Объясняем на пальцах феномен Dispatch

Почему по игре все сходят с ума?

12 ноября вышли финальные эпизоды Dispatch от AdHoc Studio. Игра про Роберта Робертсона, отставного супергероя Мехамэна и нынешнего диспетчера в службе для перевоспитания злодеев, быстро обрела успех среди геймеров. Продажи всего за 10 дней превысили миллион копий (за менее месяца – 2 миллиона), в Steam 97% крайне положительных отзывов, а на The Game Awards 2025 жюри номинировало проект в категории «Лучший инди-дебют».

Я собрал 5 главных причин, по которым Dispatch произвел фурор и стал знаковым проектом для индустрии.

📌Мой кандидат на игру года. В Dispatch супергерои напиваются в баре и флиртуют с красотками

Возвращение Telltale Games

Dispatch разработана AdHoc – студией, которую основали бывшие ключевые сотрудники Telltale Games после ее закрытия в 2018 году: Майк Чунг, Ник Херман, Деннис Ленарт и Пьер Шоретт. При их участии в праймовый период Telltale выпустила The Walking Dead, The Wolf Among Us и Tales from the Borderlands.

Загружаю...

Студия была известной еще в 2010-х как второй поставщик интерактивного кино на видеоигровой рынок (первой значилась Quantic Dream с ее Detroit: Become Human) – в дальнейшем этот статус переняли Supermassive Games («Дожить до рассвета»).

Отличительный подход Telltale заключался в создании проектов по лицензии, чаще всего комиксов. То были ответвления по известным вселенным с вариативным прохождением и эпизодическим распространением.

Первое время компания с большим опытом квестовых адвенчур держалась уверенно.

Но постепенно на качестве и продажах стали сказываться массовые увольнения, недостаток финансирования, токсичное руководство и большое количество игр в работе. Только за 2017 год Telltale выпустила «Стражей Галактики», Minecraft, «Бэтмена» и «Ходячих мертвецов».

По мнению комьюнити, лучшие годы компании пришлись на первую половину 2010-х. В 2018-м студия подала на банкротство, закрылась, а позже была перезапущена LCG Entertainment. Но хиты от нее больше не появлялись: ни второй сезон The Wolf Among Us, ни адаптация «Очень странных дел» – ничего из обещанного до сих пор не вышло.

Dispatch аккумулирует опыт Telltale и возвращает некогда одних из ведущих разработчиков жанра в лучшую форму. Как итог – положительные пресса и продажи.

📌 Все важные выборы Dispatch в каждом эпизоде. Ультимативный гайд

Анимационный сериал для взрослых

Игра продолжает тенденцию на многосерийную анимацию с высоким рейтингом. Тематически схожие истории заполонили стриминги: «Любовь, смерть и роботы», «Аркейн», «Монстры-коммандос», «Киберпанк: Бегущие по краю» – это лишь верхушка айсберга. Но ближайшим референсом по нарративу и рисовке для Dispatch выступает «Неуязвимый» 2021 года.

Сама идея совместить эпизодическую мультипликацию и взрослые атрибуты – от секса, расчлененки и матерщины до экзистенциальных вопросов – не нова. В аниме с этим справлялся еще «Берсерк» в 1997-м. Однако на западной стороне индустрии фурор произвел «Рик и Морти» в 2013 году – тогда авторы вместили несочетаемое в рамках комедийного тона и сатиры.

Загружаю...

Справедливости ради, эксперименты с формулой были и до этого – «Металлопокалипсис» уже транслировался по Adult Swim, а «Южный парк» дебютировал в том же 1997-м.

Но особенность Dispatch заключается в успешном переносе этих условий на видеоигру: юмор, драки, отсылки, драмы и романы героев. Немаловажен каст: на главной роли Аарон Пол из «Во все тяжкие», на второплановых оскароносный номинант Джеффри Райт и Critical Role – команда ролевиков и актеров озвучания. Проект изначально и планировался как полноценное шоу, пока намерениям не помешали трудности с поиском инвесторов и пандемия коронавируса.

Начав все же делать игру, в AdHoc сосредоточились на интересном и бодром сюжете с харизматичным персонажами по сериальной структуре. По ней ожидание новых эпизодов (целых двух) сократилось до недели вместо 2-3 месяцев, как было в случае Telltale.

Роберт Робертсон нереализованный и одинокий миллениал на офисной работе с аскетичной квартирой. Но в прошлом – брутальный и уважаемый супергерой в механическом костюме. Одной фабулой Dispatch попадает в фанатов «Офиса», «Разделения» и «Коня БоДжека» (ну и супергероики, куда ж без нее?).

К тому же, игра предлагает оригинальный сеттинг мироустройства – в противовес успешным мультсериалам для взрослых, которые зачастую являются спин-оффами или переносами на экран уже известных франшиз («Киберпанк», «Пацаны», DC).

Подобное решение превращает Dispatch в интересный прецедент – это одновременно анимационный сериал и интерактивная видеоигра.

📌 В Dispatch вырезали сцены секса. Но есть шанс их увидеть!

Деконструкция жанра супергероики

Последние годы супергеройский жанр находится в стагнации, как считают многие. Переизбыток однотипных Marvel и DC разбавляли экранизации смелых «Пацанов» или того же «Неуязвимого», но общая усталость от формата среди аудитории очевидна. Блокбастеры с многолетним лором про сверхлюдей больше не лидируют в бокс-офисе, а с новыми сериалами и видеоиграми даже фанаты знакомятся неохотно.

Загружаю...

