Зомби, лут и выживание: подборка классных игр про живых мертвецов
От симулятора таксиста до зомби-Sims.
Игры про зомби, как и фильмы, занимают в индустрию нишу жанра «категории В». Почти все они больше про процесс, нежели про внятную историю. Хорошим сценарием на уровне голливудского кино могут похвастаться разве что дилогия The Last of Us и игровая адаптация комикса The Walking Dead от Telltale Games. И неудивительно, так как про ходячих мертвецов особо интересную историю не придумаешь. Поэтому сценаристы больше фокусируются на человеческих отношениях в условиях апокалипсиса.
По той же причине игры про зомби больше про геймплей: стрелять в нежить, собирать припасы, бороться за существование и даже строить собственное убежище. Если игра более комедийно-трешовой направленности, то внятной истории можно тем более не ждать: вместо нее абсурдный цирк с массовым истреблением мертвечины благодаря транспорту, безумным изобретениям или даже цветам, как в Plants vs. Zombies.
Из-за отсутствия захватывающего сюжета, а порой и невероятной дешевизны графики, многие игры в поджанре «что-то про зомби» проходят мимо радаров массового геймера. И очень зря: там, где проектам про оживших мертвецов не хватает бюджета, они с лихвой компенсируют недостатки интересным игровым процессом.
В честь запуска новой части Dying Light, одной из главных серий про зомби, мы собрали материал с играми по теме – как относительно известными, так и бюджетными.
📌No, I’m not a Human – симулятор паранойи. Это не обзор, а погружение в кошмар
Dead Island
Что это: кооперативный сюжетный экшен с возможностью создавать безумное оружие
Пожалуй, вторая по популярности серия зомби-игр после легендарной Left 4 Dead. Франшиза Dead Island запомнилась игрокам за счет уникальной идеи для жанра – ролевыми элементами (редкость снаряжения, заработок опыта, получение навыков и многое другое). И все это в кооперативе с друзьями, где каждый берет на себя роль уникального персонажа.
В итоге Dead Island стала не только сенсацией в жанре, но и прочным фундаментом для главного хита студии Techland – серии Dying Light, в которой авторы доработали идеи предшественницы и облагородили их крутой системой паркура.
Первая Dead Island сейчас играется довольно скучно, хотя и не плохо. А вот ее многострадальный сиквел, застрявший в производственном аду на более чем 10 лет – одна из самых бодрых игр про войну с нежитью. За счет визуального и звукового дизайна у каждого удара, пинка и затрещины ощущается вес. У зомби подробнейшая система травм: им можно ломать кости, отрывать куски плоти, поджигать и расчленять. Уровни жестокости в игре не вызывают омерзения, а скорее хохот в духе фильмов Тарантино.
Разработчики до сих пор поддерживают игру дополнительным контентом, благодаря которому вас затянет на 30+ часов. Из минусов: неприятная система автолевела, слегка тесноватые для игры в открытом мире локации и история, которая здесь просто есть. Зато хотя бы персонажи весёлые!
State of Decay
Что это: системная «зомби-песочница», где вы сами пишете историю
Зомби-выживач от Microsoft на первый взгляд – самая банальная игра в жанре из возможных. Стандартная история про вирус, превративший людей в монстров, с которыми американская армия не справилась. Зато каким-то образом с ними борются жители типичной глубинки США, которые собирают пожитки и отбиваются чем попало. Сценарий, который знают все, кто видел хотя бы пару фильмов по мотивам.
В State of Decay интересен именно геймплей. Каждый персонаж игры смертен. У каждого есть набор уникальных особенностей характера, навыки и внешний вид. А еще группа выживших (а управляете вы целым отрядом, пускай одновременно можно играть лишь за одного) может строить собственную базу-убежище и даже переезжать на новые места.
Первая часть серии была хорошим шутером от третьего лица с интересными системами выживания. Среднебюджетная игра для Xbox и PC, которую невозможно описать никак иначе как «приятная». Но по-настоящему ее формула раскрылась в сиквеле, где вместо развития сюжета разработчики прокачали системность. Перки, особенности и разнообразие внешности значительно доработаны, возможности базы и социальные взаимодействия с другими бандами выживших расширены, а контента стало в порядки больше.
State of Decay 2 – личная зомби-песочница. Сценария, кроме «зачисти карту от лагерей зомби и реши, какой на ней будет свод правил для оставшихся людей», в игре за пределами сюжетных дополнений считай что нет. Игра про процесс и ту историю, которую вы придумаете сами и которая будет создаваться по ходу геймплея.
