«Все, кто не проявляет уважения к тому, что я делаю — идут нафиг»

Комментатор Storm Studio по Dota 2 Владимир «Maelstorm» Кузьминов о проблемах киберспортивного сообщества, азах профессии, новом составе Natus Vincere и развитии индустрии.

— Как так получилось, что студент строительного факультета стал комментатором?

— Довольно долгая история. Если вкратце: случайно наткнулся на видео на компьютере двоюродного брата. Заинтересовался. Начал смотреть все больше и больше. Ну и потом, в какой-то момент я понял, что уделяю киберспорту так много времени, что, может быть, мне стоит самому что-то попробовать сделать. Собственно, так как-то все и понеслось.

— Сейчас не кажется, что лучше бы ты работал в строительной компании, чем комментировал матчи по 10 часов?

— Сейчас, кажется, это совершенно оправданно. Слава богу, что так все сложилось.

— Киберспорт — хобби или возможность построить карьеру в этой индустрии?

— Наверное, в моем случае это карьера. Хотя я изначально не планировал. Точнее я не был уверен, куда это все заведет. Да и, честно говоря, я до сих пор не уверен, насколько долго это продлится и как далеко зайдет. Но, с другой стороны, кто в наши дни может быть в чем-то уверен? Работая в строительной фирме, ты можешь также попасть под сокращение. Думаю, что да, сейчас в киберспорте реально построить карьеру. За прошедшие пять-шесть лет, думаю, мне это неплохо удалось.

Загружаю...

— Сейчас абсолютно любой человек может стать стримером, потом комментатором или аналитиком. В футболе или хоккее просто невозможно, чтобы кто-то пришел с улицы и его посадили за стол комментировать матч. В киберспорте, похоже, так и бывает. Низкий порог вхождения — насколько это хорошо?

— Тяжелый момент. Я, честно, не представляю, каким образом приходят на радио и на телевидение, но, я думаю, что наверняка, помимо образования, тебе нужно строить карьеру, как-то пробиваться, иметь связи, люди должны сначала узнать, что ты хорош.

Здесь также. Только здесь о себе заявить еще тяжелее, потому что, если ты начинаешь с нуля, у тебя нет никаких знакомых, у тебя нет ничего. У тебя есть просто компьютер и программа для стримов. Честно говоря, до сих пор не знаю, как сделать так, чтобы дойти до комментатора или аналитика, ну, или просто до популярного стримера. Это очень непростой момент, где тебе должно повезти.

Ну, а по поводу низкого порога вхождения. Я надеюсь, что мы начнем уже, наконец-то, работать над тем, чтобы, заходя на трансляцию по доте, никто не думал о том, что ребята пришли с улицы и двух слов связать не могут. В принципе, мы стараемся в последнее время улучшать не только свои знания в доте, но и уровень трансляций.

Загружаю...

— Как примерно в футболе комментаторы готовятся к эфиру: они читают статьи и высказывания экспертов, которые, например, опубликовали на сайте La Gazzetta dello Sport, просматривают статистику выступлений, результаты матчей соперников, отдельно разбирают каждого игрока. Как готовишься к матчу ты? Какую информацию нужно держать в голове и выписывать на листок, чтобы сесть комментировать игру?

— Если мы берем турнир, который идет за пару дней как, например, прошедший ESL One New York, где есть восемь команд, то, в принципе, к первому дню тебе нужно подготовиться. Посмотреть хотя бы на составы команд. Коллективы, вообще, часто меняют составы. Вот, например, на ESL был вместо капитана команды Invictus Gaming их тренер, и он играл. Проблема заключается еще и в том, что я не могу открыть La Gazzetta dello Sport. Я могу открыть некоторые сайты и далеко не всегда на них есть информация, что IG едут играть с заменой. И это выясняется чуть ли там не из Twitter.

Я вот так скажу: не стоит, в принципе, выпадать комментатору доты из того, что происходит. Всегда стоит смотреть на последние результаты, на то, что, как произошло, на последние замены. И, в принципе, это лучшая подготовка.

Каждый последующий день и подготовка к нему — твой предыдущий день. Что-то рассказать о команде новое будет лучше всего, опираясь на их вчерашнюю игру. И это самая объективная информация. Не знаю, как в футболе, но в доте команды лихорадят от турнира к турниру.

