Sony ни за что убила Days Gone 2. Небольшая студия сделала хит на 9+ млн проданных копий, а ее за это развалили

Погорский в ужасе от политики компании.

В 2019-м на PS4 вышла Days Gone – сюжетный зомби-экшен, в котором байкер-одиночка Дикон колесит по постапокалиптическому штату Орегон, отбивается от целых орд зомби и грустит о пропавшей жене. Игра стала одной из самых продаваемых новинок того года, а спустя 19 месяцев после релиза ее тираж перевалил за 8 млн копий. Другой поздний эксклюзив PS4, самурайский экшен в открытом мире Ghost of Tsushima, добрался до этой цифры лишь на месяц быстрее (и отчасти благодаря переизданию Director’s Cut).

Позже выяснилось, что гейм-директор Days Gone Джефф Росси взял цифру не из внутренней статистики компании, а с уже закрытого сайта Gamestat, считавшего количество человек, разблокировавших достижения – в ноябре 2020-го первый сюжетный трофей в Days Gone получили примерно 7,6 млн человек. Статистика продаж PC-версии, вероятно, тоже взята со сторонних сервисов – значит, она близка к реальности, но включает небольшую погрешность.

Загружаю...

Тем не менее казалось бы, обе игры заслужили продолжение, но в реальности PlayStation профинансировала только сиквел «Цусимы» (судя по вакансиям Sucker Punch) и даже экранизацию, а Days Gone 2 – зарубила.

Days Gone.

Разница между этими двумя случаями показывает PlayStation с нелестной стороны. Компания настолько одержима перфекционизмом, что готова выпускать исключительно игры, математически обреченные на тотальный успех. И плевать, что в долгосрочной перспективе эксклюзивы PlayStation из-за такого подхода ужмутся до нескольких едва отличимых друг от друга серий.

Согласно инсайдам Джейсона Шрайера и, соответственно, словам бывших разработчиков из Bend Studio, причин отмены Days Gone 2 для PS5 было две.

Первая – смешанные отзывы на оригинальную Days Gone. У игры 71 балл на Metacritic – это, конечно, меньше, чем у той же Ghost of Tsushima (83 из 100). Вот только Days Gone доказывает, что игра со средней оценкой 71 из 100 все еще должна считаться как минимум хорошей, а для кого-то может и вовсе оказаться отличной. Полярные мнения вообще естественны для выдающихся игр: феноменальную The Last of Us Part II (93 из 100 баллов) тоже многие прямо ненавидят из-за пары конкретных сюжетных ходов. Игры – искусство, а искусство – штука субъективная.

Однако в отличие от, скажем, фильмов, критика игр не всегда работает как надо. В большинстве рецензий на Days Gone со средними и низкими оценками игру ругали в основном за технические недоработки. Действительно, на релизе она работала намного хуже, чем среднестатистический эксклюзив Sony: игра тормозила, в ней ломались скрипты миссий и случались краши – я до сих пор помню, как настрадался во время прохождения ревью-версии. Тем не менее здесь важен контекст: Days Gone – первая большая игра студии для стационарной платформы аж за 12 лет. До этого Bend Studio занималась линейными экшенами для портативок Sony, а еще раньше прославилась легендарной шпионской серией Syphon Filter.

Загружаю...

Syphon Filter.

Спустя пару месяцев после релиза – и появления смешанных рецензий от прессы – Days Gone починили многочисленными патчами. Почти все технические проблемы ушли, осталась гигантская (больше 50 часов контента!) и красивая игра с кинематографичным сюжетом и эпическим размахом геймплея. Мало что впечатлило меня на PS4 так сильно, как орды зомби в Days Gone: сперва десятки, а потом и целые сотни врагов гнались за моим героем, попадали в ловушки, разлетались на куски от взрыва цистерн и стимулировали выработку у меня какого-то немыслимого количества адреналина. Кажется, подобные геймплейные сценарии могли бы удивить меня и сейчас, на PS5, а уж существование таких интерактивных толп на PS4 до сих пор не укладывается в голове. И это сделали люди, в последний раз работавшие аж с PS2.

Также в рецензиях часто придирались к слабому первому акту кампании – некоторые рецензенты так и не прошли дальше первых 10 часов. Days Gone не сразу раскрывается полностью: во вступлении Дикон кажется душным и неприятным парнем, а сюжетная линия про «я потерял жену» страшно утомляет. Дальше игра разгоняется и в сценарном, и в геймплейном планах – все бывшие недостатки воспринимаешь уже иначе.

Загружаю...

