Левых чемпионатов мира в CS было слишком много. А нужны ли они вообще?

Рассуждаем о турнирах для сборных.

Месяц назад Faze Clan выиграла Thunderpick World Championship. Онлайн-турнир с парой топовых команд, призовым в полмиллиона долларов и неуместно пафосной приставкой. Турниров, которые имели в названии «чемпионат мира», в CS было много. Организаторы стремятся добавить этим статусности чемпионату, но на деле выглядит абсурдно. 

Даже в классическом спорте можно зафиксировать кризис мировых первенств. Чемпионат мира остается статусным лишь в футболе. Чемпионат мира по баскетболу проигрывает в зрелищности НБА, чемпионат мира по хоккею уступает НХЛ. Турниры по CS скорее схожи с системой в теннисе: есть самые престижные турниры серии «Большого шлема» – мейджоры, и много турниров для всех уровней команд. Но в том же теннисе есть чемпионаты среди сборных – Кубок Дэвиса или олимпиады. В классическом варианте национальных турниров в CS нет. Хотя попытки были.

В эпоху CS 1.6 были WCG и ESWC – самые престижные турниры на тот момент. Для них проводили национальные отборочные, и они были максимально приближены к формату олимпиады или чемпионата мира. На WCG 2009 в турнире по CS 1.6 участвовало 35 команд из 32 стран. С появлением CS:GO и мейджоров подобные турниры ушли на второй план. Последний ESWC проводился в 2017 году, но по факту статусность он потерял еще раньше. 

Загружаю...

В 2015-м и 2016 году компания E-frag проводила турнир с лаконичным названием The World Championship. На первом турнире даже выступали Scream, Shox, Flamie, Seized, Dosia и Happy. Был и внушительный по тем меркам призовой фонд в 100 тысяч долларов, но в следующем году на мировое первенство приехало уже мало топовых игроков. Были и проблемы с призовыми, которые должна была покрыть компания Azubu. Но все их деньги ушли на покупку стриминг-сервиса Hitbox, а призовые пришлось покрыть организаторам. По итогу идея турнира загнулась. 

Apex, NBK-, Happy, Smithzz и Shox на чемпионате в 2015-м

Кстати, в 2015 году чемпионат мира по CS проводился среди ботов. Даже тут организаторы назвали турнир Bot World Championship, хотя в данном случае это было использовано в юмористическом ключе, ведь турнир проводился 1 апреля. Можете оценить хайлайты от легенд сцены: бота Molotovich и бота Decoyev.

Отвечай на вопросы по Доте, КС и играм и выигрывай призы на Новый год!

Загружаю...

Последним относительно успешным турниром со сборными командами стал WESG. Относительно успешным потому, что главной мотивацией играть были большие призовые – по 1,5 млн долларов, с выплатами которых по итогу были проблемы. Чемпионы WESG 2018 года болгары из Windigo получили выигрыш спустя год. Были трудности и с организацией: игроков селили в ужасные отели с крысами, плесенью и ржавой водой. 

 

WESG отошел от изначальной идеи турниров для мононациональных команд и смягчил правила. С 2019 года на чемпионате могли участвовать команды минимум с тремя представителями одной национальности. Нововведение убило уникальность WESG, а проблемы с организацией, выплатой призовых и пандемия окончательно добили проект. С 2020 года турниров серии WESG больше не проводилось.

Чемпионаты мира также проводит международная киберспортивная федерация IESF. В федерацию входит 111 стран, которые ежегодно проводят национальные отборочные, а сама IESF продвигает включение киберспорта в систему Олимпийских игр. Звучит красиво, конечно, но на деле такие турниры также были провальными. Низкие призовые, плохие условия, отмыв денег боссом федерации, который переводил финансы прямо себе на счет, и прочая дичь.

Показательный момент – замена по ходу турнира в сборной Словакии. Один из игроков не попал на чемпионат, так как незадолго до перелета у него подтвердился коронавирус. Сборная осталась вчетвером, заменить некем – тренера у состава не было. Выручил словацкий фанат: он выиграл в конкурсе поездку на ивент вместе с командой и стал пятым игроком с ником Grogy. А ведь у болельщика не было ни одного официального матча на про-сцене. В итоге словаки даже выиграли первые две игры, а фанат настреливал не сильно хуже основных игроков, что красноречиво говорит об уровне турнира.

Загружаю...