— Там бывает такое от тура к туру. За неделю все меняется.

— Здесь немножко тяжело, кажется, в любом виде [спорта]. Вчера они играли очень-очень хорошо, а на этот турнир приехали совершенно расхлябанные и неподготовленные. Ну и опять же. Кто-то еще знает, что ребята тренировались или отдыхали, но проследить за всеми командами, на мой взгляд, не то что бы невозможно… Это займет огромное количество времени. Все-таки нужно иметь контакты непосредственно с игроками.

Загружаю...

— Как сами игроки должны реагировать в таком случае? Насколько я знаю, обычно они неохотно делятся информацией.

— Мало кто хочет что-то делать, чем-то делиться. Если это не прописано у него в контракте, ему не сказали сверху, или просто вы не общаетесь как друзья. Игроки в этом плане индивидуальны. Некоторые идут навстречу, стараются держать в курсе, вести диалог, а до некоторых просто не достучаться. И ничего с этим не поделать. Я, конечно, хотел бы, чтобы они были более открыты. Я уж не беру онлайн момент: «Ребят, ну, как вы там: тренировались, не тренировались, чем вообще занимались?». Я про турниры, когда игроки отказываются давать интервью практически всем журналистам на русском языке, а бывает, что и на английском. Ну, это уже ни в какие ворота.

— А кто из таких игроков замечен был?

— Не будем называть имена. Таких много. Откройте даже просто русскоязычный канал с The International 5 и посмотрите, с какими игроками нет интервью.

Есть интересные игроки для комьюнити, интервью с которыми просто нет. И журналисты там были этим недовольны. Сам видел.

— У нас есть аналитики, которые хорошо разбираются в доте, есть прекрасные комментаторы. Однако бывает так, что первые порой ничего не могут рассказать что-то внятное о прошедшем матче, а вторые постоянно шутят и коверкают ники игроков. Почему так происходит и нужно ли с этим бороться?

Загружаю...

— В свое время целую воспитательную работу проводили сами же аналитики. Опять же, не будем переходить на личности. Но в этом плане они стараются двигаться, чтобы люди сидели и именно смотрели матч, когда он идет. Невозможно ничего не сказать по игре, если ты ее смотрел. А если ты считал ворон, спал или пил кофе, тебе будет тяжело. Смотреть, выписывать… Быть аналитиком —работа тоже непростая, требует постоянной концентрации. Я видел, как работают аналитики, которые действительно работают. За 10 дней можно охренеть.

— Как Ярослав «NS» Кузнецов?

— NS работал хорошо, когда я на него смотрел. Про остальных ничего говорить не буду. Были люди, которые старались, были люди, которые не старались. И я, честно, не смотрел последнюю трансляцию RuHub, потому что у меня свой эфир был.

По комментаторам. Шутки — хорошо, если они хорошие. Шутки делают трансляцию веселее. Если посмотреть на наш стрим, где Дима иногда… У него очень хороший сарказм. И, в принципе, зрители относятся к нему в целом позитивно. Если эта шутка никого не оскорбляет, если она хороша, то почему бы и нет?

Другой момент, что этого должно быть 10 процентов, может быть, 5 или 1, но далеко не 80 и не 50 процентов сарказма. Мы же не «сарказмобол» комментируем, а доту все-таки. В целом есть много моментов, которые я слышу у других комментаторов и которые стоит исправлять. Сейчас решил просто прослушивать прошедшие трансляции, когда нечего делать. Очень все хорошо слышно. Все погрешности и минусы.

Насчет коверкания никнеймов игроков, я даже не знаю. Пример можно?

Загружаю...

— В последний раз я слышал, как Питера «ppd» Дагера на протяжении всего эфира называли «Дагерочком». Я вот этого не понял, если честно.

— Думаю, это можно отнести к шуткам. Я-то думал, что ники не правильно читают. Здесь стоит еще передать привет самим игрокам, которые зачастую подписываются непонятно как, и это сбивает. В целом… тонкий момент.

— Получается, что игрокам нужно просто следить за правописанием своих ников, тогда и у комментаторов не будет соблазна их как-то неправильно называть.