Предубеждения касательно Days Gone, появившиеся у геймеров еще до ее релиза – отчасти лажа самой Sony. Сомневаюсь, что Bend Studio занималась продвижением игры полностью самостоятельно, а на каждой презентации Days Gone выглядела как непонятная бутлег-версия The Last of Us: тоже вид от третьего лица, кругом лес и зомби, в главной роли грустный мужик средних лет. Разве что вместо девочки он путешествует с мотоциклом. И первое впечатление от игры такое же – как минимум до определенного плот-твиста, задающего сюжету более интересное направление.

Издателю стоило предусмотреть закономерную реакцию игроков и продвигать проект иначе, а не пускать все на самотек и удивляться не самым восторженным отзывам.

The Last of Us Part II.

Второй причиной отмены сиквела, согласно опрошенным Шрайером разработчикам, стала долгая разработка оригинальной Days Gone: полноценный продакшн игры проходил с 2015 по 2019 годы, а всего цикл занял 6 лет. Да, долго, но критиковать производственный процесс игры – жуткое лицемерие со стороны Sony. Даже разработка The Last of Us Part II, продолжения уже придуманной серии, заняла почти 7 лет – и это при том, что у Naughty Dog были практически неограниченные финансовые и человеческие ресурсы. Очевидно, на создание игр-флагманов PlayStation требуется много времени. Тем более для команды, занимавшейся портативными проектами последнее десятилетие.

Загружаю...

Вот так просто игра, разошедшаяся тиражом полноценного блокбастера, вдруг оказалась «большим разочарованием» по мнению PlayStation. При том, что Ghost of Tsushima показала такую же динамику продаж, а у Days Gone еще дополнительный миллион проданных копий на ПК. Типичный провал, ну.

По логике Sony, сиквел был обречен на провал из-за смешанных отзывов на оригинал. Будто в индустрии не случались камбэки: другая эксклюзивная серия Sony, Killzone, стартовала с игры на 70 из 100 баллов, а сиквел получил аж 91 из 100 баллов и стал систем селлером PS3. Игры нельзя создавать, руководствуясь исключительно математикой, логикой и трендами, – иначе в истории было бы меньше провалов. К тому же разработчики – творческие люди, они не могут отдавать годы жизни работе по ТЗ.

И не станут: вскоре после отмены Days Gone 2 уволились ключевые фигуры команды Джефф Росс и Джон Гарвин. Можно сказать, PlayStation не только свернула разработку продолжения, но еще и убила студию, создавшую Syphon Filter и Days Gone. Ведь оставшихся сотрудников, согласно все тем же инсайдам, разделили на две команды: одну отправили работать над мультиплеерным спин-оффом The Last of Us Part II, второй поручили новую часть Uncharted. Последним все-таки удалось спасти достоинство – вместо «Анчартеда» они теперь делают совершенно новую игру на основе «механик открытого мира, созданных для Days Gone». Правда, непонятно, что из этого может выйти, учитывая нынешние состояние студии и требовательность PlayStation, но это другой разговор.

Загружаю...

* * *

Каждый раз, когда очередной бывший разработчик Bend Studio публично шеймит PlayStation за убийство Days Gone 2, я задумываюсь о печальных перспективах PlayStation Studios. Нынешние боссы игрового подразделения Sony готовы пожертвовать всем ради премиальных блокбастеров с восьмизначными продажами. Целые команды, способные делать менее амбициозные, но яркие и уникальные игры, сейчас помогают Naughty Dog разрабатывать ремейк The Last of Us, мультиплеер The Last of Us и спин-офф Uncharted – пока на уровне слухов, но, кажется, так оно и есть. Все анонсированные эксклюзивы PS5 от внутренних студий – сиквелы или спин-оффы успешных игр. Не сомневаюсь, что они будут как минимум хорошими, но в долгосрочной перспективе текущий курс PlayStation ведет к катастрофе: компания просто задушит саму себя перфекционизмом и нежеланием рисковать.

Я просто надеюсь, что в ближайшие пару лет PlayStation Studios представит несколько совершенно новых IP, которые развеют мои опасения – желательно не сюжетные экшены от третьего лица. Иначе велика вероятность, что уже в следующем поколении PlayStation уступит своему главному конкуренту Xbox – ведь Microsoft постоянно финансирует новые и непохожие друг на друга проекты, а не сидит в одной нише.

Телеграм-канал Стаса Погорского об инди-играх и не только

Самая любопытная инди-игра 2022-го – экшен про бойца-китайца, который стареет после каждой смерти

В 2021-м я понял, что некстген переоценен. Теперь мне радостнее жить