«Миссия невыполнима: Финальная расплата»: эффектный финал великой франшизы
Андрей Загудаев – о завершении саги имени Тома Круза.
Искусственный интеллект Entity (или – Сущность), с которым главные герои не смогли совладать в прошлой части шпионской саги «Миссия невыполнима», продолжает кошмарить человечество и постепенно подчиняет себе страну за страной. К началу восьмого фильма Сущность добралась до основной цели – ядерного потенциала четырех главных держав: США, России, Китая и Великобритании. Чтобы сломать их защиту, искусственному интеллекту нужно чуть больше трех дней.
Остановить Сущность могут (или думают, что могут) всего двое. Скрытный преступник Габриэль, который хочет управлять программой и с ее помощью построить новый мир. А также последний герой боевика, шпион в рыцарских доспехах Итан Хант – единственный в мире оперативник, который не боится ни черта, ни бога. Он, вместе с уже знакомой нам по прошлым эпизодам «МН» командой (компьютерный гений Лютер, хохмач-инженер Бенджи и воровка Грейс), несколькими примкнувшими к ним новыми и новыми-старыми (не буду спойлерить) героями, при содействии решительной женщины-президента США вступает с Сущностью в масштабную схватку в разных концах планеты.
Главное о фильме «Миссия невыполнима: Финальная расплата»:
- Дата выхода: 23 мая 2025 года.
- Жанр: шпионский блокбастер.
- Режиссер: Кристофер Маккуорри («Миссия невыполнима 4-7»).
- Актеры: Том Круз («Топ Ган», «Грань будущего», «Особое мнение», «Миссия невыполнима 1-8»), Винг Реймз («Криминальное чтиво», «Воздушная тюрьма»), Саймон Пегг («Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые»), Хейли Этвелл («Герцогиня», «Кристофер Робин»), Эсай Моралес («Ла бамба», «Плохие мальчики»), Пом Клементьефф («Стражи Галактики», «Мстители: Финал») и другие.
- Где смотреть: в кинопрокате.
- О чем фильм: команда наемников во главе с Томом Крузом спасают мир от искусственного интеллекта.
От редакции: вы в блоге Андрея Загудаева – автора телеграм-канала «Кроненберг Нефильтрованное» и одноименного канала на YouTube. Подпишитесь, чтобы не пропустить свежие обзоры на Кибере.
Монументальная шпионская сага «Миссия невыполнима» за 30 лет превратилась из смелой альтернативы бондианы в чуть ли не в главную экшен-франшизу на планете. Ее двигатель – конечно, Том Круз, который даже в 62 года остается последним настоящим киногероем на большом экране. Он сам выполняет сложнейшие трюки, добавляя тем самым картине аналогового обаяния фильмов 30-40-летней давности. Все остальные герои боевиков уже давно исчезли на хромакее.
В этом смысле «Финальная расплата» – лебединая песня Круза, по крайней мере в рамках этой шпионской франшизы. В фильме есть несколько эффектных экшен-сцен, но больше других выделяются две, засветившиеся даже в промо-материалах. И если долгий и молчаливый эпизод на подлодке сжигает зрителя с каждой минутой при помощи постоянно нагнетаемого напряжения, то финальная экшен-сцена с кукурузниками – одна из вершин современного трюкового кино. Да чего уж – не только современного.
И дело, в первую очередь, именно в бесстрашном Крузе, который не просто способен выполнять каскадерские номера, но искренне хочет это делать. Потому что понимает, что эти номера выводят его фильмы на другую орбиту, не подвластную никому больше. А сами невероятные трюки давно уже стали важной отличительной чертой его шпионской франшизы. Люди приходят в кинотеатр не только посмотреть фильм про бандитов и оперативников и мировые заговоры, но и взглянуть на естественное, но сильно утраченное в последние годы кинопроизводство экшен-сцен. Думаю, что подобные эмоции могут дарить только Том Круз и (с поправкой на размах) другой вечный кинокаскадер – Джеки Чан. Но учитывая возраст обоих, невольно каждый их новый фильм с таким набором полотерских номеров нужно ценить еще сильнее.
За пределами боевых сцен «Финальная расплата» довольно предсказуемо, хоть и не всегда складно подводит черту под историей, длившейся почти 30 лет. Главное открытие: оказывается, все части «Миссии» не просто связаны отдельными героями, но сюжетно являются частью одного общего нарратива. Если вы хотите быть полностью подготовленными к «Финальной расплате», неплохо перед этим устроить себе мини-марафон с просмотром предыдущих частей. Тогда вы не только восстановите в памяти всю историю целиком, но и намного сильнее отреагируете на появление некоторых старых персонажей и неожиданные родственные связи в новом фильме.