— Да. А по поводу «Дагерочка» — это скорее шутка. Она может быть уместна, не уместна, тут каждый решает сам. Кто-то смотрит до сих пор «Кривое зеркало», а кому-то оно не очень нравится.

— Вообще, в киберспорте, не только в доте, во время каждой трансляции я слышу очень много сленга. Где-то он оправдан, потому что существует профессиональный термин, его по-другому нельзя назвать, а где-то нет. Почему нельзя использовать аналоги игровых терминов, которые есть в русском языке, там, где это можно?

— Тонкая грань между тем, что можно и нельзя. Потому, что некоторые вещи такие, как: «пуш» объяснять своими словами.

— Согласен. В английском языке в этот термин имеет значение процесса, который нельзя описать одним словом.

— «Тп-аут» — тоже такой момент. Телепортировался просто иногда нет времени сказать. Здесь столько всего происходит. Вот недавно как раз на трансляции у меня был момент, когда одновременно прямо секунда в секунду, в трех разных частях карты происходили три драки. И все это как-то показать и рассказать — просто нет времени. Стараешься сокращать все, что только можно.

Сленг — это круто, и он всегда должен быть, потому что меня в свое время это привлекло очень сильно. Вот эта терминология, в которой ты ничего не понимаешь, но тебе очень интересно, что же это значит и почему так звучит.

Загружаю...

Есть очень красивые слова, которыми можно сленг заменить. Здесь тоже нужно именно слушать и решать, где ты сказал правильно, а где произнес некрасивое слово, которое можно было бы заменить нормальным русским.

— Тут просто такой еще момент. Большинство людей, которые пишут про киберспорт, в основном никогда не работали в СМИ. Однако им очень хочется проявить себя именно в этой сфере. От незнания они начинают писать на том же языке, на котором говорят комментаторы. Чувствуешь ответственность за это?

— Скорее я ощущал эффект этого. Очень тяжело продолжать делать все так, как ты делаешь, и не равняться на других. Здесь хорошо, чтобы все сохраняли индивидуальность.

Когда тебе дают единственный шанс за долгое время, ты пытаешься вылезти из кожи вон, чтобы сделать все как можно лучше. В итоге получается, что лучше бы ты делал все так, как ты просто умеешь, и не пытался прыгнуть выше головы.

Все говорят о том, что есть куда прибавить: и комментаторам, и аналитикам, да всем. Зачем идти по нашему пути, когда мы еще сами не дошли до крутых высот? Можно идти по другому пути и изначально убирать все минусы. Но, к сожалению, от этого будет тяжеловато отойти совсем. Большинство будет повторять.

Из-за этого у нас большие проблемы с комьюнити, я считаю. Потому что сообщество впитывает в себя много плохого.

— Получается, что сначала они услышали что-то у комментатора, потом прочитали об этом в тексте у автора, чей редактор (если он вообще есть) не заметил и не выкинул из материала, и пошло поехало. Так?

Загружаю...

— Что-то из этой серии. Я бы даже сказал, на эмоциональном плане. Они слышат, как комментируется матч и всех игроков называют «нубасами», они ничего не умеют. Акцентируют внимание только на ошибках. Потом, когда ты смотришь отзывы, ты видишь, что все комьюнити сконцентрировано только на твоих ошибках.

Недавно у меня взял интервью такой сайт, как dota2.ru. Очень показательный момент. Я зашел в комментарии и увидел, что количество «лайков» и «дислайков» у них отрицательное. Все в минусе. Я такого вообще никогда не видел. Вместо того, чтобы замечать хорошие и веселые комментарии, и их плюсовать, все минусуют друг друга. Нужно как-то больше позитива привносить. Скандалов…их и так хватает.

— Ты один из немногих, кто публично признался в прочтении колонки диктора с десятилетним стажем о комментаторах в киберспорте. Вот все, что он расписал — действительно правда?

— Про меня он написал то, что очень неприятно и громко слышно мой голос. И, в принципе, это была проблема нашей техники. Не знаю, как это назвать… В общем, система, когда человек говорит слишком громко, не дает микрофону хрипеть. У нас это отсутствовало. Там Дима попал под раздачу.

Мне не понравилось, что диктор с профессиональным стажем неправильно написал мой никнейм. Я к этому придрался и решил показать, кто здесь батя. Мне действительно это не понравилось.

