Лига Overwatch – лучшая афера года в киберспорте
Еще одно мнение про главный киберспортивный проект года.
12 команд. От 20 миллионов долларов за каждую. 90 миллионов долларов за права на трансляцию от Twitch. Серьезные инвесторы. Нет, это не самая крутая лига в киберспорте. Это самый большой мыльный пузырь в его истории.
Activision Blizzard с ловкостью фокусника достает деньги из воздуха. 20 миллионов за команду, которая собрана буквально вчера и еще не успела проявить себя? 90 миллионов за права на трансляцию по игре, которая по просмотрам на Twitch не входит даже в топ-5 за год? Это лучший маркетинговый ход Blizzard за всю их историю. Им можно уже ничего не делать, они только что продали воздух за 330 миллионов долларов.
Blizzard привлекла даже тех инвесторов, которые киберспортом до этого никогда не интересовались, но слышали, что это стильно, модно и молодежно. Подростки смотрят чемпионаты по видеоиграм вместо баскетбола и хоккея? Значит, мы идем за их душами – в киберспорт. Отличный план, только когда начинаешь заниматься каким-то бизнесом, стоит сперва в нем разобраться. OWL пока выглядит скорее как отличная наживка для инвесторов, чем как потенциально успешная лига.
Overwatch не так популярен, как принято считать
35 миллионов проданных копий Overwatch – вот та цифра, на которой инвесторы достали кошельки и выстроились в очередь на вступление в OWL. По факту, это торжество маркетинга над здравым смыслом. Сколько из этих людей не просто купили Overwatch, а действительно играют в него? Эти цифры в Blizzard не раскроют даже под пытками, но можно точно сказать, что за год после выхода число игроков упало в несколько раз. Я до сих пор иногда захожу в нее, онлайн сейчас очень слабый – порой с одними и теми же людьми проходят несколько матчей подряд. Может быть, в США (на которую ориентируется OWL) другая ситуация? Ничего подобного – заходим на американский форум battle.net – и там те же жалобы на пятиминутные очереди и низкий онлайн.
Overwatch не популярен и на Twitch. Смотрим рейтинг по общему времени просмотров за 2017 – Overwatch на 6-м месте с показателем в четыре раза меньше, чем у LoL и в два – чем у Dota 2.
Ситуация с пиковым числом просмотров еще хуже – по числу одновременных зрителей (без учета Китая) Overwatch World Cup 2017 в рейтинге киберспортивных турниров за 2017 год находится только на 14-м месте. И даже если мы немного смухлюем и пустим в этот рейтинг открытие OWL – оно сможет побороться только за 13-ю строчку.
Специально не буду комментировать снижение числа просмотров на второй день OWL – потому что спад хайпа был предсказуем, да и говорить всерьез о какой-то тенденции можно будет не раньше второго-третьего уик-энда.
Владельцы команд гордо говорят, что они ориентируются на перспективу, и что создание профессиональной лиги увеличит аудиторию игры. Чушь. Создание лиги само по себе не сделает популярнее игру, которая уже теряет игроков. Популярнее ее сделают расходы на маркетинг, которые Activision Blizzard и так может себе позволить. Если они не хотят делать этого самостоятельно и привлекают деньги от инвесторов – значит, и сами не слишком верят в успех.
Реклама может заставить людей купить игру, но не играть в нее. Так и здесь – расходы на маркетинг дадут только кратковременный эффект, который может поддержать только качество самой лиги. И вот тут у меня тоже много вопросов к тому, что я видел – потому что пока это все выглядит очень грубой калькой с традиционных американских спортивных лиг. Понятно и привлекательно для инвесторов типа Kroenke Sports – они это уже видели в НХЛ и НБА. Но абсолютно оторвано от реалий киберспорта.
OWL пытается натянуть варежку на глобус
Кто-нибудь знает, зачем в OWL нужна привязка команд к городам (кроме того, что так привычнее для Kroenke Sports)? Почему-то считается, что люди будут активнее болеть за команду из своего города. Чушь. В традиционных видах спорта ты болеешь за местную команду, потому что она живет и тренируется в твоем городе, она играет на вашем стадионе, и раз в неделю ты можешь сходить на их игру. Они все СВОИ, даже легионеры – они же переехали в твой условный Нижневартовск!