Вот вы отправились на вылазку за припасами, как вдруг из куста на машину выпрыгнул зомби-камикадзе. Авто горит, все вокруг в кислоте, до базы топать полтора километра, кругом мертвецы. А ваш персонаж, голодный и раненный, ползет к ближайшему коттеджу в надежде найти лекарства и пищу. Другие герои в вашем отряде могут генерировать задания, дружить и ссориться друг с другом и даже делать что-то самостоятельно, пока вы в роли одного из них исследуете округу ради полезных припасов.
State of Decay 2 хочется сравнить с Mount & Blade, «Корсарами» и Rimworld. Эта игра – «генератор историй». Конечно, и близко не такой глубокий, как перечисленные примеры, но зато куда более дружелюбный к обычным геймерам, не привыкшим к хардкорным системам.
За годы существования игру доверху напичкали контентом: сотни пушек и элементов одежды, множество классов, карт и сценариев, а также всевозможные модификаторы сложностей, случайные события и прочие элементы, способные развлекать игрока сотни часов. Единственные минусы: неказистая графика, минимальные баги и недоделанный перевод на русский – местами попадаются бессмысленные символы вместо букв или непереведенные блоки текста. Играть не мешает, но осадочек остается.
К слову, в разработке находится третья часть State of Decay, о которой, правда, пока почти ничего не известно.
📌Borderlands 4 расстраивает. В ней полно проблем страшнее оптимизации
Project Zomboid
Что это: самая глубокая «зомби-песочница», которую разрабатывают более 10 лет
Если вам понравилась идея личного генератора историй про выживание в зомби-апокалипсисе, но State of Decay кажется слишком поверхностной – то Project Zomboid ваш выбор. Изометрическая инди-игра в десятки раз глубже по своим механикам. И при этом она максимально кастомизируемая: за счет внутриигровых настроек и фанатских модов ее можно превратить во что угодно, от выживания в русской глубинке до снаряжения из Escape from Tarkov.
Конечно, надо быть готовым и к бюджетной графике, и к сложностям ручной настройки и к освоению комплексного и неудобного геймплея. Но если вы хоть немного знакомы с инди-сценой, то знаете, что это скромная плата за непаханое поле возможностей и уникальный геймплей.
Также у Project Zomboid есть ещё одна крутая фишка: благодаря простенькой графике в ней удалось реализовать по-настоящему огромные толпы зомби. Если будете шуметь, то можете собрать вокруг себя толпу в тысячи мертвецов!
Zombie Driver
Что это: аркада, в которой верхом на боевом такси надо давить зомби
Zombie Driver
Zombie Driver – в меру трешовая игра, которая подходит к сюжету «город захватил вирус, армия бессильна» с необычной стороны. Вы играете за таксиста, машина которого в силу апокалипсиса из стабильного источника дохода превратилась в оружие массового уничтожения. Теперь вы разводите не пьяных туристов по ночам, а последних выживших в мегаполисе, наводненном зомби.
Помимо такси можно сесть за баранку и других видов транспорта: спорткар, военная машина или даже автобус. Все они отличаются характеристиками и вместимостью пассажиров. Последнее особенно важно, так как большое авто позволит забрать больше выживших без нужды возвращаться на базу и терять драгоценное время. Но при этом громоздкая маршрутка куда медленнее юркого такси.
Транспорт можно кастомизировать за счет брони и оружия. Результат порой крайне непредсказуемый, в духе Twisted Metal. Такси с ракетами? Автобус с миниганами? Да пожалуйста.
Zombie Driver – игра про чистое веселье. Здесь нет элементов строительства или выживания. Лишь вы, машины и толпы зомби. Конечно, игра максимально дешевая: в ней слабая графика, сюжет и персонажи существуют лишь для галочки, и пройти ее можно за пару вечеров. Но все эти недостатки с лихвой перекрываются возможностью уйти в дрифт на боевом автобусе, раскидывая голодных зомби по всей улице.
📌Охота крепкая: все, что вы хотели знать про Monster Hunter, но боялись спросить
Zombie Shooter 2
Что это: изометрический шутер с видом сверху про отстрел полчищ зомби
Zombie Shooter 2
SIGMA Games больше известна серией Alien Shooter, где в роли бравых солдат будущего надо уничтожать целые легионы пришельцев. Этот концепт и правда чуть интереснее зомби, так как инопланетяне позволяют придумывать более разнообразных противников, нежели ходячие мертвецы.
Но это не значит, что спин-офф про зомби, то есть Zombie Shooter, существенно хуже. И если первая часть проверку временем совсем не выдержала, то ответвление про мертвецов до сих пор один из лучших представителей жанра изометрических экшенов.
В игре можно выбрать уникального персонажа с особой способностью (например, возможность видеть секреты и тайные комнаты), прокачивать характеристики и подбирать снаряжение. От гражданского оружия вроде пистолетов и охотничьих ружей до тяжелых пулеметов и футуристических плазма-пушек. Помимо этого герой может разжиться силовой броней и даже боевым дроном-помощником.
