Гонка миллионеров. 10 самых крупных сделок в истории киберспорта
4 декабря появилась информация, что команду по League of Legends под названием Gravity Gaming вместе с ее местом в лиге LCS купили за 1 миллион долларов. За последние два года сделками такого масштаба особо не удивишь: киберспортивная индустрия быстро растет и развивается. Сюда приходят миллионеры, которые ищут перспективные направления для развития бизнеса. У них есть пример в виде компаний-разработчиков, которые используют для продвижения своей игры соревновательную модель. Благодаря ей они зарабатывают сотни миллионов долларов в год и привлекают таких крупных спонсоров, как Red Bull, Coca-Cola, Papa Johns и Nissan.
Для спонсоров — это отличный шанс выйти на новый рынок и привлечь молодую аудиторию, для создателей — возможность развивать игру и вкладываться в киберспортивную инфраструктуру. И если на просторах СНГ над компьютерными соревнованиями продолжают насмехаться, то в Америке его пытаются вывести на уровень бейсбола (MLB) и баскетбола (NBA). Медиакорпорации Turner и WME | IMG готовятся провести первую телевизионную лигу по CS:GO с призовым 1,2 миллиона долларов. Мы собрали десять историй о предпринимателях и компаниях, которые не боятся тратить деньги на киберспорт.
Кто: Марк Кьюбан, владелец «Даллас Маверикс». Сумма: точно неизвестно. Компания: Unikrn.
В июне 2015 года миллиардер и владелец команды НБА «Даллас Маверикс» Марк Кьюбан инвестировал 7 миллионов долларов в стартап-проект Unikrn. Вместе с собой он привел еще дочерей медиамагнатов: Элизабет Мердок и Шери Редстоун. Спустя три месяца список инвесторов пополнили актер Эштон Кутчер и продюсер Гай Озери. Сколько всего они вложили денег в проект, неизвестно. Впрочем, это не так и важно, когда в твой стартап вкладывается популярный голливудский актер.
Unikrn — сервис, специализирующийся на ставках на киберспортивные матчи по League of Legends, Counter-Strike Global Offensive, Dota 2 и прочие дисциплины. Его создатель Рахул Суд, сотрудник Microsoft, планирует запустить приложение Unikrn Vault, регулярно устраивать турниры и привлекать все больше инвесторов.
Кто: Modern Times Group. Сумма: точно неизвестно. Компания: ESEA.
Шведский медиаконцерн Modern Times Group (группа телеканалов Viasat и издательская компания Metro International) за последние два года приобрел три ведущие компании, которые занимаются проведением киберспортивных турниров. ESEA — одно из немногих приобретений. Сумма сделки не оглашается.
Почему это важно? ESEA — крупный организатор соревнований по Counter-Strike: Global Offensive в США. Только за 2015 год они разыграли около 1 миллиона долларов. Так что подобное приобретение — отличная возможность начать экспансию на американском рынке.
Кто: Майк Дарси, генеральный директор издательства News UK. Сумма: 1 000 000 долларов. Компания: Gfinity.
Генеральный директор издательства News UK (The Times, The Sunday Times and The Sun) Майк Дарси заключил соглашение на 2 года с Gfinity, которая проводит регулярные турниры по всем популярным дисциплинам. И хотя Дарси вложил не так много по сравнению с остальными (1 миллионов долларов), он стал первым среди владельцев медиакомпаний.
За сотрудничество с Gfinity компания получила возможность показывать рекламу во время игровых трансляций и на сайте, размещать брендирование и работать с клиентами напрямую. Кроме того, читатели The Sun имеют доступ к эксклюзивному контенту с мероприятий Gfinity. В общем, главное тут даже не то, получится ли у них продлить договор, а кто придет за Дарси.
Кто: Cineplex. Сумма: 15 000 000 долларов. Компания: WorldGaming.
Владелец сети кинотеатров Cineplex Эллис Джейкоб решил построить рай для канадских киберспортсменов, ну, и заработать, конечно же. Поэтому он потратил 10 миллионов долларов на соревновательную платформу WorldGaming (с платным участием в чемпионатах в 12 дисциплинах), а еще 5 миллионов выделил на создание лиги. Таким образом, Джейкоб хочет превратить кинотеатр в место, где объединялись бы различные развлечения: от фильмов про любовь и супергероев до киберспортивных соревнований. И не важно: будут ли там транслировать турниры на большом экране или проводить их.
Кто: Юрий Мильнер, совладелец Mail.ru Group и DST Global, и группа инвестиционных фондов. Сумма: 26 000 000 долларов. Компания: Super Evil Megacorp.
Российский предприниматель Юрий Мильнер (Mail.ru, DST Global) вместе с фондами Index Ventures, Signia Ventures, General Catalyst, Raine Ventures, Initial Capital, CrossCut, а также венчурным капиталистом Джимом Брейером (Breyer Capital) инвестировали в компанию Super Evil Megacorp. Она занимается разработкой мобильной MOBA-игрыVainglory. Чемпионаты по этой дисциплине уже показывают на корейском телевидении, а ежедневная аудитория проекта превысила 1,5 миллионов активных пользователей. Всего до конца года в Vainglory разыграют около 125 тысяч долларов. И это первая мобильная игра, которая зарабатывает благодаря киберспорту.
Кто: Modern Times Group. Сумма: 28 000 000 долларов. Компания: DreamHack.
