Как киберспорт изменил мою жизнь: Личное путешествие во вселенную Dota 2

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Глава первая: «Сын, зачем тебе это нужно?!»  Казался далёким 2014 год, когда мне было 14 лет. Сказать, что моя судьба в те дни была предрешена, — солгать самому себе. Как и большинство подростков, я бесцельно бродил, не зная, что именно хочу положить в тележку этого отвратительно-прекрасного супермаркета под названием «жизнь». Я ходил в школу, читал художественную литературу, регулярно играл с отцом в шахматы и тогда не имел понятия, что один случайный разговор на задних партах во время школьной перемены может полностью перевернуть мою жизнь. Мой одноклассник Илья фанатично рассказывал своим сверстникам про компьютерную игру — Доту 2. Не сказать, что с особым интересом, но с его толикой, я прислушивался, пытаясь погрузиться в суть повествования. Незамысловатая реплика «Ярик, приходи домой и пошли вечером с нами на пару каточек» стала отправной точкой в мир игры. Придя домой и движимый родившимся интересом, я загрузил из браузера игровой онлайн сервис под названием «Стим», а затем и саму игру, рекламируемую в узких кругах небольшой группы подростков.

Загружаю...

Для меня открылась целая вселенная, проводником в которой стали более опытные товарищи по школе. Помню свою первую игру и первого персонажа — Инвокера. Как выяснилось позже, мой выбор пал на одного из самых сложных и вариативных героев, с наиболее требовательной ролью на центральной линии. Настольные книги из вчерашнего досуга быстро сменились на чтение описаний способностей персонажей, а время, проведённое за шахматной доской с отцом, исчезло без следа: шахматная доска сменилась на карту Доты, а фигурами стали мы и мои тиммейты. Сознание сотрясалось от новых возможностей на мониторе, и я жадно изучал всё новые грани игры. На фоне нового увлечения все прежние хобби стали вторичными, а игра превратилась в страсть. Проводя дни напролет за компьютером, мать задала всего один вопрос: «Сын, зачем тебе всё это нужно?» Глава вторая: «Знакомство с профессиональной сценой». Месяц за месяцем я проводил время за новым занятием, быстро превзойдя по навыкам своих наставников. Для них, как и для многих подростков, фокус внимания был расплывчатым и быстро переключался с одного дела на другое. Но не для меня. Роль мидлейнера отражала мои внутренние качества и стремление вносить наибольший вклад в игру. Мой никнейм «Fanat1k» подчеркивал эту сущность. Я набирался опыта, играя на Тинкере, Ланае и Паке, которые были визитными карточками большинства мидлейнеров того времени как в пабликах, так и на профессиональной сцене.

Дотабафф основного аккаунта

Достаточно быстро я поднялся до отметки в 4500 ММР, начиная с 1800 после первой калибровки, а спустя более длительный промежуток и до 6000. Профессиональная сцена того времени переживала смену поколений и появление новых звезд, таких как Arteezy, Suma1L и Maybe. Когда Dendi со своим метафорическим пианино оставался «последней надеждой жёлто-чёрных», новые таланты начинали своё восхождение к вершинам: Arteezy зарекомендовал себя как перспективный талант на турнире MLG Columbus и занял третье место на The International 4 в составе «Evil Geniuses». Suma1L привлёк внимание всей сцены своим агрессивным стилем игры и фразой «I think I deserve it» при поднятии кубка на китайском DAC 2015, будучи моим ровесником. Мейби начинал оправдывать свой будущий статус одного из самых стабильных игроков десятилетия. Преимущество киберспорта – его онлайн-формат, позволяющий не зависеть от местоположения. Этот ключевой фактор разжёг мое страстное желание следить за сценой и заводить новых друзей из самых разных уголков нашего полушария.

Загружаю...
Реакция тиммейтов на провокационную фразу Сумаила

Глава третья: «KZKB – Komanda ****** Kak Bi» Стремительная популяризация дисциплины, заложенной «Рождёнными Побеждать» в рамках СНГ, вдохновляла молодежь играть на арене своих локальных миров. Я умел нажимать кнопки и, вдохновляясь механически сильными личностями, такими как Suma1L, Dendi, Maybe и RTZ, хотел повторить их успех и однажды составить им конкуренцию. Но, как оказалось позже, талант к филигранному нажатию клавиш не равен игровому интеллекту. В то время, питаясь энергией от профессиональной сцены и стремясь играть в собственной команде, я познакомился с игроком по имени Botch, который стал моим близким другом и остается им по сей день. Botch, по моей оценке, был настоящим капитаном, способным в перспективе соперничать в мировом топе. Он имел около 5500 ММР при потолке в 7000 и собрал свою команду, пригласив меня, поскольку не имел возможности выбирать лучших, как Puppey или xiao8. Botch был кэрри и капитаном нашей команды в одном лице, а так же он обладал уникальным видением игры в рамках того уровня, на котором мы находились. Он же помог мне понять командный процесс, стратегии и индивидуальные фишки. В то время было достаточно иметь пару скилловых игроков на ключевых позициях и одного просвещенного капитана, чтобы направлять коллектив. Подтверждение этому находится и в рассказах того же Nix'a о Funn1k, мудрость которого от Puppy последний так и не перенял, говоря: «чуваки, мы всего-то слушали Климента». Так родилась наша команда: кэрри-капитаном был Botch, мидлейнером – я, автор этого текста, тройкой – киевский знакомый по имени Толян, а на саппортах – наши друзья. Название нашей команды было придумано в шутливой форме – «Komanda ****** Kak Bi». Нужны были стратегии на фаст-пуш? Botch знал, как задавать темп с Ченом, Дровкой и рейнджовым семи-кэрри на миде, дополняя цепочку плотным фронт-лейном в лице Бистмастера или Тайдхантера. Нужна была стратегия с игрой в лейт и новаторским свапом ролей, где я играл на Свене или Антимаге, а Botch командовал с Профеткой на миде? У нас были такие стратегии уже в 2015! Так мы покоряли аматорские турниры и пытались пробиться в квалификациях на крупные турниры.

