Valve убивает тир-3 сцену. Молодым игрокам проще играть пабы, чем тренироваться

Во всем виновата система DPC.

Sports.ru: вчера Рафал «El Lisash» Войчик, осветивший проблему тир-3 сцены на реддите, завершил карьеру. Сегодня за ним последовал Филипп «Fey» Мусиалски, выступавший за Mango Bay и Wind&Rain. Впервые текст был опубликован 2 мая.

На этой неделе Valve выложила расписание турниров на следующий сезон. Сообществу оно не понравилось: пять мейджоров и майноров никуда не делись, разработчики пообещали вмешаться только в формат самих турниров и квалификаций. Игроки считают, что Valve оставила тир-3 сцену умирать.

Загружаю...

В чем проблема DPC?

Когда систему Pro Circuit только представили, Valve утверждала, что она поможет новым игрокам и командам проявить себя. Но на деле этого не произошло: в турнирах продолжили участвовать все те же, что и до этого, а новые лица с того момента можно пересчитать по пальцам.

Сравните c системой майноров и мейджоров в CS:GO. Она гораздо шире:

  • Путь на мейджор начинается с открытых квалификаций к региональному майнору. В каждом регионе (в Европе, СНГ, Северной и Южной Америке, Китае, ЮВА) по четыре отбора, из каждого в следующий этап выходят две команды.
  • Региональный майнор. Восемь команд из каждого региона соревнуются, чтобы получить один слот в основной майнор. Два оставшихся места разыгрываются в квалификациях последнего шанса, которые даются наиболее конкурентноспособным регионам (например, Европе+СНГ и Китаю+ЮВА);
  • Майнор. Восемь лучших команд из регионов соревнуются с 8-16 местом прошлого мейджора за 8 путевок на следующий мейджор;
  • Мейджор. Сюда попадают команды из предыдущего пункта и топ-8 прошлого мейджора. 

Система CS:GO делает для тир-3 сцены больше как минимум из-за трех аспектов:

  • прошлым чемпионам не надо постоянно играть квалификации и отбирать места у молодежи;
  • за полный цикл майнор/мейджор на лан-турнирах по CS участвует 52 состава. В доте – 24. Разница больше чем в два раза;
  • Молодые игроки в CS получают деньги уже на стадии региональных майноров. Их призовой фонд – 50 тысяч долларов.

Здесь вы можете возразить: зачем организаторам вкладывать деньги в турниры, которые никто не смотрит? Вот только за два года региональные майноры начали смотреть в 9 раз больше людей.

Турниры по доте вполне могут пройти в формате CS:GO. Мы даже показали, как он мог выглядеть

Что говорят профессионалы?

Ветераны тир-3 сцены подавлены. Если годом ранее они могли участвовать в турнирах, которые игнорировали гранды, то в этом сезоне таких всего 5 – и на каждом места всего для 1-2 команд от региона.

Вот что говорит бывший капитан Team Kinguin и Let’s Do It  El Lisash:

«Раньше можно было создать команду, вам хотелось оставаться вместе, потому что организация платила 500 евро, еще 2,5 тысячи евро можно было получить за первые места на [онлайн-]турнирах. Вам хотелось играть их параллельно с пабликами, и, если вы играли хорошо, то могли стать достойной командой и начать тренироваться с более сильными составами, что с нами и произошло.

Не все Мираклы или Топсоны – очевидно, я слабее их, однако я думаю, что мог бы быть капитаном команды. Я считаю себя достойным драфтером, у меня хорошее понимание игры. Я уверен, что мог бы собрать команду из тир-2-3 игроков, хоть они и не Мираклы, спустя время мы могли бы стать достаточно хороши для игры в закрытых отборах с NiP, Secret, Alliance.

Загружаю...

Сейчас все плачевно, люди не хотят тратить время на игру в новой команде из-за низких шансов на отбор на любой турнир. Они предпочитают играть матчмейкинг. Если люди соглашаются играть в команде, они играют в онлайн-квалификациях вместе, побеждают – ок, играют в закрытых, проигрывают – сразу же расходятся. Команды, играющие в закрытых отборах, с большой вероятностью не смогут пройти на турнир и распадутся, потому что играть только скримы 1,5 месяца – действительно бредово.

Я понимаю, что нет желающих смотреть за матчами тир-3-4 команд, сложно найти спонсоров для турниров, которые никто не смотрят, но кто-то должен что-то предпринять, потому что без этого не будет новых команд вроде Team Kinguin, не будет новых капитанов. Как можно стать известным капитаном, если нельзя привести свою команду к чему-либо? Нельзя ведь заставлять игроков играть вместе. Скоро среди новичков будут только керри и мидеры, звезды из пабликов, которые попадут на сцену через матчмейкинг, а это уже насмешка над настоящей дотой.

