«Valve не дает последнего шанса». Интервью с Maelstorm – о работе на Инте и новом сезоне
Интервью Кирилла Блинкова.
Владимир «Maelstorm» Кузьминов. Человек, даривший нам послематчевые интервью на The International 2023. Человек, ярко-оранжевый пиджак которого до сих пор мелькает в памяти. Человек с юмором не для всех (я среди них) и одним из лучших телеграм-каналов среди кастеров (уж извините).
Каково работать с Valve? Почему интервьюеру лучше не отсвечивать? Не смею вас задерживать!
Кто лучший российский дотер года? Вы знаете их всех! ✨
«Я не чувствую утраты по DPC»
– Как тебе ВЕ-квалификация к Даче? Ожидал победы VP?
– Да, вполне. Я не могу сказать, что воспринял квалификацию как нечто особенное. Скорее знаешь, как 1 сентября – это начало года. Конечно, по факту началом года был прошлый ESL (Кибер: в Куала-Лумпуре), но это был конец календарного года, а вот это уже начало. Все потихоньку вкатываются.
– У нас недавно выходил текст о том, что VP смотрелась единственной командой в квалификации региона, потому что остальные выглядят как хаотичные миксы. Если смотреть сейчас, как думаешь, у нас возможна конкуренция без учета грандов? Кажется, что мы окажемся в ситуации, когда есть Spirit, BetBoom, VP и все остальные.
– Так, наверное, и должно быть. Когда есть некоторые гранды, у которых все стабильно, и в отсутствии ростерлока все постоянно шафлятся. Я думаю, даже сильные команды будут менять состав чаще, ведь ростерлока нет, есть возможность. Так что не считаю, что это не норма.
Просто почему VP так легко выиграла квалификацию? Да потому что всех, кто мог им что-то противопоставить, позвали на BetBoom Dacha. Не было практически никого – за исключением, наверное, команды Рамзеса (Кибер: L1ga Team). Да и то, как выяснилось, она не вполне готова сражаться.
Virtus.pro прошла на Дачу – а кто-то сомневался? Конкуренции попросту нет
– Мы уже свыклись, что DPC больше нет. Как ты сейчас оценишь отмену цикла?
– Для кого-то, может, что-то и поменялось, но я не чувствую изменений – как для зрителя, так и для комментатора. Раньше я приходил смотреть на DPC, а сейчас DPC заменили бесконечные квалификации на бесконечные турниры.
Только в DPC было очень мало денег и очень ценились очки. А очков сейчас практически нигде нет, кроме как в системе ESL Pro Tour. Сейчас она не то чтобы заменяет DPC, но очень важна в этом смысле. Когда все турниры по миллиону, в принципе пофиг, на каком тебе играть. Какая разница? Этот турнир на миллион или следующий? Этот LAN, этот проходит в онлайне. Ну, первые попрестижнее, да, здесь чуть поинтересней, чуть поудобней, но в целом ничем они не отличаются.
Хотя принадлежность к крупной системе – это важно. По факту систему DPC заменила система ESL Pro Tour. Которая хоть и была раньше, но была параллельной. Теперь осталась единственной.
– А ностальгии по вечерним матчам в DPC нет? Когда заранее знаешь, собираешься с друзьями посмотреть дерби BetBoom – Spirit.
– Вообще нет. Я не чувствую какой-то утраты. Я могу собраться с друзьями, хотя я обычно с ними комментирую, и посмотреть турнир, который идет вместо DPC. Одно заменили на другое.
Была просто нудная, рутинная, бесконечная и (еще со вторыми дивизионами) совершенно неинтересная рубка. Сейчас заменили на квалификации, где ты понимаешь, за что сражаются тир-2 команды. Что в моменте это более ценно – вот для команды Klim Sani4, например, выиграть квоту на Дачу. А выиграть второй дивизион, подняться в первый – очень долгий путь.
