Каждый сезон «Очень странных дел» − отсылка к новому хоррору. Сериал вырос из семейных ужасов Спилберга в кровавый слэшер

Сравниваем по кадрам.

Четвертый сезон «Очень странных дел» от Netflix  удивил зрителей мрачной атмосферой и все большей ориентацией на брутальные фильмы ужасов 80-х.  

Хоть сериал жанрово относится к приключенческой научной фантастике, создатели проекта, братья Даффер, вдохновляются культовыми хоррорами. И от сезона к сезону в сериале сменяются эстетические ориентиры. Разбираемся в эволюции сериала с точки зрения жанров ужастиков и предугадываем, чем будет вдохновлен пятый сезон.

Первый сезон – семейный ужастик

 

Мы запустили конкурс прогнозов по CS! Можно выиграть кучу призов

Загружаю...

Сначала главным ориентиром для братьев Даффер были «семейные» фильмы ужасов Стивена Спилберга и «детская» проза Стивена Кинга.  

Доскональное воссоздание в первом сезоне атмосферы «Инопланетянина» Спилберга пришлось по душе как молодому поколению, так и взрослым миллениалам. Образ Америки 80-х уже нельзя представить без детей на велосипедах, сумрачного пригорода и мальчишеской романтики.  Режиссеры позаимствовали из «Инопланетянина» не просто образность, но и сюжетные арки.  

Скажите, чем забота Майка об Одиннадцать отличается от приключений одинокого мальчика Эллиота с инопланетянином? Майк (Финн Вулфорд) прячет ее от родителей точно так же, как это делал Эллиот с новоприбывшим другом. Оди даже одевают как инопланетянина. А игра Dungeons & Dragons? Это все атрибуты Спилберга. 

За приключенческую часть в первом сезоне отвечала реалистическая проза Стивена Кинга – «Тело». А точнее: экранизация Роба Райнера «Останься со мной». Вечный сюжет о беспокойных подростках, которые отправляются за острыми ощущениями в летнее путешествие. 

Экранизация Кинга «Порождающая огонь» – еще один столп начала сериала. Девочку Чарли играет Дрю Бэрримор, ее героиня разжигает огонь силой мысли. А у отца Чарли идет кровь из носа, когда он использует суперспособности. В «Очень странных делах» линия с правительством США полностью вдохновлена сюжетом «Порождающей огонь».  

Второй сезон – хорроры об одержимости 

 

Братья Даффер расширяют культурное поле, смещая акцент с детских приключений на тайны и ужасы Изнанки. Хотя влияние двух Стивенов – Кинга и Спилберга − все еще доминирует, новые элементы из «взрослых» фильмов ужасов проявляются отчетливее. 

Загружаю...

Центральный хоррор-троп во втором сезоне – одержимость потусторонними силами. Его разыгрывают на Уилле Байерсе, который стал марионеткой Истязателя Разума. Режиссеры передают таинственную атмосферу, вдохновляясь классикой мистических хорроров – фильмом «Изгоняющий дьявола» Фридкина. Здесь бесноватость одержимой 12-летней Риган, как и Уилла, жизнеспособна только в холоде. И в сцене освобождения от потусторонних сил – они оба привязаны к кровати.  

Психологический портрет Уилла списан с Джека Торренса (Джек Николсон) из великого «Сияния» Кубрика. У них обоих опасные намерения замаскированы под улыбчивость и славное настроение.  

Третий сезон – боди-хоррор

 

Братья Даффер продолжают нагнетать атмосферу, обращаясь к новым поджанрам ужасов: боди-хоррору и «серьезным» научно-фантастическим ужастикам. Сезон значительно опережает предыдущие по количеству мертвых тел и мерзкой физиологичности. Один из ключевых источников вдохновения – «Вторжение похитителей тел» Дона Сигела, ранний образец боди-хоррора, затрагивающий мутацию тела. 

В фильме Сигела инопланетяне овладевают телом жертвы, в «ОСД» Пожиратель разума всех заражает: от крыс до людей. Он превращает их внутренности в слизь, которую потом преображает в чудовищную форму. По сути, использует живых существ как материал для строительства.  

Загружаю...

Но главным ориентиром выступил культовый фильм Джона Карпентера – «Нечто». Тварь из фильма – это инопланетный паразит, способный принимать форму любого существа, включая людей. Ужасно изменчивая природа монстра пересекается с центральной идеей сезона – опасность таит в себе даже тот, от кого ты ее не ожидаешь.  

Четвертый сезон – слэшер

 

Вывихнутые тела, съеденные глаза и бассейны крови – это самый брутальный сезон. В нем полностью испарилась инфантильная атмосфера безобидных хорроров Стивена Спилберга. Братья Даффер взяли курс на кровавые слэшеры. 

«Кошмар на улице Вязов» Крэйвена задает тон сезону. Новый злодей, Векна, нападает на подростков в их бессознательном состоянии. Фредди появляется во сне, а Векна вызывает летаргический сон. Оба они также используют травму и неуверенность жертв против них самих. А как мы увидели в финальной серии – от Векны просто так не избавиться, в точности как и от Фредди. 

Еще одним подспорьем выступил «Хэллоуин» Джона Карпентера: в маске убийцы подростков бегает Эдди Мансон. Но главные заимствования не столь очевидны. Карпентер задал моду на использование образа нянь в фильмах ужасов, в «ОСД» в этой роли выступает Стив Харрингтон (персонажи не раз подшучивали над его амплуа). А саспенс в «Хэллоуине» нагнетается за счет использования мрачной синтезаторной музыки, этим же пользуются Дафферы. Замечу, что это касается только сюжетной линии в Хокинсе.  

Загружаю...

Пятый сезон – постапокалиптический хоррор

 

Уверен, что братья Даффер в финальном сезоне не снизят градус − и станет брутальнее, жестче и трагичнее. Как мне кажется, сериал будет развиваться в двух направлениях. Основная линия ориентирована на апокалиптические фильмы ужасов, поскольку мы помним, что происходило с Хокинсом в конце четвертого сезона. И в этом смысле «Мгла» − прекрасный кандидат на то, чтобы задать тон. Жуткие монстры с щупальцами и атмосфера безысходности во «Мгле» пересекаются с настроением и сеттингом в «ОСД». 

Другое направление, более частное, будет посвящено Уиллу Байерсу. Сериал намекнул нам, что у Уилла восстановилась загадочная связь с Изнанкой. Поэтому логично предположить, что линии второго и третьего сезона с одержимостью и боди-хоррором продолжат. А если учитывать, что все герои из круглых подростков вырастут в юношей и девушек, то, вероятно, режиссерам пригодится фильм «Факультет». В нем скрещиваются темы одержимости, органики и сексуальности. Как раз то, что стоит ожидать от взрослых «Очень странных дел».

* * *

Финал «Очень странных дел 4» – эпик, во всех смыслах убивший сезон. [Спойлер] и [спойлер] заслужили большего

Чем занимаются актеры-подростки из «Очень странных дел»? У Майка своя рок-группа, Оди – модель Calvin Klein, Уилл стал видеоблогером

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Роман Волынский