Еще одна крупная покупка MTG. Турниры под брендом DreamHack проводятся по всему миру чуть ли не каждый месяц. При этом на мероприятия приглашаются лучшие комментаторы (киберспортивные Уткин, Генич и Черданцев, только лучше).
«DreamHack является ведущей киберспортивной компанией в Скандинавии и привлекает миллионы увлеченных геймеров своими онлайн-лигами и LAN-событиями…» — прокомментировал сделку Йорген Медсен Линдеманн, президент и генеральный директор MTG. — «Мы создаем цифровую экосистему развлечений, и киберспорт находится в самом ее центре благодаря своей мировой привлекательности для большого количества поклонников».
Иными словами MTG — один из самых серьезных игроков на рынке с большим влиянием. Только в 2014 году чемпионаты DreamHack в сумме посмотрели 34 миллиона человек. При этом годовой заработок компании составил 8 миллионов долларов.
Кто: Sapinda Group. Сумма: 34 500 000 долларов. Компания: Azubu.tv.
Если в Европе и Америке практически нет конкурентов у Twitch.tv, то в Азии постоянно соревнуются две стримерские платформы DouyTv и Azubu.tv. Как раз последние в марте 2014 года получили 34,5 миллиона долларов от Sapinda Group, которые неоднократно инвестировали в различные киберспортивные проекты (авантюристы!). Azubu уже как-то пыталась выйти на другие рынки, закрепиться в Европе и России, но пока у нее это не очень получается: компаний много, а борьба за зрителя идет покруче, чем на российском телевидении, где всех зовут на матч.
Кто: Modern Times Group. Сумма: 78 000 000 евро (примерно 85 миллионов долларов). Компания: Turtle Entertainment.
Самая главная сделка для MTG состоялась 1 июля 2015 года. Тогда компания приобрела 76% акций Turtle Entertainment, владеющей ESL (самый крупный организатор соревнований в мире киберспорта). Под их брендом проводятся чемпионаты на больших аренах и стадионах по Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive и League of Legends, а призовые колеблются от 20 тысяч до 3 миллионов долларов.
Активная деятельность MTG на рынке так не понравилась маленьким и средним компаниям, что они решили сплотиться и выступить против монополии. По крайней мере, в дисциплине CS:GO. Они хотят свой гран-при с общим призовым 5 или 9 миллионов долларов. Чем это все кончится, непонятно.
Кто: Алишер Усманов, основатель USM Holdings. Сумма: около 100 000 000 долларов. Компания: Virtus.pro.
В октябре Алишер Усманов порвал медиапространство во всем мире (честное слово, все так и было). 15 октября холдинг USM («Мегафон», «Металлоинвест», Mail. Ru Group) объявил о намерении инвестировать около 100 миллионов долларов в киберспортивную организацию Virtus.pro. Эта новость ввела в ступор даже тех, кто о компьютерных соревнованиях слышал впервые. Многие сначала не поверили и посчитали, что это шутка, как, например, управляющие Riot Games.
В России до сих пор никто не может понять, зачем Усманову понадобилось покупать себе место в отечественном киберспорте, и почему он решил сотрудничать с Антоном Черепенниковым, владельцем VP, который до нынешнего момента не был замечен на страницах бизнес-изданий. Так или иначе, миллиардер всем указал на большой развивающийся рынок, на котором в ближайшие годы будет закрепиться еще сложнее, чем сейчас (более подробно можно прочитать вот тут).
Сейчас у VP наполеоновские планы по развитию киберспорта в России. Они хотят построить соответствующую инфраструктуру в России, возвести арену в Москве, возродить кубок России, создать студенческие лиги и школу юниоров, а также добиться официального признания, что киберспорт — это такой же вид спорта, как и все другие. Кроме того, у бизнесмена есть твердые намерения выйти на американский и европейский рынки. Все-таки компьютерные соревнования — бизнес, а потом уже все остальное.
Кто: Amazon. Сумма: 970 000 000 долларов. Компания: Twitch.tv.
Но самая крупная сделка произошла в августе 2014 года. Amazon купили стриминговый сервис Twitch.tv практически за 1 миллиард долларов. Ежедневная аудитория Twitch насчитывает миллионы пользователей. По сути, это огромное телевидение, которое уместилось в один сайт. Здесь можно наблюдать за киберспортивными соревнованиями, следить за любимыми игроками, смотреть передачи о видеоиграх или вручение музыкальной премии в Корее, учиться рисовать у художников… В общем, сервис предоставляет огромный выбор каждому человеку.
Поговаривают, что рекламодателям даже приходится переплачивать стоимость рекламы на 85% от среднерыночной, чтобы получить доступ к молодой аудитории. Сколько приносит Twitch.tv компании Amazon, не разглашается.
Кроме того, вместе со стриминговым сервисом Amazon получил агентство GoodGame, а также три организации: Alliance, mousesports и Evil Geniuses. Последние, кстати, стали чемпионами мира в 2015 году по Dota 2.
С учетом того, как быстро развивается рынок, за которым, кажется, не поспевают сами игроки, доходы от киберспорта к 2020 году возрастут в несколько раз. Так что, когда слышишь, что «совладелец „Мемфис Гриззлис“ и президент Machinima купили команду по League of Legends», а акционер баскетбольной команды «Сакраменто Кингз» инвестировал в состав все по тому же LoL — уже не удивляешься. Настоящий сюрприз произойдет тогда, когда у «Газпрома» появится своя команда по Dota 2, а у Абрамовича — киберспортивная организация. Впрочем, в том мире, наверное, и Федун больше не будет владельцем «Спартака».