– Но тут проблема в стабильности. Посмотрим со стороны фанатов: представим, я болельщик такой-то команды. И если она вылетает в первом раунде, то мне, грубо говоря, незачем смотреть квалификацию. А в DPC я бы посмотрел минимум 7 матчей.
– Как они 0:7 отлетают? И кайфовал бы?
Ну, такая система. Что смотреть на команду, которая вылетает в первом раунде? Смотреть надо на тех, кто побеждает.
– Можно вспомнить Spirit в прошлом сезоне. Команда вылетала с мейджоров, но фанатам ведь все равно хочется следить за составом.
– Да, но конкретно на тех турнирах, что было на них смотреть? Они были не готовы, они плохо играли, и все. Приезжайте на следующий турнир, играйте лучше – как они и сделали.
Я не вижу тут проблему. Опять же, команда Рамзеса не может пройти VP, у нее нет шансов. Она играет на две головы ниже, остальные еще хуже. Какие шансы? Зачем вам там играть?
Как будут на тир-2 турнирах играть? Ну, кстати, возможно, какие-то тир-2 будут анонсированы, будем смотреть за ними там. Я думаю, ниша не останется незанятой. Поэтому не о чем будет сожалеть.
– А для уверенных тир-1 команд вроде Spirit, Gladiators, Liquid что-то поменяется? Они все так же будут играть от Инта до Инта?
– Ничего не поменяется. Может, от Рияда до Рияда. Точнее, от чемпионата мира. Я не знаю, как будет восприниматься Инт на дистанции. Для меня Инт – уже не деньги, а титул. И соответственно, поездка туда для меня – какая-то ачивка вне финансов. Все остальное – работа, где ты трудишься и стараешься заработать. В отличие от Инта, где праздник Доты – для меня – так и остается.
Но будет ли оставаться [праздник], если на Инте будет такой же призовой, как на других турнирах, или в десятки раз меньше? Вопрос хороший.
– Ты относишься негативно к новой политике по призовому фонду Инта?
– Нет, я относился негативно к старой политике.
– Почему?
– Очевидно, что 15 миллионов после 40 миллионов уже не воспринимаются как «о-го-го». Хотя, блин, это же 15 миллионов! А 5 миллионов после 40 воспринимаются очень плохо.
Все говорили, что призовой был слишком раздут. А потом – бах! – и мы получили то, что получили. Такой вот провал, эмоциональный и финансовый.
– И что нужно Инту, чтобы переплюнуть Рияд? Деньги?
– Тут каждый сам решает. Если для тебя главное – деньги, то любой турнир с большимии призовыми переплюнет. А если важнее «Тарелка», то никакие другие не имеют значения.
Все равно у Инта будет то, что никогда не будет у другого турнира. Это турнир от разработчика, это официально единственный чемпионат мира. Самый главный. Хоть там денег вообще не будет.
– Мы знаем дату следующего TI (возможно) и его место. Однако как туда попасть – без понятия. У тебя есть догадки?
– Заинвайтят, и дело с концом.
– Тогда зачем сначала отказываться от концепции, которая была непрозрачной, а потом ее возвращать?
– Видимо, не понравилось. Попробовали несколько лет – очевидно, оно работало не так, как хотелось. Постоянно говорили, что в DPC нет справедливости. Почему Гладиаторы взяли три мейджора и все равно заняли второе место по DPC-очкам? Как такое возможно?
Как правильно брать интервью в эфире? И что по ситуации с 9Pandas и Ноуфиром?
– На прошедшем Инте ты брал послематчевые интервью. Что-то запомнилось?
– Было много запоминающихся моментов, но для себя выделил бы один поучительный.
Я чем-то прозанимался в перерыве, даже не помню чем. И вот я отвлекся на одно, другое и понял, что надо было идти на интервью, а я к нему практически не готов. И оно получилось довольно посредственным. Знаешь, вопросы из серии, которые мог задать любой. И оно, по-моему, было на английском, да еще с китайским игроком – перевод на переводе.