📌 Дичь на ЧМ по киберспорту: половина команд не доехала (играют Непал и Намибия), в CS фаната взяли пятым игроком

С недавнего времени федерацию IESF возглавил принц Фейсал из Саудовской Аравии. Шейхи активно захватывают киберспорт и теперь планируют новый чемпионат мира на базе фестиваля Gamers8. Первый подобный чемпионат намечен на 2024 год. Esports World Cup (так называется турнир) проведут среди клубов, а не сборных, потому что цель организаторов – сделать самые престижные соревнования в ключевых дисциплинах, что возможно только с приглашением топовых команд.

Фестиваль Gamers8 позиционировал себя как киберспортивную олимпиаду c 15 топовыми дисциплинами и общим призовым в 45 миллионов долларов. И если в Доте турнир получился успешным и уже сравнивается с Интом и по статусности, и по призовым, то в CS пока есть вопросы и к формату, и к деньгам. Призовой в CS в этом году был очень скромный по меркам шейхов – миллион долларов. Ниже только у Starcraft 2 и PUBG Mobile. 

Киберспорт и олимпиада 

Попытки включить киберспорт в состав Олимпийских игр предпринимаются давно, но безуспешно. Барьеров много: жестокость в шутерах, распределение доходов, правообладатели, роль разработчиков. Еще в 2018 году глава МОК (Международный олимпийский комитет) Томас Бах говорил, что киберспорт не будет включен в программу Олимпиад до тех пор, пока не перестанет пропагандировать жестокость.

«Мы не можем включить в программу Олимпиад то, что пропагандирует насилие и дискриминацию. Это я о так называемых стрелялках. Они, с нашей точки зрения, совершенно не соответствуют нашим понятиям олимпийских ценностей».

Загружаю...

Олимпийские требования распространяются не только на жестокие шутеры. Этой осенью киберспорт был на Азиатских играх – втором по статусности соревновании в Азии после Олимпиады. В соревнованиях по Доте участвовали даже Ame и Somnus. Но ограничения тут доходили до абсурда. Комментаторам запрещалось говорить слово «убийство», упоминать кровь, а скины в игре перерисовывали, чтобы сделать их менее жестокими. Даже ники игроков были запрещены: киберспортсменов упоминали по полному имени и фамилии. 

📌 Безумные правила на турнире в Китае. Нельзя говорить «убийство» и называть ники

Летом 2023 года МОК провел свою Олимпийскую киберспортивную неделю. Тут все соответствовало нормам олимпийской хартии. Соревнования проводились в Tic Tac Bow (стрельба из лука), Tennis Clash (теннис) и Virtual Regatta (парусный спорт). Был представлен даже Fortnite в категории стрельба, однако без классического батл-рояля. В общем, олимпийские функционеры хотят видеть в качестве дисциплин лишь симуляторы классического спорта. Поэтому в ближайшей перспективе мы вряд ли увидим, как на олимпиаде выступают S1mple или Collapse. 

Нужны ли национальные турниры?

Описывая весь безнадежный опыт национальных первенств, задаешься вопросом: а нужны ли они вообще? Если говорить о CS, то 7 команд из топ-10 HLTV имеют международные составы. Из последних 12 крупных турниров лишь на одном чемпионате выиграл не интернациональный коллектив, так что фиксируем тенденцию на составы-солянки.

Самим про-игрокам подобные турниры вряд ли нужны. Соревновательный график в CS переполнен, а выделять время для подготовки к отдельному чемпионату не со своей командой, а со сборной – нереализуемая задача. 

Предположим, заинтересовать игроков можно большим призовым. Однако опыт WESG показывает, что всех топов привезти все равно не получится, а без них, увы, нет зрительского интереса.

Загружаю...

Единственный вариант для проведения чемпионатов мира с национальными командами – инициатива разработчика. Но Valve только налаживает систему в CS 2 и меняет ее в Доте. Riot создала обособленный работающий продукт, который вряд ли нуждается в реформах. Так что движения в этом направлении ждать не стоит.

 

Президент ФКС Москвы недавно возмущался: «Игрок не видит необходимости бросить все, поднять флаг страны и его защищать. Возможно, это связано с тем, что аудитория очень молодая». А возможно, это связано с тем, что организация делает для киберспортсмена намного больше, чем любая федерация. Игроки хотят выигрывать самые престижные турниры, а не защищать флаги. Сам киберспорт в силу своей специфики – космополитен. Прошники имеют свободу выступать с любыми тиммейтами вне зависимости от их национальности – лишь бы достигнуть главных высот. Национальные чемпионаты мира к таким не относятся и вряд ли будут в ближайшие годы.