Zombie Shooter – приличная «стрелялка» на 8-10 часов прохождения. Если вам нужна затычка между крупными релизами, где можно просто пострелять по зомби, отключив мозг – это отличный вариант. Советуем начинать со второй части: первая слишком незамысловатая и состарилась плохо, а сюжетно они никак не связаны. В целом сюжет в Zombie Shooter вещь опциональная.
The Last Stand: Aftermath
Что это: «рогалик» про путешествие через забитый зомби город
The Last Stand: Aftermath
Еще один шутер с видом сверху, только уже в полноценном 3D – что, правда, не спасет от очень бюджетной графики игры. Благо, она не про красивую картинку и интересную историю (как, впрочем, почти все игры этого списка), а про затягивающий геймплей.
Aftermath – эталонная «зомби-игра». Каких-то уникальных идей кроме элемента «рогалика» у нее нет: сражайтесь с зомби, собирайте хабар, управляйте ресурсам, продвигайтесь к цели. Сюжет по классике: «город пал, армия бессильна, выживаем как можем». Сильная сторона игры – насколько хорошо в ней сделаны все стандартные элементы жанра.
Биться с зомби вблизи и на расстоянии приятно (разве что гранаты в изометрической перспективе камеры кидаются неудобно). Разнообразие оружия, предметов, прокачиваемых перков, врагов и прочих возможностей невероятно велико.
И все это закрывается элементом случайности. Каждый ваш новый заезд за пределы безопасной зоны собирается из случайных остановок, заполненных случайным лутом и противниками. Вы никогда не знаете, что ждет в следующем заброшенном районе. Ровно как и каждый новый выживший обладает своим уникальным набором стартового снаряжения.
Еще один интересный момент: все персонажи, что отправляются за пределы базы спасать человечество от вируса, уже заражены болезнью. Поэтому в рейдах вы ограничены по времени: вирус постепенно съедает ваше здоровье и быстро прогрессирует, если полоска жизней пуста, отчего раны лишь ускоряют мутацию. Как только шкала полностью окрасится в фиолетовый – вы проиграли. Однако при этом постепенная мутация делает персонажа сильнее: дает сверхчеловеческую силу или скорость, делает невидимым для зомби, позволяет лучше целиться из оружия и так далее.
The Last Stand: Aftermath – «крепкая зомби-игра». Она не стремится внести в жанр инновации и выделяется среди конкурентов тем, насколько хорошо она выполняет базовую программу представителя жанра. Из минусов: лишь мелкие баги и общий неказистый вид.
No More Room in Hell
Что это: бесплатный «хардкорный» клон Left 4 Dead, где можно заразиться и стать зомби самому
No More Room in Hell
No More Room in Hell подходит к жанру зомби-шутеров с максимально хардкорной стороны. Игровые персонажи-выжившие – слабые и немощные. Один укус зомби способен заразить вас. А сами бои с мертвецами медленные и неуклюжие. К тому же, врагов всегда больше, чем патронов. Поэтому придется либо экономить ресурсы и сражаться в ближнем бою, рискуя быть укушенным, либо и избегать сражений во время заданий.
Если же вы заразились – игра не заканчивается. Вы все еще способны помогать друзьям выполнить задачу или даже скрывать от них факт обращения в зомби. Что, конечно же, разнообразит ваши кооперативные прохождения неприятным сюрпризом.
Сейчас в раннем доступе находится вторая часть, дела у которой пока идут неважно: старт тестирования вышел ужасным, и до сих пор игра скорее не готова. А вот у оригинальной версии все хорошо: огромное количество карт и модов, которые можно попробовать совершенно бесплатно.
На какие игры также стоит обратить внимание
• Into the Dead: Our Darkest Days: зомби-выживач в двухмерной перспективе про эпидемию в Техасе. Пока что в Раннем доступе.
• Infection Free Zone: стратегия про менеджмент выживших в зомби-апокалипсисе. Ключевая фишка – возможность сделать игровой картой любое место на планете. Пока что в Раннем Доступе.
• Quarantine Zone: The Last Check: симулятор работника на карантинном пропускном пункте. Осматривайте выживших, ищите укусы и признаки заражения и решайте судьбу тех несчастных, кто не прошёл проверку. Игра должна выйти в ноябре 2025, а сейчас можно сыграть в бесплатное демо.
• Deadlight: 2D-платформер 2012 года про боевого старика, выживающего в заполненном зомби городе. В 2016 году у него вышло переиздание с новым игровым режимом арены и улучшенной графикой.
***
5-минутная игра из Китая покорила геймеров. Так внук почтил память бабушки
Как Польша стала столицей европейского геймдева
Геймеры недовольны сложностью Silksong. Кажется, многие просто повелись на хайп