В OWL все команды живут, тренируются и играют в Лос-Анджелесе. Точка. Возьмем условный London Spitfire – какая может быть мотивация у лондонца болеть за 12 корейцев, которые в Лондоне, возможно, никогда в жизни не бывали? Да в Philadelphia Fusion больше британского (целый один игрок)!
Киберспортивные организации редко бывают привязаны к конкретному городу. Москвичи, многие из вас любят Virtus.рro больше, чем Na’Vi? У кого больше подписчиков из Москвы в твиттере – у Dendi или у Лила? А из Питера или Казани – соотношение изменится? Выйдем из СНГ. Может ли кто-то сходу вспомнить, какой город представляет Team Liquid? Team Secret? OG и EG? Или для лолеров – G2, TSM и Cloud9?
Привязка к городу не имеет смысла без наличия стадиона в этом городе, чтобы люди могли построить какую-то связь с командой. Какая мне разница, что это именно Vladivostok Goblins против Samara Gopniks, если я все матчи смотрю онлайн?
Допустим, OWL и правда планирует организовать по арене в каждом городе. Тогда следующая проблема – мировой характер лиги. Допустим, будут играть London Spitfire и New York Excelsior. Поставим сервер посередине Атлантического океана, чтобы у обеих команд был одинаково плохой пинг? Или парни из Нью-Йорка прыгнут на самолет и полетят в Лондон ради этого матча? Тогда лига точно поставит мировой рекорд – по расходам на перелеты. Правда, есть еще один вариант – сыграть этот матч в Сеуле, чтобы все игроки как раз могли навестить родителей.
Есть вопросы и к монетизации OWL. Традиционно доходы спортивного клуба приходят из трех источников: продажа билетов, продажа прав на трансляцию, спонсорские контракты. В случае OWL продажа билетов (обычно самый большой кусок пирога) исключается автоматически, пока у команд не будет своих арен (к слову, вместимость самой Blizzard Arena – всего 450 мест). Спонсорский контакт, насколько мне известно, сейчас есть только у Dallas Fuel – сеть фастфуда Jack in the Box.
$90 млн от Twitch выглядят отлично, пока мы не знаем, какую часть этой суммы забирает себе Blizzard. Но даже если все это 90 миллионов будут переданы командам (кто-нибудь всерьез считает, что Бобби Котик способен на такое?), получится не больше $7,5 млн на команду. Это на два года, это миллионных расходах на зарплаты (в среднем – 80-120 тысяч долларов). И еще вспомним, что $20 млн – это далеко не вся сумма инвестиций, а только цена за входной билет. Прибыльные клубы OWL на сегодня не более реалистичны, чем новый человек в кресле президента России – возможно, когда-нибудь мы даже доживем до этого дня, но это не точно.
Почему это не нужно киберспорту
Сама по себе идея создания нормально организованной киберспортивной лиги напрашивалась давно, и в League of Legends это уже сделали пять лет назад. Blizzard, как обычно, не изобретает ничего нового – просто повторяет старое с другим бюджетом и на другом уровне. В данном случае «другой уровень» – это скорее другой уровень хайпа, чем самого продукта.
Главная проблема – в том, как Blizzard привлекает инвесторов. Признайтесь, вы уже давно хотели, чтобы в киберспорт пришли серьезные дядьки в костюмах и все стало совсем как у больших? Ура, наконец-то мы это сделали! Вот только эти дядьки дальше презентации для инвесторов не заглядывали и понятия не имеют о том, в какой бизнес ввязались. Потому что им всем далеко за пятьдесят, и про компьютерные игры они знают только то, что ими увлекаются их сыновья в свободное от онанизма время. Я работаю в финансах и знаю, как такие решения принимаются.
А через два-три года эти инвесторы будут смотреть не на роскошные презентации, а на финансовые отчеты, и слушать не Бобби Котика, а своих бухгалтеров. И если результаты их разочаруют – мечту о том, чтобы все стало «как у больших», придется отложить еще лет на десять, потому что киберспорт получит репутацию «той идиотской затеи, на которой Сэм Кронке потерял двадцаточку».
У Лиги Overwatch есть все шансы взлететь
Автор текста – Петр Шестаков