Загружаю...

Казалось бы, начало в большой киберспорт заложено через предпринятые маленькие шаги. Но, как оно обычно и бывает, на все «железные» планы у судьбы заготовлены самые коварные сценарии... Глава четвертая: «Поворотный момент: от игры – к жизни» Главное правило реальности – не запутаться в своих иллюзиях. Несмотря на стремительное локальное развитие, которое имело потенциал перейти на новый уровень, никогда не стоит забывать о реальном мире. В то время, параллельно описанным в прошлой главе событиям, развивалась и моя личная жизнь: отношения с девушкой, семья, грядущее поступление в вуз после окончания школьной программы. И тут меня ждало фатальное потрясение, перечеркнувшее мои планы в киберспорте – я расстался с первой любовью и переехал в другой город, чтобы успешно поступить в университет. Разбитый на тысячу осколков, подобно полученным за прогресс при выполнении различных внутриигровых задач в «Dota Plus», мне пришлось оставить надежды на будущее в киберспорте. Не было ни сил, ни желания, а на плечах теснился груз ответственности от новых вызовов в университете. Команда распалась, и все её участники по иронии судьбы ушли в личную жизнь, несмотря на свой потенциал. Годы шли, и мне пришлось думать о том, как бы прокормить себя. Перерыв, взятый от Доты, сильно сказался: прежние отметки в 5500-6000 ММР превратились в пыль, а восстанавливать их означало слепо следовать мечте без малейшей гарантии на успех. Однако, мне удалось использовать знания от Доты на поприще беттинга, находя погружённых людей.

Загружаю...
Одно из первых рабочих мест, 2020 год

Часы, ранее проводимые за игрой, сменились на бесчисленные часы просмотра матчей. Студии Рухаба и зарождающийся Мейнкаст не выдерживали критики у людей с бэкграундом, сравнимым с талантливыми аматорами тир 2-3 сцены. Где есть спрос, там рождается предложение. На Твиче появилось яркое пламя коммьюнити-кастеров, чьи карьеры не задались, как у Sh4dowehhh’a или Nix’a, или тех, кто не сумел отобраться на крупные ланы, как Iceberg или AlwaysWannaFly. Приглашенные действующие игроки, вчерашние «прошники» и тренеры, передававшие бесценный опыт и удовлетворявшие аппетит к знаниям, создали непередаваемую атмосферу, проложив путь к эпохе коммьюнити-кастов, какую мы знаем и можем видеть в самых разноплановых проявлениях. Глава пятая: «От Игрока к Публицисту» Сегодня – 26 мая, вторая половина дня. Совершенно случайно, в последний день конкурса блогеров, дающего возможность любому желающему поделиться своим опытом, я расплываюсь в томной улыбке. Dota 2 – это не просто компьютерная игра. Dota 2 – это отдельный жанр в мире киберспорта, который не сравнится ни с одним другим. За эти годы я пересмотрел десятки турниров, стал свидетелем триумфов аутсайдеров, как Team Spirit на The International 10, и пути к возмездию Notail’a и OG на The International 8. Я застал ковидную эпоху Team Secret, феноменальных Wings на The International 6, и коварный знак вопроса от Emo в финале Singapore Major 2021. Всей душой смеялся от эйфоричного 23Savage, преждевременно отпустившего клавиатуру на Riyad Masters 2023.

Загружаю...

Но главное, что я получил от Доты – это возможность взглянуть на мир шире. Я обрел близкого друга, научился справляться с эмоциями и планировать свою жизнь, взрослея вместе с игрой. Благодаря Доте, я встретился с одним из своих любимых игроков современности – Kiyotaka, с лёгкой приятной завистью обсудив с ним нынешнее поколение мидеров. Ключевое – я открыл для себя страсть к письму с амбициозной целью – стать частью индустрии уже не в тени, а в качестве автора.

Встреча с одним из любимых мидеров нового поколения, 2023 год

Мое глубокое убеждение: если опыт не превращен в текст – он даже не становится твоим прошлым. Dota 2 – это не только мое прошлое. Dota 2 – это чье-то будущее. Dota 2 – это наше настоящее.  P.s.: Неужели вы всё же думали, что мы тут и вправду в компьютер играем? Мы жизнь живём!

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Ярошенко пишет