Я стараюсь для себя отмечать моменты негативные. Да, позитивные тоже приятно отметить, но из них ничего не вынести кроме, что в следующий раз можно сделать так же.
– Ты наверняка видел странное интервью Сквадикса для китайских зрителей. Что бы сделал на месте коллеги?
– Да ничего. Иногда ты не должен испортить шоу, которое делают игроки. Если они не делают шоу, ты должен постараться его найти. Но если все происходит само собой, просто стоишь и держишь микрофон – как и делала девушка-интервьюер. Я думаю, что она все делала правильно.
– Сквадикс не перегнул палку?
– Он на самом деле застенчивый парень, и поэтому бывают такие моменты (смеется). Это было на грани, это могло сыграть с ним злую шутку – как мы знаем, фанаты обижаются на такие вещи. Но, к счастью, все обернулось мемом, и всем понравилось.
Не думаю, что он какое-то зло вкладывал – просто хотел повеселиться.
– Флешбэков с Ноуфиром не было?
– Ну нет. Когда человек приходит на интервью с целью саботировать и когда человек выдает что-то из серии «Я не знаю, что сказать, скажи за меня», но слегка в другом ключе, – это совершенно разные вещи. Тем более он [Nofear] уже до этого что-то говорил.
– Как выходить из таких ситуаций? Я помню, что тогда ты принял часть вины на себя. Может, чтобы понизить градус, снять фокус со студии?
– Возвращаясь к той ситуации, это было из-за штрафа. Их оштрафовали, потому что Мария Гунина что-то сказала – я даже сейчас не помню. Потом история повторилась несколько раз за постоянное нарушение дисциплины. Разве это проблема студии, что команда постоянно получает штрафы? Конфликта всегда можно избежать при желании – и с той стороны, и с другой. Окей, они так поступили. Это был их какой-то протест.
Когда ты в подобной ситуации, все, что можешь – сказать: понятно, до свидания. Но глупо воспринимать ситуацию в контексте кто прав, а кто нет, когда находишься в кадре и берешь интервью. Твоя задача – постараться сделать из этого хоть какое-то шоу.
Иногда это происходит само собой, а иногда нужно быть готовым. Очевидно, что в тот момент мы не были готовы, и я долго думал, как это обыграть. По-хорошему, нужна очень сильная импровизация, которую надо развивать. К сожалению, у меня это качество довольно сильно хромает, надо будет над ним поработать. Говорю себе уже в который раз.
Эта ситуация была далеко не единственной. Когда что-то произошло нестандартное, надо из нее выйти. И зачастую приходят реально крутые идеи, но – потом. А в моменте ты просто теряешься. И от этого надо избавляться. В моменте – да, можно было сказать, что Ноуфир козел, как он посмел, осудить его или студию – там работают одни буки, они дали неправомерные штрафы и так далее. Но это конкретная ситуация, а как общее целое – как для ведущего, как для интервьюера – никаких выводов не будет сделано. Надо смотреть на ситуацию по-другому.
– Были вещи от дотеров, которые раздражали или вызывали недоумение на TI?
– Не могу сказать ни одного плохого слова в сторону тех, кто давал мне интервью. Все были по-своему приятны: либо человек сам пытался завести беседу, либо давал хорошие и эмоциональные интервью. Не было ни одного проблемного человека.
Посмотрите интервью с проигравшими. Найтфолл начал говорить и не заканчивал. Ну что? Ты просто стоишь и держишь микрофон. Фишман – тоже эмоциональное интервью, с Пьюром вообще одно удовольствие общаться, Бокси очень приятный парень. Ну и китайские ребята стоят и смотрят на переводчика, ты смотришь на переводчика – вот и все интервью.
– С какой мыслью ты подходишь к интервью с проигравшим игроком?
– Мне нужно попасть в настроение. Глупо улыбаться, когда человеку грустно, но и глупо делать кислую мину, если ты видишь: не очень-то и расстроен игрок, он воспринял все позитивно. Нужно проявить эмпатию.
