10 исторических неточностей «Гладиатора 2». Такого не было в Древнем Риме!
Ридли «Я так вижу» Скотт.
Действие «Гладиатора 2» происходит в Риме примерно в 200 году нашей эры и через 20 лет после событий фильма с Расселом Кроу. Как часто бывает с голливудским пеплумом, в сиквеле много исторических вольностей.
📌«Гладиатор 2» – набор исторического кринжа. Зато Педро Паскаль прекрасен
Некоторые события и персонажи не совсем правдивы, есть и откровенно вымышленные. Мы нашли 10 самых вопиющих обращений с фактами.
Главный герой Луций и его мать
Согласно всемирной истории, настоящий Луций из первого «Гладиатора» мог умереть еще в детстве, его отцом был, конечно же, не Максимус, а мать Луцилла даже не пережила своего брата Коммода.
Луцилла была второй дочерью императора Марка Аврелия и сестрой императора Коммода, умерла примерно во время событий оригинального фильма. Дважды была в браке:
● от первого мужа Луция Вера родила двух дочерей и сына, которого также звали Луций Вер. Малыш умер в детстве, хотя по крови мог претендовать на императорский трон, как Луций из «Гладиатора»;
● после смерти первого мужа вышла за генерала Тиберия Клавдия Помпеяна. В браке родился сын, его назвали Луций Аврелий Коммод Помпеян.
Ребенку было около года на момент событий «Гладиатора 2». О его жизни известно немного. Есть предположение, что был казнен Каракаллой.
Римский трибун Акаций
Тут все просто: персонажа Педро Паскаля в мировой истории не существовало.
Езда на носорогах
Жестокие гладиаторские бои проводились по всей империи, в том числе в римском Колизее, руины которого сохранились до наших дней. Люди приходили на трибуны, чтобы увидеть кровавые битвы гладиаторов.
В одной из сцен «Гладиатора 2» Луций, персонаж Пола Мескала, сражается с врагом на огромном носороге. Вопросов нет, выглядит эпично! Но Кэтлин Коулман, профессор кафедры классической филологии Гарвардского университета, отмечает, что гладиаторы сражались с другими людьми, а не с животными:
«Люди, которые сражались со зверями, были отдельной категорией. Их называли бестиариями. Бестиарии не сражались с другими людьми».
Среди противников бестиариев были и носороги. Римский поэт Марциал, фиксировавший события в Колизее, в 80 году н.э. писал о носороге с двумя рогами, подбросившего быка в небо! Но нет никаких доказательств того, что люди в то время ездили на носорогах.
Колизей с акулами
В другой сцене Колизей наполнен водой, словно гигантский бассейн. Cтранно даже не это, а то, что там плавают акулы, которые поедают воинов, упавших с корабля. По словам Коулман, в то время «римляне даже не могли знать, что такое акула».
В недавнем интервью Collider Ридли Скотт дал резкий комментарий на этот момент: «Чувак, если ты можешь построить Колизей, можешь затопить его чертовой водой, то почему там не может быть акул? Римляне вполне могли выловить пару акул сетями – конечно, это могло быть правдой. Вы серьезно?»
При этом морские сражения на потеху публике действительно проводились. Они назывались навмахия или наумахия и представляли собой воссоздание знаменитых морских баталий.
При Юлии Цезаре для представлений построили первый неглубокий бассейн, который наполнялся водой из реки Тибр. То же делал его преемник, император Август: навмахия воспроизводила битву при Саламине, а питалась водой из специально построенного акведука.
В правление позднего императора Клавдия вообще отказались от арен и провели наумахию из 100 кораблей и 19 тысяч человек на большом озере.
Утренний чай в кафе с газетой
Пожалуй, самым смешным моментом стала сцена, в которой римский дворянин пьет чай в кафе за утренней газетой. Как отмечает профессор, действие фильма происходит примерно за 1200 лет до изобретения печатного станка в Германии 1440-х годов.
Однако у римлян существовала форма ежедневных новостей – Acta Diurna, или «Ежедневные деяния», – которую многие считают предшественником современных СМИ.
Acta Diurna состояла из официальных посланий и сообщений, представляющих общественный интерес. Их не печатали на бумаге, а вырезали на каменных плитах и выставляли в публичных местах.
