12 мин.

Уэс Андерсон: фильмы, полная фильмография, стиль, список, биография

В кинематографе особенно ценятся работы режиссеров, которые смогли выработать свой стиль. К таковым можно отнести американского кинорежиссера Уэса Андерсона, который в мае 2025 года на Каннском кинофестивале представил новый фильм «Финикийская схема». Мировая премьера картины состоится в начале июня. Андерсон известен не только съемками полнометражных фильмов, но и мультипликационных, а также короткого метра. Именно за короткометражный фильм «Чудесная история Генри Шугара» он в 2024 году был удостоен премии «Оскар» в соответствующей номинации. Самое время узнать о биографии Уэса Андерсона.

Актеры фильма Финикийская схема

Детство и юность

Уэсли Уэльс Андерсон родился 1 мая 1969 года в Хьюстоне, штат Техас, в семье Миллера Андерсона, работавшего в сфере рекламы и связей с общественностью, и Тексас Энн Берроуз, имеющей историческое образование. Мать сначала работала археологом, но после рождения детей переквалифицировалась в риэлтора. В семье росли еще два мальчика – Эрик и Мел. Уэсли было восемь лет, когда пришлось испытать первое потрясение в жизни, развод родителей. Позже он назвал это самым важным событием в его жизни.

Уэс учился в средней школе Вестчестера и слыл непоседой, пытаясь обратить на себя внимание других учеников и учителей, которые часто делали замечания в ответ на его плохое поведение. Пришлось направлять энергию в «мирное» русло. В нем стали проявляться творческие задатки. При наличии 8-миллиметровой видеокамеры Уэс стал снимать немое кино. Не было никакого сценария, просто он старался запечатлеть на камеру своих братьев. Юноша много читал, особое внимание уделяя романам. После школы Вестчестера Андерсон учился в колледже Святого Иоанна в Хьюстоне. Там он начал ставить большие и сложные спектакли. Часто основой постановок служили известные спектакли, кинокартины и даже телевизионные шоу.

По окончании колледжа в конце 1980-х годов Уэс поступил в Техасский университет в Остине, где познакомился с будущим известным актером Оуэном Уилсоном. Тогда еще оба не знали, что знакомство станет творческим союзом на годы вперед. Уэс специализировался по философии, а Оуэн по английскому языку. В одном из интервью 1996 года Андерсон сказал, что впервые они встретились на кружке из девяти человек, которые интересовались драматургией. Ребята сидели вместе и обсуждали работы драматургов. Уэс и Оуэн сидели на противоположных сторонах и за полгода учебы ни разу не заговорили друг с другом.

Когда все же произошло настоящее знакомство, разговор с литературы быстро переключился на обсуждение фильмов, и уже тогда они думали сделать что-то особенное. С той поры два друга стали жить в одной студенческой комнате и тогда же начали прорабатывать сюжет своей кинокартины, предварительно назвав ее «Бутылочная ракета». В 1991 году Уэсли стал дипломированным специалистом, бакалавром философии, но до съемок было еще далеко.

Карьера в кино

Изначально «Бутылочную ракету» планировалось снять как драматическую историю. В главных ролях должны были участвовать все три брата Уилсоны: Оуэн, Люк и Эндрю. Но чем глубже авторы погружались в сценарий, тем больше понимали, что драму снять не получится. Теперь вырисовывалась смесь жанров, где было место комедии, криминалу и мелодраме. У Эндрю Уилсона были кое-какие знакомства в мире кино. Благодаря им удалось найти деньги на съемку картины и запастись пленкой. Но опыта не хватало, чем дальше фильм снимался, тем меньше денег оставалось. В конце концов пришлось отказаться от полного метра и заняться короткометражкой.

Фильм посмотрел режиссер Кит Карсон, затем показал его продюсеру Полли Платт. Оба были впечатлены и предложили Уэсу выставить проект на один из кинофестивалей. Там его посмотрел еще один известный режиссер Джеймс Л. Брукс, у которого были хорошие связи с представителями «Каламбия Пикчерз». Так удалось найти на съемки пять миллионов долларов. Теперь Уэсу и компании все же удалось снять полный метр. Правда, кассового успеха не было, но большинство рецензий были положительными. К тому же Андерсон был удостоен премии MTV Movie Awards в качестве лучшего режиссера-новичка. Саундтрек был написан Марком Мазерсбо, основателем группы Devo. С тех пор их творческий союз с Андерсоном прослеживался во многих картинах.