В целом он написал, что есть масса моментов: кто-то запинается, кто-то непрофессионально себя ведет. Но здесь же нужно еще учитывать и специфику аудитории. Вот посади сейчас профессионального диктора, пусть даже он будет разбираться в доте, комментировать матч. Да его слушать никто не будет. Это будет очень скучно для нашей аудитории. Нужно учитывать специфику. Мы можем потихоньку меняться на более профессиональное комментирование, убирать ошибки. Вопрос еще в том, что мы должны сами понять, в какую сторону двигаться, чтобы было достаточно весело и профессионально.

Загружаю...

Если посмотреть, что смотрит наша аудитория, то это стримы Андрея «Dread» Голубева, Алексея «Solo» Березина, на которых веселые шутки, матюки и не очень интеллектуальный юмор. Комьюнити привыкло пока что вот к такому.

Когда Дима начал эмоционально говорить и немного переборщил, то на следующий день я только и видел, что нарезки этого момента на YouTube. Это тоже своего рода популярность.

Человек все правильно расписал с точки зрения наших минусов, но он вообще не понимал плюсы и почему так все происходит. Он не учел специфику. Киберспорт и большой спорт — абсолютно разные вещи, даже если они встанут на один уровень по инвестициям и организации. Все равно аудитория к другому привыкла. Это основывалось на интернете. Большой спорт основывался на газетах и телевидении.

— Нужны ли курсы или школы комментаторов или киберспорт пока может обойтись «самородками»?

— Можно человека научить грамотной речи и комментированию. Можно научить человека разбираться в доте и понимать все, что происходит. Но сделать и то, и то может только человек, который уже комментирует доту. Методы улучшения дикции и речи уже давно существуют и развиты. Курсов по доте просто нет. В этом вся сложность.

Вот тот самый низкий порог вхождения. Да, тебе не так-то много надо знать. Но нет ни одной книги, нет вообще ничего, где ты можешь это прочитать. И все, что ты можешь сделать — потратить уйму времени на изучение.

Загружаю...

Я прежде, чем начать что-то делать, просто полтора года, даже два, смотрел [за другими]. Я смотрел чуть ли не каждый день. И только тогда я более-менее начал понимать, что вообще происходит. Потом я начал сам что-то делать. И тогда я столкнулся с тем, что осознаю происходящее на экране, но не понимаю, что нужно зрителю.

Или взять другой пример. Есть менеджеры, которые разбираются в игре. Есть те, кто разбирается в менеджменте, но их взяли откуда-то и сказали заниматься составом. Они знают, что нужно сделать, но не понимают специфику доты. И в итоге лучший вариант — люди, которые изначально разбирались в киберспорте, их взяли и превратили в управленцев. Есть пара примеров. И они сейчас лучшее, что есть.

— И кто, если не секрет?

— Ольга Дунаева. Она в свое время стала PR-менеджером Virtus Pro. Она ничего не умела, как сама говорит, но она все знала о киберспорте. Сейчас, мне кажется, она умеет вообще все. И у нее есть и тот опыт, и этот. Про 100 миллионов все, надеюсь, в курсе? Вот пример в действии. Просто взять директора Макдональдса и попытаться с ним сделать команду и киберспортивную организацию, будет невероятно трудно.

— Раз уж заговорили о миллионах Усманова. 100 миллионов — хорошо или плохо для нашей индустрии?

— Все зависит от того, как они будут использованы. Насколько я понимаю, эти 100 миллионов предназначены для того, чтобы построить машину, которая будет печатать деньги. Иными словами создать инфраструктуру и рабочие места. Но, конечно, это хорошо. 100 миллионов и плохо — я не могу поставить в одно предложение.

— Что нужно сделать, чтобы к киберспорту перестали относиться как к детской забаве, которую никто не понимает?

Загружаю...

— Старшему поколению очень тяжело понять. Например, моим родителям. Им тяжело осознать, как это работает, хорошо это или плохо. Люди, которые живут в «реал-лайфе» и практически никак не связаны с интернетом, им тоже изначально непросто.

Остается одно — популяризация. Когда какой-то турнир проходит, нужно воздействовать не на киберспортивную аудиторию, а на ту, что о нем никогда не слышала. Самый эффективный пиар, когда ты «пушишь» не свою аудиторию, а чужую.

