Обзор Marvel’s Guardians of the Galaxy. Игра года

Погорский в полном восторге.

После провальных и попросту разочаровывающих The Avengers в сторону Guardians of the Galaxy – второй игры по лицензии Marvel от Square Enix – мне, как и многим другим, даже не хотелось смотреть. Не помогала и скудная рекламная кампания: в отличие от явно флагманских «Мстителей», издатель так лениво рекламировал «Стражей», будто просто планировал выбросить проходной проект на верную финансовую смерть. Случился пранк: Marvel’s Guardians of the Galaxy оказалась безоговорочно замечательной игрой. Ровной такой, какими должны были быть «Мстители».

Вместо игры-сервиса студия Eidos Montreal (известна по последним Deus Ex) сделала классическое одиночное приключение с законченным сюжетом и без каких-либо DLC. Вы можете разве что получить пару декоративных костюмов для Звездного лорда за покупку лимитированного издания, но их можно разблокировать и просто во время прохождения.

Загружаю...

Игровые «Стражи Галактики» полностью независимы от экранизаций Джеймса Ганна и скорее опираются на комиксы-первоисточники, что заметно по несколько иным характерам и совершенно другому дизайну персонажей – хотя при желании, например, Дракса можно переодеть в киношный скин. По сюжету недавно собравшиеся Стражи Галактики – наполовину землянин Звездный лорд, приемная дочь Таноса и убийца Гамора, воин Дракс Разрушитель, не-енот Ракета и разумное дерево Грут – пытаются заработать репутацию вполне легальных наемников с официальной регистрацией и без космической полиции на хвосте. Впрочем, героев все равно тянет на авантюры: в начале им выписывают крупный штраф за незаконное проникновение на запретную территорию с целью мародерства.

Тем временем на галактику – тоже по косвенной вине Стражей – надвигается угроза, по масштабам сопоставимая с Коллекционерами из Mass Effect 2: некогда малоизвестный космический культ каким-то образом обращает в свою веру все больше разумных существ, расползаясь по космосу как чума. Справиться с приближающимся апокалипсисом могут только Стражи Галактики, причем для команды – особенно одного из них – это будет во многом очень личный квест.

За поверхностным, типично комиксовым конфликтом в Guardians of the Galaxy скрывается ладно скроенный сюжет о семье (сразу в нескольких смыслах), борьбе с чувством утраты и скорби после разрушительной Галактической войны. Конфликт с расой захватчиков читаури, в котором участвовал каждый из Стражей несколько лет назад – одна из многочисленных отсылок к комиксам Marvel, которых здесь полно. Причем весь фан-сервис здесь вплетен очень органично: можно запросто представить, что всех этих персонажей и события придумала для игры сама Eidos, а не позаимствовала фрагменты готовых и известных историй. Признак хорошей адаптации.

Загружаю...

Во многом поэтому «Стражи» не ощущаются вторичным произведением – это «вещь в себе» в лучшем смысле. Здесь есть несколько неожиданных – даже относительно комиксов, – но логичных сюжетных поворотов, меняющих восприятие истории. Хватает и других авторских находок студии: нелепое прозвище «Звездный лорд», которое Питер Квилл придумал сам себе, в игре объясняется его подростковой любовью к одноименной вымышленной рок-группе на Земле. Для Star-Lord даже записали несколько полноценных треков – они составляют примерно половину совершенно космического саундтрека, который в остальном собран из культовых лицензированных треков 80-х от I Need A Hero Бонни Тайлер до Tears for Fears – Everybody Wants to Rule the World. Они играют в сражениях, на фоне отдельных сцен и на борту корабля Стражей «Милано» – там треки можно свободно переключать в проигрывателе.

Я сразу полюбил спокойные секции на «Милано» за особенную атмосферу, напоминающую Mass Effect. В перерыве между миссиями Стражи производят впечатление настоящей команды или шумной семьи. Питер и Гамора переодеваются в удобную и несколько неряшливую гражданскую («домашнюю») одежду. Персонажи переговаривается между собой о недавних событиях или на отвлеченные темы. Кто-то постоянно оставляет открытым дверцу холодильника, хотя все утверждают, что именно они постоянно ее закрывают за другими. С каждым Стражем можно либо поговорить по душам, либо, например, неожиданно спеть любимую песню.

Загружаю...

Даже если просто встать на месте и положить геймпад, то жизнь на «Милано» продолжит идти своим чередом без участия игрока: кто-нибудь обязательно поссорится, над кем-то подшутят, другие просто начнут произносить мысли вслух и заниматься своими делами. Хотя такие моменты в «Стражах Галактики», разумеется, довольно легко разобрать на набор скриптов, игре удается создать и поддерживать едва уловимое ощущение «дома» – чувство для больших видеоигр совершенно удивительное и редкое.

Впрочем, большую часть времени предстоит провести за пределами корабля, где «Стражи» превращаются в дикий аттракцион, всегда непредсказуемый и захватывающий. Eidos срежиссировала приключение, в котором нет четкой структуры, из-за которой игры обычно кажутся искусственными. В одну минуту герои просто бродят по поверхности очередной планеты и общаются, отпуская практически всегда смешные колкости. Затем все идет не по плану и мирная секция сменяется битвой, либо поиском пути к спасению в экстремальных условиях, либо сражением с боссом, либо даже какой-нибудь новой механикой.

Загружаю...

Я играл на PS5, где в «Стражах» вообще нет загрузок (разве что небольшая в самом начале и короткие после смертей) и у меня почти не возникало желания отвлечься от прохождения – на сон, например. Продолжительность Marvel’s Guardians of the Galaxy составляет примерно 15 часов, а удерживать внимание игрока все это время – мастерство, которым обладают считанные студии. Оказывается, Eidos Montreal – из их числа.

