с предложением актера, к тому же Роу хотел создать пугающий образ и Милляр был готов пойти на все, чтобы заполучить роль. «Не женская это роль. Какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я все стерплю»– именно так Милляр убедил Роу взять его на роль злодейки.
Актер не просто играл злодея – он создавал живой, запоминающийся характер. Его Баба‑Яга могла быть одновременно страшной и смешной, коварной и простодушной. Этот баланс сделал образ культовым: Баба‑Яга Милляра стала эталоном сказочной ведьмы в советском кино, на который равнялись последующие поколения актеров.
Смотрите сериалы HBO и не только с переводом в день выхода новых серий! Попробуйте бесплатно!
Смотрите фильмы и сериалы на IVI бесплатно
Каких персонажей еще играл Милляр
Помимо Бабы‑Яги актер создал целую галерею незабываемых сказочных персонажей:
Кощей Бессмертный («Кощей Бессмертный», 1944) – зловещий и одновременно трагичный образ, ставший одним из самых ярких воплощений этого персонажа;
Черт («Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961) – комичный и пронырливый персонаж, полный озорства;
Царь Чудо‑Юдо («Варвара‑краса, длинная коса», 1969) – гротескный и забавный правитель подводного царства;
Наиглавнейший церемониймейстер («Королевство кривых зеркал», 1963) – эксцентричный и манерный придворный;
эпизодические роли в «Марье‑искуснице» (1959), «Королевстве кривых зеркал» (1963), «Огонь, вода и… медные трубы» (1967).

Примечательно, что Милляр часто играл сразу несколько ролей в одном фильме. Например, в «Василисе Прекрасной» он одновременно воплотил и Бабу‑Ягу, и старика‑отца. Актер мастерски менял облик: с помощью грима, пластики и голоса он создавал совершенно непохожие образы, каждый из которых запоминался зрителям.
Что стало с актером
Георгий Францевич Милляр продолжал сниматься до конца жизни, хотя в 1970–1980‑е годы его роли стали менее заметными. Он оставался верен сказочному жанру, появляясь в эпизодах фильмов‑сказок, но масштабных работ, сравнимых с ранними шедевра, уже не было.

Несмотря на всенародную любовь, Милляр редко получал государственные награды. В 1965 году ему присвоили статус заслуженного артиста РСФСР, а в 1988 году он стал народным артистом РСФСР. Его вклад в кино сложно переоценить: сегодня он считается одним из самых выдающихся исполнителей сказочных ролей в истории советского кино.
Актер скончался 4 июня 1993 года в Москве на 90 году жизни. Его наследие продолжает жить: Баба‑Яга в исполнении Милляра остается эталонным образом, который цитируют, пародируют и вспоминают с теплотой.
Фильмы с его участием не теряют популярности – новые поколения зрителей открывают для себя магию советского сказочного кино, где Милляр по‑прежнему царит как непревзойденный мастер перевоплощения.