«Чтобы прочесть новости, нужно было идти в конкретное место, а не в кафе. К тому же у них не было кафе! Чай, как считается, римлянам был вообще неизвестен – они пили вино и поску, разбавленный уксусный напиток».
Бабуины
Персонаж Мескала в одной из сцен сражается с какими-то компьютерными вурдалаками, которые оказались бабуинами. Профессор Коулман отмечает, что нет ни одной записи о боевых макаках в Колизее.
Нумидия
Нумидия уже была частью Римской империи и перестала быть отдельным королевством задолго до событий сиквела. Хотя здесь историческая вольность Ридли Скотта погранична, ведь захват Нумидии показывают в самом начале «Гладиатора 2».
Женщина-воин
Во время осады Нумидии мы видим женщин-лучниц. В те годы женщина-воин в Северной Африке была такой же редкостью, как белый медведь в тех же широтах.
Требушеты
При атаке на Нумидию используются требушеты, метательные устройства для осады или защиты городов. Но их не было в Римской империи или Северной Африке. Потому что появились они в средневековой Европе.
Первое известное упоминание о прототипе требушета можно увидеть в сочинении архиепископа фессалоникийского Иоанна «Чудеса святого Димитрия» в 610—620 годах.
Жизнь и смерть римских императоров
Два императора, Каракалла и Гета, правили вместе всего несколько месяцев. Каракалла представлен в фильме болезненным подростком, хотя в действительности был крепким мужчиной и жестоким тираном. Неправда и то, что его сольное правление было очень коротким: шесть лет – это немало. Все это время сенат боялся и ненавидел Каракаллу.
Что до его брата Геты, то считается, что он погиб не от рук брата, а от рук преторианской гвардии, которая действовала по приказу Каракаллы.
Даем слово историкам: «Читая древние источники, складывается впечатление, что в подростковом возрасте Каракалла и Гета вели себя несколько необычно, буйствовали и потакали своим удовольствиям и страстям, как это свойственно подросткам. Между ними не раз возникало напряжение. Бывали моменты, когда их отцу приходилось вмешиваться и успокаивать парней.
Без отца отношения между братьями стали еще хуже. В какой-то момент они даже подумывали о разделе Римской империи по Босфору. Это могло спасти жизнь Геты, потому что в декабре 211 года н.э. Каракалла приказал его убить».
Почему настоящий Каракалла убил брата, история умалчивает. По сохранившимся сведениям, император был сосредоточен на военной славе и «жаждал стать новым Александром Великим». Одержимый лидером македонской империи, Каракалла пытался подражать ему во всем, а чтобы побыстрее взойти на престол, однажды пытался отравить своего отца.
Самого же Каракаллу убил не Макрин, а настроенный оппозиционно солдат его армии во время похода.
Жизнь и смерть Макрина
Макрин (Дензел Вашингтон в фильме) был реальной исторической личностью – человеком скромного происхождения, который во время единоличного правления Каракаллы был возведен на должность префекта претория. Это серьезная должность управленца преторианской гвардии, телохранителей императора.
«Предположительно, Макрин не имел особого образования в области права и политики, — говорит историк Фьютрелл. – Некоторые источники писали о нем как о человеке, который всю жизнь старается изо всех сил добиться чего-то. Его не считали абсолютно злом, беспринципным или безнравственным человеком, как других, находящихся вблизи центра власти».
Но в итоге настоящий Макрин оказался среди тех, кто решил избавить римлян от Каракаллы:
«В этот момент Каракалла полностью сошел с ума и разрушал империю. Более того, настоящий Макрин мог действовать с чувством божественной миссии. Предположительно, однажды он получил пророчество, что-то вроде гороскопа, по которому он и его сын Диадумениан будут обладать императорской властью.
Он это осознает. И мысль, что величие предначертано ему божественными силами, могло добавить мотивации».
Здесь «Гладиатор 2» близок к реальной истории. После смерти Каракаллы в 217 году н.э. Макрин действительно стал императором Рима, но лишь на год. А умер не от рук Луция – стал жертвой заговора родственниц Каракаллы и Геты.
Когда Ридли Скотта попросили ответить критикам, обвинившим его фильм в ляпах, он лишь сказал: «Живите своей жизнью». Очевидно, что режиссер не особо гнался за достоверностью, а, скорее, создал свою альтернативную вселенную. Если учтете это, смотреть фильм будет куда проще.
* * *
Так это же фильм, введение новых персонажей допустимо