После первых трейлеров были опасения насчет боевой системы: напрямую управлять можно только Звездным лордом, лишь отдавая приказы остальным Стражам. Система получилась довольно аркадной, но это и хорошо: любые стычки проходятся зрелищно, быстро и без особого труда, но с чувством, что победа все же достигнута твоими стараниями. Достаточно позиционировать Питера подальше от врагов и регулярно использовать подходящие способности Стражей: у каждого члена команды их по 4 штуки. Дракс специализируется на оглушении врагов, Гамора эффективно добивает отдельные цели, Грут может парализовать или подбросить целую толпу, Ракета наносит огромный урон по площади взрывчаткой. У самого Звездного Лорда, помимо обычной стрельбы, есть несколько стихийных модификаторов, каждый из которых полезен против сильных врагов с соответствующей иконкой рядом со шкалой здоровья. Разобраться в арсенале способностей, модификаторов и улучшений просто – их не так много и они открываются постепенно.

Загружаю...

Самая знаковая механика боевой системы называется «Летучка». При накоплении специальной шкалы Питер может прервать бой, чтобы подозвать к себе Стражей и выслушать их переживания, после чего нужно выбрать одну из двух мотивирующих речей в зависимости от ситуации. Верный вариант дает сильный бафф всей команде, неправильный – только Звездному лорду. На фоне при этом начинает играть случайный взрывной ретро-хит. Все это безумно весело и не надоедает – разве что бывает неловко, когда тратишь 20-30 секунд на активацию «Летучки», только чтобы сразу после этого сражение сразу закончилось.

Вне боя геймплей тоже увлекает сразу несколькими активностями. Во-первых, здесь поощряется внимательность и желание облазить каждый угол: в укромных местах спрятаны ресурсы для крафта улучшений и, что важнее, десятки уникальных костюмов для каждого из Стражей, по уровню проработки не уступающих стандартным обликам. Во-вторых, время от времени нужно решать несложные головоломки, использующие уникальные навыки персонажей: Грут делает мосты из веток через пропасть, Ракета пробирается в узкие проходы и взламывает технику и так далее. Это лишний раз подчеркивает, что Стражи Галактики – не просто кучка случайных персонажей Marvel, а все-таки (относительно) слаженная команда.

Есть в игре и частичная нелинейность. Регулярно Питеру нужно выбрать одну из двух реплик или вариантов действий в сюжетных сценках и разговорах – это либо задает направление конкретному диалогу, либо немного меняет развитие событий в дальнейшем. В начале, например, Ракета навязывает Питеру пари: кто расстреляет больше паразитов до конца миссии – через несколько глав персонажи вспомнят о результате. В другом месте стражам нужно отвлечь антагониста, пока товарищ ищет пути для отступления – если провалить поручение, то миссия слегка затянется, и персонаж несколько раз пожалуется, что команда его подвела.

Загружаю...

Подобные развилки не подаются как ключевая механика, ради которой кампанию стоит пройти несколько раз. Она нужна, чтобы «Стражи Галактики» казались еще живее и искреннее – при том, что этих качеств игре и так не занимать.

* * *

Игру «Стражи Галактики» можно описать одним словом: «удивительная». Именно этот эпитет приходит в голову каждый раз, когда восхищаешься очередным инопланетным пейзажем: это не некстген в техническом плане, но на PS5 в связке с хорошим телевизором игра выглядит фантастически красиво за счет арт-дизайна. Или когда прогуливаешься по огромной космической станции «Забвение» – мирному хабу, где хочется останавливаться рядом с каждым прохожим, чтобы подслушать экспозиционные диалоги о мире игры, либо, например, купить лотерейный билет. Или когда в кадре появляется очередной культовый персонаж из комиксов, проработке которого уделили не меньше внимания, чем Стражам. Или когда от многочисленных шуток персонажей правда хочется смеяться – много ли вы можете вспомнить по-честному смешных больших игр? И, наконец, когда испытываешь такие сильные эмоции, будто проходишь не среднебюджетный проект по лицензии, а блокбастер калибра топовых эксклюзивов PlayStation. «Стражи Галактики» даже проходит «проверку зрителем»: если кто-то взглянет на экран, пока вы играете, то не уже не сможет переключить внимание на что-то другое – проверено. Все это удивительно – и никак иначе.

Загружаю...

Единственный недостаток Marvel’s Guardians of the Galaxy можно исправить патчами: игре местами недостает полировки. Персонажи часто перебивают друг друга, если игрок движется по локации быстрее задуманного, редкие анимации воспроизводятся недостаточно плавно, а один раз мне пришлось вернуться к последнему чекпоинту из-за сломавшегося триггера окончания боя. Это мелочи, но они – пока что – присутствуют.

В остальном это отличная, прекрасная игра. В ней нет ничего прорывного или инновационного, но все знакомые идеи и механики собраны вместе так, что к этому не хочется придираться. К тому же у «Стражей», в отличие от какого-нибудь Человека-Паука или Бэтмена, раньше не было крутых и больших игр, чтобы использовать их опыт для создания шедевра, но Eidos Montreal попала в яблочко с первой попытки, проделав весь путь самостоятельно.

Телеграм-канал Стаса Погорского об инди-играх и не только

Обзор Metroid Dread. Харкдорная игра, благодаря которой я заново полюбил Nintendo Switch

Бабушка-геймер с ютуба разбирается в играх лучше молодежи. Хочу стать ей, когда постарею