Буквально через два года на экраны вышел второй проект Уэса Андерсона «Академия Рашмор» с Джейсоном Шварцманом и Биллом Мюрреем. На этот раз картина имела успех в прокате и удостоилась нескольких номинаций и премий. Третий фильм режиссера «Семейка Тененбаум» сочетал в себе похвалу критики, зрительский успех, кассовые сборы и внимание академиков. К тому же удалось собрать блестящий актерский состав: Джин Хэкмен, Анжелика Хьюстон, Гвинет Пэлтроу, Дэнни Гловер, Билл Мюррей, Бен Стиллер и набирающие популярность Люк и Оуэн Уилсоны. Фильм Уэса Андерсона впервые был номинирован на «Оскар» за лучший сценарий.

Следующую работу режиссера «Водная жизнь Стива Зиссу» 2004 года нельзя было назвать удачной. В ней он впервые применил анимацию. Но дело было не в ней, а в сложности съемок, где нужно было приготовить множество декораций в течение дня, в то время как солнце уходило за горизонт и съемки откладывались. Оценки критиков и поклонников были смешанными. Тем временем великий режиссер Мартин Скорсезе посоветовал своему коллеге попробовать исследовать Индию. Андерсон серьезно воспринял слова мэтра и объединил их со своим давним желанием написать сценарий с Романом Копполой и Джейсоном Шварцманом. Об этом Уэс как-то заявил в интервью одному из нью-йоркских журналов. Так появилась картина «Поезд на Дарджилинг», которую тоже приняли неоднозначно. Лучшие проекты были впереди.

Стиль Уэса Андерсона

Смотрите сериалы HBO и не только с переводом в день выхода новых серий! Попробуйте бесплатно!

Смотрите фильмы и сериалы на IVI бесплатно 

С самых первых работ Уэса Андерсона рецензенты и зрители стали обсуждать его стиль, направление и характер работы. В целом можно все отзывы разбить на ряд категорий.

  1. Кукольность. У Андерсона часто встречается детское восприятие мира, отсюда игрушечность декораций, при этом дети зачастую рассудительны и серьезны, а взрослые гротескны. Поведение и мироощущение взрослых навязано социальными стандартами, дети в этом смысле более свободны. Отсюда еще и использование миниатюр, таких как макет отеля «Гранд Будапешт».

  2. Пастельные цвета. Критики отмечают оригинальную цветовую гамму картин, сравнивая их с обложками журналов 1950-1960-х годов. Поклонники в социальных сетях создали сообщество, где делают снимки в стиле картин Андерсона.

  3. Симметрия. Режиссер стремится создать в кадре чуть ли не театральную мизансцену, как по учебнику. Все композиции выверены, все на своем месте, никаких случайностей. Кадр может быть статичен, актер входит в него и выходит как на сцене за кулисы.

  4. Скрупулезность. Внимание уделяется любой детали из реквизита. Если на камеру нужно порвать письмо, то делается до полутора десятков его копий, отсюда множество дублей.

  5. Постоянство. Чаще всего в фильмах Уэса Андерсона снимаются одни и те же актеры. Причем большинство из них статусные и звездные. Билл Мюррей и вовсе снялся практически во всех картинах режиссера.

  6. Костюмы. Их можно охарактеризовать одним словом – винтаж. Очень большое внимание уделяется яркой необычной униформе. Зачастую сложно определить, о какой конкретно эпохе идет речь. Мы просто погружаемся в мир, выдуманный самим Андерсоном.

  7. Характеры. В фильмах режиссера нет мускулистых супергероев. Напротив, в жизни многих из них можно было бы назвать неудачниками и недотепами. Но именно они притягивают внимание, заставляют сопереживать и даже в чем-то подражать им.

  8. Четкое структурирование. Нечасто режиссеры прибегают к дроблению своих полнометражных фильмов на части или главы. Уэс Андерсон относится к таковым. Зрители будто читают литературное произведение, переходя от одной главы к другой.

  9. Музыка. Чаще всего в картинах звучит музыка 1960-1970-х годов. Уэс сам занимается поисками композиций, но также помогают ему Рэндалл Постер и композитор Александр Деспла.

  10. Титры. Обратите внимание на титры в фильмах режиссера. Чаще всего они выполнены шрифтами Futura и Helvetica, что еще раз намекает на театральность и литературную сказочность. Андерсон вообще уделяет тексту большое внимание. Очень часто его герои обмениваются записками или нарисованными схемами.

Отдельной красной нитью в фильмах режиссера прослеживается тема отцовства. Недаром он считает развод родителей сильно повлиявшим на его дальнейшую жизнь. Отцы занимаются поиском сыновей и семьи, сыновья ищут отцов. Важная деталь бинокль, который часто можно увидеть в руках героев фильмов.

Фильмография Уэса Андерсона

Всего на счету режиссера 12 полнометражных работ и девять короткометражных.