Девятый Саммит был моим последним турниром перед тем, как я не играл нигде почти год. Раньше мы не практиковались, у нас был дизбанд, мы играли с участниками TI, которые тоже не практиковались, и мы показывали действительно хорошую игру. Вы можете посмотреть на ютубе или где-то еще, у НАС получалось хорошо (а не только у Ниши, не говорите мне эту чушь). И где четверо из пяти игроков этой команды?

Загружаю...

В этом сезоне я получил около 1,3 тысячи евро и упаковку пива. Заработок в прошлом сезоне – около 40 тысяч долларов, за время игры в Alternate aTTaX и Team Singularity я получил около 15 тысяч долларов.

Играть в доту теперь стало очень сложно. Я уже стремлюсь сделать что-то другое: я изучаю джаву, но стараюсь так же, как и всегда. Теперь даже больше, потому что я намного умнее, чем был четыре года назад, и намного лучше. Но я все равно ничего не могу сделать и действительно не вижу решения. Я просто надеюсь, что какая-то амбициозная организация поверит в меня и даст моим игрокам зарплату, чтобы у них была мотивация остаться со мной и стать лучше. Жаль, что я не заработал достаточно, чтобы инвестировать в свою собственную организацию. Я не могу платить свои игрокам деньги, ведь мне нужно оплачивать аренду и еду.

Сцена, вероятно, потеряет меня, как уже потеряла Patos, теряет Exotic_deer и многих других игроков. СНГ-игроки хотя бы могут стримить, потому что у них есть просмотры и приглашения в аналитику. Но черт, что могу сделать я? Вероятно, у меня просто глубокая депрессия. Я пытался что-то сделать четыре года, но потерял, что построил. Я не плачу, я хочу сделать то же самое снова и вновь показать себя. Но не могу, просто не могу из-за того, как все ужасно устроено сейчас.

Загружаю...

Кроме этого играть в доту просто стало скучно. Тренировки, пабы... Было так весело посещать турниры, соревноваться, но сейчас остались только скримы. Может, они и соревновательны, но это только тренировка. Вы не можете проверить хороши ли вы, как ваши тиммейты будут играть под давлением и достаточно ли хорош драфт. Затем вы идете в открытые квалификации, проигрываете одну игру, проверяете все это, но уже покидаете отбор.

Я думаю, что система DPC удивительна. Я не хочу возвращаться во времена до мейджоров. Кроме того, я действительно не думаю о заработке на тир-3 турнирах. Я просто хочу играть, соревноваться, противостоять идеям других игроков, а не только скримиться, а затем играть опенквалы. Так просто скучно жить. Меня не волнует, если я играю небольшой турнир на тысячу или 10 тысяч долларов.

Дело в том, что для тир-3 команд гораздо меньше возможностей играть в доту, зарабатывать деньги и развиваться, чтобы со временем стать лучше и однажды победить тир1-2 команды.

В доте всегда было малое количество организаций, но в прошлом году даже тир-3 команды, которые играли в закрытых квалах (в которые было проще попасть) были кем-то подписаны. EPG с Fey, Team Singularity с Solen и Mastermind и многие другие. Сейчас никто не хочет вкладывать деньги, потому что вашей команде просто негде играть. Буквально негде. Тогда для чего нужен состав? Чтобы выступать в матчмейкинге?».

В прошлом году его Team Kinguin сыграла на четырех майнорах и одном мейджоре – вполне достойный уровень. И где они сейчас?

Загружаю...

С Эль Лисашем согласен немец Мэтьюс «Jabbz» Фрисель, тоже поигравший в европейских тир-3 командах:

«По той же причине я бросил играть. Между TI6 и TI7 я все еще зарабатывал деньги на онлайн-турнирах с Penta (факт наличия онлайн-турниров давал организации стимул спонсировать менее квалифицированные стаки).

Между TI7 и TI8 не было буквально никаких турниров, и каждая квалификация заканчивалась финалом между TFT/Kingdra/Kinguin/Penta/другими против Secret/OG со счетом 0-3. Проигравшие не получали ни доллара и отправлялись два месяца скримить до следующих квалификаций, которые были такими же. Если я правильно помню, в Европе было 3-4 больших организации – и стаки из пяти игроков, которые не имели ежемесячного дохода.

Разница между командой-участницей мейджора или майнора и командой, которая в одном bo5 до слота на турнир довольно абсурдна. Вы можете вырасти с нулевого дохода до получения высокой четырехзначной ежемесячной зарплаты и призовых в течение года».

***

Пока что ситуация с тир3-4 командами в доте выглядит грустно. Если Valve ничего не поменяет, то спустя несколько сезонов полупрофессиональных составов в дисциплине не останется совсем.

Что будет, если формат мейджоров по CS:GO использовать для доты?

Большой текст Яны Медведевой о жизни вне тир-1 сцены