В интервью с проигравшим вообще интервьюер не нужен. Это очень важно на самом деле. Худшее, что может сделать интервьюер, если его будет очень много. Ты просто задаешь какой-то вопрос, на который игрок начинает отвечать – все. Не ты главный герой трансляции, не отсвечивай.
– Комментировать гранд-финал или взять послематчевое у победителей?
– Я бы выбрал то, как считает продюсер трансляции. В момент, когда я начну решать, кто и что будет комментировать, кто и что будет брать – я должен буду уйти из эфира.
Я могу решать только, кто будет сидеть в аналитике, если я на ведущем. Нет конфликта интересов, ведь я набираю себе аналитику – стараюсь брать лучших для себя людей. Но если я просто в пуле талантов, и мне говорят: «Сегодня ты решаешь, кто комментирует гранд-финал», отвечу, что точно я.
В моем понимании так делать нельзя. Даже если ты лучший комментатор, ты никогда не будешь непредвзят. Ты либо себя занизишь, либо завысишь.
Как таланты общаются с Valve? И главное – что такое «Маел-момент»?
– Ты отмечал, что к TI12 Valve очень сильно помогала с визами. Где-то еще заметил изменения в работе Valve?
– Ну, немного заметил, но это связано с тем, что у меня роль поменялась. В целом без изменений, но Valve действительно сильно помогла с визами, насколько можно. Но чтобы все понимали: с визой в Америку нельзя «помочь» – именно прийти и сделать.
Можно помочь куда-то добраться и где-то податься, помочь с проживанием, с перелетом. В остальном ничего не придумаешь – ты просто приходишь к консулу и говоришь как есть.
– Как выглядит общение таланта с Valve?
– Его очень немного. Просто в какой-то момент говорят, что в тебе заинтересованы на Инте. Ты туда прилетаешь, получаешь вводные: ты хозяин, делай что угодно – твори! Мы [Valve] тебе не мешаем, мы тебе помогаем. Снимай что хочешь. На все, что нам не понравится, повесим бан – такого не говорили, но подразумевалось. А если понравится, то мы одобрим.
И тут я понял, зачем меня позвали на Инт: это гораздо интереснее, чем мне казалось до этого. Я думал, что мне скажут встать «вот здесь» и сказать «вот это», но мне дали полную свободу действий.
– Есть моменты, которые ты почерпнул при работе с Valve? Может, дали какой-то совет?
– Нет, такого нет. Для меня это неповторимая коммуникация. Я не могу понять, как, что и почему делает Valve. У них своя система, которую мне никак не понять.
Тебе никто ничего не советует. Тебе просто говорят «хорошо», если все так и есть, а если плохо, то, возможно, вообще ничего не говорят. Но это система не только у Valve – так много где. Ты сам должен понять, когда плохо, и перестать это делать. Когда хорошо, ты и так видишь реакцию людей, цифры просмотров.
У Valve позиция простая: мы тебя позвали, ты профессионал. Ты все знаешь и во всем разбираешься. Если это не так, если не оправдаешь наших ожиданий... ну, здесь понятно. Тебя позвали как суперпрофессионала. Либо соответствуй, либо до свидания – больше на Инте мы тебя не увидим. Я воспринимаю это так, хоть напрямую мне такого и не говорили.
– Слышал о замечаниях от Valve, о «даем тебе последний шанс»?
– Valve не дает последнего шанса. Valve дает инструкции. Их можно нарушать, их можно соблюдать, но в какой-то момент ты можешь просто получить [по шапке]. Да ты даже и не узнаешь, что получил. У меня был момент, когда спрашивал, в бане ли я, ведь меня не позвали на Инт. Мне сказали, что все хорошо. Просто другие люди поедут.
Насколько я понимаю, чуть больше стало коммуникации у студии, которая занималась русскоязычной трансляцией. Но, опять же, там не объясняют «почему». Там говорят: «Мы хотим так, и точка».
– Как думаешь, Valve осталась довольной русскоязычной трансляцией?