Dispatch изобретательно обходится с жанровым тропом о привычном протагонисте. Роберт – не «мэри-сьюшный» супергерой со строгим моральным кодексом и сверхсилами, как таковыми. Он наследник продвинутого экзоскелета отца (а до него – его отца). Обычный уставший человек без гениального склада ума, атлетичного тела или бездонного кошелька. Он попросту ничего другого не умеет.

Игра смело начинается с того, что мы играем за супергероя, который номинально отошел от дел.

Ремонт костюма практически обанкротил героя. После чего он, разочарованный, спускается на ступень ниже – устраивается на работу диспетчером в службу перевоспитания бывших злодеев в героев. История вводит персонажа не с позиции вечного победителя и хорошиста, что во-многом отличает сюжет от подобных.

Супергеройский мир Dispatch опирается на оммажи к имеющимся: «Я-команда» подчиненных очевидно отсылает на «Отряд самоубийц», а в Роберте видны отголоски Брюса Уэйна или Тони Старка. Но это лишь на поверхности.

В Dispatch знакомые образы подаются со свежим и забавным взглядом:

  • Диспетчерская работа и внутрянка связного в супергеройском офиса ранее так плотно нигде не раскрывалась, даже в «Пацанах».
  • Местный Супермен-пришелец оказывается социально неловким и впадает в депрессию после расставания с девушкой.
  • Спидстер в момент использования сил стареет в несколько десятков раз быстрее, из-за чего выглядит как «афро-Эйнштейн» в свои едва 40.
  • Человек-летучая мышь (двойной рефрен на Бэтмена и Мен-бэта) ходит в деловом костюме, потому что занимается криптовалютой и акциями. При этом крупно гадит на парковке.
  • Чудаческие суперсилы тоже существуют – уборщик офиса скрипуче ходит в гидрокостюме и буквально извергает воду из всех своих отверстий.

Даже имя главного героя, Роберт Робертсон – это уже утрированная издевка над клише. Стэн Ли и Джек Кирби на заре комиксной эпохи ввели важность созвучия первых букв имени и фамилии у крутых персонажей, чтобы читатель их запомнил. Брюс Бэннер, Рид Ричардсон, Питер Паркер. Да и наименование альтер-эго Роберта, Мехамэн, такая же прямая калька с Железного человека.

И этот трюк с неймингом прослеживается у части героев игры, как и корни их переосмысленных образов из гик-культуры.

Загружаю...

Dispatch выводит на передний план не супергероев, а травмированных и уставших людей, которые лишь прикрывают свои проблемы плащом и трико. Даже фрик Водобой оказывается глубокой и грустной фигурой.

Это не делает Dispatch полным переизобретением каноничной супергероики, но ее смелой интерпретацией и выходом за штампы – точно. Успех игры доказывает, что публика не устала от жанра. Она устала от пресных и заезженных историй.

📌 Аарон Пол обожает видеоигры и комиксы! Назвал любимого супергероя и озвучил Роберта в Dispatch

Увлекательный симулятор диспетчера

Помимо QTE и выбора диалогов, основной геймплей Dispatch – непосредственно работа оператора супергеройской службы за монитором компьютера по подобию This Is The Police или 911 Operator. Игроку дана команда персонажей с уникальными навыками и характерами, и их нужно распределять в течение рабочего дня по вызовам от гражданских.

На сменах у Роберта есть карта района города и панель с участниками «Я-команды». У каждого по-разному развиты 5 навыков: бесстрашие, стойкость, ловкость, харизма и интеллект. Когда приходит вызов – на экране появляется значок восклицательного знака, где нужно прочитать описание и требования к миссии.

Исходя из него Роберт руками игрока будет отправлять на выполнение подходящих подопечных. Для «Убедите и убегите» нужна харизма и ловкость (на старте это Призма и Купе), для «Выдержите атаку» бесстрашие и стойкость (Громила и Голем), а для «Разминируйте бомбу» интеллект (Сонар).

В дальнейшем успех за миссии позволит индивидуально прокачивать «Я-команде» навыки, находить их эффективные дуэты и раскрывать уникальные способности. Так, если герой после поражения получил урон (возможно максимум 2 раза), Малевола в паре с ним вылечит напарника на следующем вызове.

Попадание нужного героя в ситуацию решит задание с 100% исходом, даже если есть недобор по навыкам – огневик Фламбе сможет остановить пожар, демонесса Малевола переубедить сектантов проводить обряд, а монструозный Голем усыновить детеныша кайдзю и остановить погром. Параллельно игрок будет проходить хакерские задачки самолично, двигая шарик по киберпространству и решая головоломки. Они будут усложняться по мере прохождения Dispatch.

Загружаю...

На фоне стратегического менеджмента весь состав регулярно коммуницирует: выясняет отношения, обсуждает сюжетные события накануне и анализирует миссии.

Механика залипательная и интересная, и ей крайне мало аналогов. Тем более, вызовы раскрывают лор и подкидывают хохмы – по прихоти какой-то корпоративной леди сослать члена команды с вкачанной ловкостью в разгар финальной битвы за латте на овсяном молоке не хотите ли?

📌 Снимите фильм по Dispatch – мы подобрали актеров на все роли. Кто сыграет Блонди Блейзер, Невидиву и Мехамэна?

5-я причина успеха Dispatch

Это попросту отличная игра с отличным сюжетом, зрелищными сценами и живыми героями, в которой супергероика вовсе не стоит во главе угла. Атмосферный саундтрек и стильный визуал также играют свою роль. В совокупности – редкий проект без чего-либо лишнего; все на своих местах. К тому же, он пойдет на любой конфигурации ПК и понравится самой разной аудитории. Даже фанатам дейтинг-симов.

Не попробовать Dispatch – значит пропустить одну из главных игр (формально вовсе мультсериал) 2025 года и самого яркого представителя интерактивного жанра последних лет.

* * *