Долгие игры должны умереть

Колонка Стаса Погорского.

Недавно я осознал свою, пожалуй, единственную глобальную проблему с современными играми: почти все они слишком большие. Знаю, что жаловаться именно на такое странно – особенно в сравнении c постоянно растущими (и, честно, огромными даже сейчас) ценами на новые консольные и некоторые PC-релизы топового уровня. Но эта проблема решается распродажами, бесплатными раздачами и подписочными сервисами, а вот загвоздка больших игр, о которых я поговорю ниже, остается.

Большие игры – это большое обязательство

Можно подумать, что короткие и длинные игры можно примерно сравнить с фильмами и сериалами, но это не так. Если вы сделали перерыв в просмотре сериалов на несколько недель или, например, дождались нового сезона, то к вашим услугам рекапы в начале серии, да и без них вспомнить важную информацию несложно. В играх же после большого перерыва восстановить события недостаточно.

Загружаю...

Недавно я вернулся к пройденной Horizon: Zero Dawn спустя три года, чтобы пробежать дополнение Frozen Wilds. И понял, что совершенно разучился ориентироваться в здешних механиках. Спустя столько времени сложно вспомнить, для чего нужен каждый вид оружия, как побеждать конкретных роботов, что вообще происходит у меня в инвентаре и так далее. На адаптацию ушло несколько очень некомфортных часов – совсем не то же самое, что покататься на велосипеде спустя много лет отсутствия практики. Хотя игра, к слову, тоже требует разбудить условную мышечную память, но совсем не на подсознательном уровне: заново привыкаешь к таймингам движений героини и не только.

Но если это был экстремальный пример с огромным перерывом, то вот более показательная ситуация. Сейчас в свободное время я прохожу Assassin’s Creed: Origins в рамках личного марафона-подготовки к выходу Valhalla. Ее я начал, кажется, в июне, а затем мне пришлось прерваться на несколько недель: сперва из-за работы и по личным причинам, а затем ради прохождения огромной Ghost of Tsushima (мой обзор вы можете почитать здесь, а вот большой гайд по получению трофеев). И вот, спустя почти месяц, я вернулся к прохождению – только чтобы снова испытать дикий многочасовой дискомфорт.

Загружаю...

Ладно еще управление – я не сразу вспомнил, как уклоняться от вражеских атак. Сильнее расстраиваешься, когда не можешь вспомнить тактику против щитоносцев: оказывается, нужно долго заряжать особо сильную атаку. В списке квестов тоже какие-то непонятные задачи, сюжетный контекст которых уже толком не вспомнить. Возникает чувство, будто попал в какую-то чужую страну, где все говорят на чужом языке и к тебе относятся в лучшем случае безразлично.

Сложно положить геймпад и заняться чем-то другим

Возможно, кому-то лучше удается сочетать видеоигры с другими видами досуга, но у меня с этим проблемы. Если я начал что-то проходить, то не смогу переключиться на какой-то другой вид медиа пока не закончу игру. И натурального чувства «сегодня я поиграл достаточно, теперь переключусь на что-то еще» почти никогда не возникает. Книгу обычно устаешь читать за несколько часов, фильмы редко идут дольше трех часов, даже марафон сезона сериала занимает от силы сутки. Игры же привязывают к себе на десятки часов: от них, как правило, не устаешь.

Очень хочется приучить себя играть по несколько часов в день, а потом, скажем, почитать книгу еще часа два-три. Но раз за разом что угодно, кроме самой игры, я откладываю до полного прохождения, а потом устаю от другого медиа довольно быстро и начинаю следующую игру. Снова пропадаю минимум на неделю, оставляя другие свои интересы.

Сессионность – это выход

Большинство описанных мной проблем – если не все – решает сессионный формат. Игры, которые изначально создаются с расчетом на порционное использование. В основном к этой категории относятся онлайновые игры-сервисы от Dota 2 и Overwatch до какой-нибудь Destiny 2, но и сюжетные исключения встречаются. Например, игры Telltale или Life is Strange можно проходить эпизодами, длящимися пару часов, а в прекрасном сюжетном хорроре Until Dawn события поделены на главы или серии. У такого подхода, разумеется есть недостаток: вас ограничивают в свободе, сами игры становятся заметно менее глубокими. С другой стороны, цитируя многих шаблонных злодеев, люди порой гонятся за свободой, но не понимают, зачем она им нужна. Многие игры в открытом мире – отличный тому пример.

Загружаю...

Игры часто искусственно раздувают

У меня нет проблем с безумной (25 часов) продолжительностью линейной The Last of Us 2 – это время ей требуется, чтобы полностью рассказать свою историю. Друго дело – какая-нибудь очередная песочница с десятком видов побочной активности, условными вопросительными знаками на карте. С ними происходит какая-то инфляция контента: издатели хотят нафаршировать релиз так туго, чтобы можно было упоминать его масштаб в каждом промо-материале. К тому же разные виды дополнительных задач привлекут к игре разные группы игроков: кто-то скажет «ура, вышки!» (кто?), другие обрадуются возможности охотиться или, например, наличию каких-то головоломок. Вроде бы все логично.

(карта Rage 2 – апогей захламленности абсолютно безыдейными и одинаковыми задачами)

Вот только, кажется, большинство людей не смогут взять от такого открытого мира только то, что точно принесет им удовольствие. Во-первых, для этого нужно очень хорошо понимать свои потребности. Во-вторых, многие из нас – комплиционисты, которые не удалят игру, пока не исследуют каждый ее клочок (я уж молчу об охотниках за достижениями). К тому же мучает это неприятное чувство того, что ты не забираешь все предложенное (и оплаченное). И плевать, что полная зачистка большинства игр оборачивается дикой рутиной.

Загружаю...

* * *

Представьте, как было бы замечательно, если бы Ubisoft, EA и все прочие игровые мегакорпорации вкладывали ресурсы, потраченные на создание очередной AAA-песочницы, в игры масштабом поменьше. В них был бы гораздо более продуманный сюжет, не встречались бы штампованные анимации в кат-сценах, увеличилась бы детализация уровней и они, возможно, сильнее впечатляли бы общей картинкой. Но это утопия, которой не суждено случиться, а правда, наверное, была бы где-то посередине. И мне бы хотелось, чтобы мы к этой середине приблизились.

Я годами обходился без игрового ПК, а теперь соберу его вместо Xbox. Нет, я не сумасшедший

Все анонсы и трейлеры презентации Xbox. Показали S.T.A.L.K.E.R. 2, Halo Infinite, Fable и не только