Полнометражные фильмы Уэса Андерсона

  • «Бутылочная ракета» (1996 год);

  • «Академия Рашмор» (1998);

  • «Семейка Тененбаум» (2001);

  • «Водная жизнь Стива Зиссу» (2004);

  • «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» (2007);

  • «Бесподобный мистер Фокс» (2009);

  • «Королевство полной луны» (2012);

  • «Отель «Гранд Будапешт» (2014);

  • «Остров собак» (2018);

  • «Французский вестник» (2021);

  • «Город астероидов» (2023);

  • «Финикийская схема» (2025).

Короткометражные фильмы

  • «Бутылочная ракета» (1994);

  • «Отель «Шевалье» (2007);

  • «Кинопоказ для отряда кузена Бена с Джейсоном Шварцманом» (2012);

  • «Кастелло-Кавальканти» (2013);

  • «Чудесная история Генри Шугара» (2023);

  • «Лебедь» (2023);

  • «Крысолов» (2023);

  • «Яд» (2023);

  • «Чудесная история Генри Шугара» (2024).

Лучшие фильмы Уэса Андерсона

Познакомиться с творчеством Уэса Андерсона можно благодаря пяти лучшим его фильмам по опросам зрительской аудитроии.

«Отель «Гранд Будапешт»

Картина получила более десятка номинаций, включая девять на премию «Оскар», где была победа в четырех номинациях. Плюс премия «Золотой глобус» за лучший фильм, мюзикл или комедию и премия BAFTA за лучший оригинальный сценарий. Режиссер погружает зрителей в несуществующую страну Зубровку, где ведется повествование от имени владельца отеля Зеро Мустафы. Он вспоминает молодость и рассказывает посетителю писателю о приключениях, которые пережил с консьержем мсье Гюставом. В фильме снялись Рэйф Файнс, Тильда Суинтон, Эдриен Броуди, Уиллем Дефо, Эдвард Нортон, Джуд Лоу.

«Остров собак»

В марте 2018 года Андерсон вернулся в сферу анимации с фильмом «Остров собак». Он основан на истории 12-летнего мальчика, который пытается защитить собак своего города от мстительного мэра. В фильме снялся звездный актерский состав, в который вошли Брайан Крэнстон, Эдвард Нортон, Скарлетт Йоханссон, Харви Кейтель и другие давние соратники Уэса, включая Билла Мюррея. Правда, чтобы услышать голоса некоторых, нужно смотреть фильм в оригинале с субтитрами. «Остров собак» был номинирован на две премии «Оскар» как лучший анимационный фильм и лучшую музыку к фильму.

«Королевство полной луны»

Детство и детские образы есть в каждом фильме Уэса Андерсона. Они видны даже во взрослых персонажах. В данном случае режиссер сделал героями фильма детей: скаута Сэма и девочку Сьюзи. Родители считают Сьюзи трудным подростком. Хотя их самих можно назвать куда более трудными. От Сэма приемные родители отказались, у Сьюзи мать изменяет мужу с местным шерифом. Парочка влюбленных подростков решает сбежать подальше от взрослых. Фильм получил свыше сорока номинаций и около десятка наград.

«Бесподобный мистер Фокс»

Еще один мультипликационный фильм режиссера, где зрители знакомятся с семье Фоксов и его главой. Им предстоит стать свидетелями вражды лис с местными фермерами, переживать за героев и осуждать их. Однажды, совершив набег на ферму и попав в плен, мистер Фокс дает обет никогда больше не воровать. Но спустя много лет природа берет свое и начинаются приключения. В них оказываются втянуты другие лесные обитатели и родственники Фокса. Андерсону вновь удалось собрать звездный актерский состав с Джорджем Клуни, Мерил Стрип, Джейсоном Шварцманом, Биллом Мюрреем, Уиллемом Дефо. Уэс Андерсон озвучил суслика Стэна.

«Академия Рашмор»

История вращается вокруг подростка по имени Макс Фишер, который мучается на уроках, но преуспевает во внеклассных мероприятиях. Роль Макса сыграл тогда еще неизвестный Джейсон Шварцман. Герой посещает подготовительную школу, очень похожую на школу Святого Иоанна, в которой учился Андерсон. Еще одна связь с жизнью режиссера прослеживается в создании сложных театральных постановок. Ассоциации критиков Нью-Йорка и Лос-Анджелеса назвали Билла Мюррея лучшим актером второго плана за роль тоскующего бизнесмена, который завязывает дружбу с Максом. Оказывается оба друга влюблены в школьную учительницу Розмари Кросс.

Обзор «Французского вестника» Уэса Андерсона. Фильм, которому не место в кинотеатрах

 Дата выхода «Финикийская схема»