Вообще, первый час «Финальной расплаты» авторы тратят на то, чтобы как раз напомнить зрителю, что было раньше. Многочисленные флэшбеки постоянно буксуют повествование, но в какой-то момент становится понятно, что все это нужно, чтобы в последний час фильма – самый захватывающий и стремительный – уже ничего не отвлекало от развязки. Но все-таки в первой половине придется немного поскучать.
Пока верхушка американского правительства покорно наблюдает над губительным планом Сущности, Итан Хант по крупице конструирует план, который должен спасти человечество. Главный лейтмотив картины: любой человек – творец своей судьбы. И только он решает, каким будет завтрашний день.
Пока герои и злодеи готовятся к последней схватке, к «Финальной расплате» можно предъявить немало претензий. Конфликты и способы их решения более-менее были обозначены еще в предыдущих частях, а в восьмом фильме главные персонажи лишь добавляют к их плану щепотку недостающих деталей. Некоторым героям откровенно не хватает времени, чтобы раскрыться, особенно – злодеям. Габриэля портят манеры и театральность, Сущность – слишком инертна. В Голливуде в былые времена искусственный интеллект умели представить куда более зловещим и пугающим (см. франшиза «Терминатор»).
План уничтожения Сущности тоже не отличается стройностью: шифры, ключи, затопленные подлодки, взлом ядерной обороны – все это авторы чуть сумбурно сваливают в одну кучу, из-за чего иногда бывает сложно понять, зачем эти бегут туда, а вот эти – обратно. Но тут не в пользу «Миссии» играет, конечно, ограничения кинотеатра – даже в 2 часа 45 минут, что идет фильм, аккуратно утрамбовать всех персонажей и события довольно сложно.
Плюс в некоторые моменты фильм как будто автоматически сбивается в самопародию – выдерживать градус серьезного напряжения оказываются неспособны даже авторы шпионского сериала. Их тоже можно понять – последние несколько выпусков «Миссии» они только повышали и повышали ставки.
Но затем наступает вторая половина, и «Финальная расплата» начинает дышать полной грудью. Фильм из немного сумбурного шпионского боевика превращается в эффектный летний блокбастер – с предателями, неожиданными геройствами, трагическими смертями и, конечно, ошеломительной финальной экшен-сценой, которая длится минут двадцать. От нее натурально невозможно отвести взгляд – такое в современном дорогом кино не делает никто.
В таком регистре «Миссия» внезапно начинает работать. На экран возвращается харизма Итана, юмор Бенджи, обаяние женского состава героев. А сказанные героями банальности про самопожертвование, преодоление человеческих возможностей и борьбу со злом мгновенно превращаются в важные постулаты, окрашивая финал героическими красками.
Да, «Финальная расплата» не раздвигает рамки жанра, не переворачивает правила игры летнего голливудского кино, а лишь подводит черту под длинной и сложной историей одной яркой франшизы. И делает это со своей фирменной грацией и несколько обезоруживающей прямолинейностью. Но это и подкупает. «Миссия невыполнима» никогда не была самой безупречной франшизой – ее сходу можно забросать десятком претензий. Но все эти 30 лет шпионский киносериал гнул свою линию и не отходил от принципов, и за это перед огромной командой, которая работала над фильмами в разные годы, можно только снять шляпу.
Что будет дальше с киносериалом, кажется, знает только Том Круз. Недавно актер заявил, что готов сниматься до 100 лет и никогда не откажется от роли в боевиках. Но насколько бы ни был силен запал голливудской звезды, он не бесконечен.
«Миссия» за эти 30 лет так и не превратилась в хит планетарного масштаба вроде «Аватара» или «Мстителей». И, наверное, уже никогда им не станет. Но во все годы эти фильмы дарили уникальные эмоции, несравнимые ни с чем в жанре. Даже если «Финальная расплата» станет действительно конечным фильмом франшизы (хотя и верится в это с трудом), то будет и грустно, и легко. Все хорошее останется с нами навсегда, а плохое – самоуничтожится, пусть на это уйдет не пять секунд, как в фильме, а чуть больше.
Больше обзоров от Андрея Загудаева на Кибере:
«Грешники»: обзор стильного хоррора про вампиров от режиссера «Черной пантеры»
«Рейс навылет»: веселый одноразовый боевик в духе «Джона Уика»