– Не знаю.
– А ты?
– Я считаю, что мы сделали хорошо, но можно было сделать лучше – многие вещи.
Я уже высказывал мнение: когда включал трансляцию, то уже не мог смотреть на одни и те же лица. Как бы они мне ни нравились, и свое в том числе. При этом я смотрел на англоязычную трансляцию, где интервью берет то Avo+, то китайские ребята, то Тсунами, то Слакс. И это уже четыре человека. Мне кажется, просто не хватило людей – как в кадре, так и за кадром.
– Каких людей тебе не хватило в кадре? Будь ты на месте Valve, кого бы позвал?
– Блин, это хороший вопрос. Я даже не думал об этом. Я думал, что просто людей не хватает! Это очень сложный вопрос, ведь у Valve свои критерии и понимание, какие люди должны быть в кадре, как они должны работать, как они должны выглядеть и вести эфир.
Их видение не вполне совпадает с моим. Мне нравятся более пикантные – с перчинкой в эфире, которая, возможно, в официальном комментировании неприемлема.
– Какой талант идеальный по меркам Valve?
– Олсиор. Во всяком случае, идеальный талант по меркам Valve, но на мой взгляд. Весельчак, «без негатива», всегда найдет общий язык, раскрутит, подаст, все сделает энергично, будет общаться с коллегами, хорошо представит зрителю. Естественно, он профессионал: идеально говорит, знает Доту как свои пять пальцев. И при этом такие люди должны быть разные. Один – веселый, другой – другой. Будет хороший и интересный каст.
На TI10 был довольно неплохой каст, я считаю: Артсайл, и Солыч, и Резоль – кого там только не было. Это мощно было! Вот таких я жду – ярких людей, которые не боятся делать что-то на грани. Не боятся, что сейчас они сказанут, потом их забанят. При этом не делают все, лишь бы до грани дойти, а просто... Мне кажется, сейчас я пытаюсь объяснить, что значит «весело».
– Когда ты можешь узнать о заинтересованности Valve?
– Скорее всего, ты узнаешь чуть раньше официального инвайта. И зависит от того, кто тебя пригласит, есть ли у них твоя почта, нужно ли им ее спросить или нет, чтобы выслать. Нужны ли им от тебя какие дополнительные вещи. Если ты уже полностью готов и все полностью устраивает, ты можешь узнать об этом чуть больше чем за месяц.
– Насколько много платит Valve?
– Много ли получает человек, который стримит Доту?
– Смотря какой, разумеется.
– Вот ты и ответил на вопрос. Одно дело – топ-стример, другое – парень, который первый раз включил стрим, и у него один зритель. Разница катастрофическая. И это нормально. Я не считаю, что все должны получать поровну.
Были времена, когда у нас все получали одни и те же деньги, но, я считаю, это полнейший бред. Поровну должны получать только те, кто одинаково квалифицирован. Возможно, человек в начале пути не будет получать то, что заслуживает. Такие есть и сейчас – им платят сильно меньше, но они пока об этом не знают. Или уже знают и выбили нормальные деньги.
Бывают моменты, когда очень крутые ребята работают за копейки. При этом есть те, кто получает деньги, вообще ##### [ничего] не делая. Как и везде, конечно. Но на дистанции, кто более полезен, кто знает себе цену и, главное, обладает скилами, кто способен учиться, есть талант, возможности – те и растут.
– Последний, но самый важный вопрос: как объяснить человеку, что такое Маел-момент?
– Данное интервью! Шутка [От автора: да, это был он].
Это когда ты приводишь девушку домой, чтобы познакомить с родителями, а батя рассказывает какую-то супер не смешную историю или анекдот, который ему кажется смешным.
Мой телеграм-канал по Доте (о чем же еще) – давай сюда!
«Я пытаюсь где-то посерединке быть. В итоге все недовольны». Интервью с Xeno – создателем Dota 1x6
Тест по механике предметов в Доте. Помните, что и как работает?