Вот, например, все телеканалы взяли и начали говорить о 100 миллионах долларов. И буквально на днях был на дне рождения у друга и все только и спрашивали. А ты слышал? А ты знаешь. Вот, пожалуйста.

Нужно просто провести какое-то мероприятие в Москве в «Олимпийском». Люди будут ходить и смотреть «А что это там такое?» Вот в этом и есть смысл. Естественно, все проводить на высоком уровне. Бесконечные проблемы со звуком, с картинкой — непонятно, куда от них деваться. Каждый турнир с этого начинается. И люди приходят, платят даже деньги, садятся на комфортные места — бах, и звука нет.

Вот от этого нужно избавиться. Чтобы человек пришел как на футбол или хоккей, посмотреть, получить удовольствие и уйти. Все. Этого будет достаточно.

— Сейчас ответственность за изображение на экране монитора или смартфона лежит на комментаторах, которые порой пропускают первые убийства и не замечают какие-то ключевые моменты на карте. Нужны ли режиссеры во время матчей, которые бы следили за игровой камерой и освобождали комментатора от этой работы, чтобы он мог сосредоточиться на игре?

Загружаю...

— Было бы немного непривычно. Работа тяжелая, неблагодарная. Мы хотя бы как комментаторы светимся на публике, и ради этого многие идут, чтобы стать популярным и известным. Человек, который управляет камерой, он будет всегда в тени. Следить за всем, что происходит, непросто. Ты не можешь отвлечься хоть на секунду, ты должен показать все самое важное, а иногда это тяжело.

Облегчило бы задачу? Производительность комментаторов выросла бы в разы. Это гораздо легче. При этом придется просить показать что-то периодически. Связь должна быть. Такой человек нужен. Лучший пример — корейский StarCraft, где было три комментатора, один из которых управлял камерой. Посмотреть на то, как показывались матчи, как там успевали захватить все самое важное. Один случай на сто, когда пропускали какой-то момент. В общем, любо дорого посмотреть. Как в голливудских боевиках.

— С учетом того, что ты работаешь на молодую студию, ощущаешь ли конкуренцию с организацией RuHub?

— Скорее это они ощущают конкуренцию. Человек, который работает в сети закусочных в городе, в который приезжает «Макдональдс». В этом случае конкуренцию скорее ощущает Макдональдс, а не тот человек. У него свой бизнес. И он не сильно пытается лезть в другие города, но потихоньку развивается. А вот большие компании чувствуют давление и пытаются немного поддушить. Мне кажется, ситуация примерно такая же. Мы все друзья. Это понятно. Но бизнес есть бизнес. Ничего не поделать.

— Ни для кого не секрет, что RuHub — приобретение Антона Черепенникова. Тебе самому там работать не предлагали?

— Я думаю, что на этот вопрос я пока отвечать не буду. Скоро все узнаете. Год подходит к концу, нужно определяться, где продолжать. И, в общем-то, буду решать в ближайшее время. По поводу предлагали, не предлагали, что именно — не буду говорить.

Загружаю...

— То есть ты не исключаешь, что можешь покинуть Storm Studio?

— Я вообще не исключаю никакой вероятности. Год назад я был в Virtus Pro, мне казалось, что я оттуда никуда не уйду. Поступило предложение от Storm Studio. Я с трудом согласился и совершенно об этом не жалею. Когда наступает момент выбора, к нему нужно ответственно подходить. Исключать что-то я не могу. Пока мой контракт действует, исключены все возможности перехода. Может быть, я Storm Studio стану не нужен. Кто знает?

— Кто, по-твоему, идеально подходит для Na’Vi?

— SoNNeiko (прим.: Акбар Бутаев) + 4. Ну или Dendi (Данил Ишутин) + SoNNeiko + 3. Молодые перспективные игроки, которых много

— Почему не Monkey Business?

— А там есть русские?

— Почему Dendi и SoNNeiko? Ну, ладно SoNNeiko — еще поймут. Его все хвалят, поскольку он действительно хорошо отыгрывает на своей роли. А вот Dendi. По мнению многих зрителей, ему так вообще на пенсию пора. Впервые слышу от авторитетного человека, что Dendi еще способен играть на уровне.

— Puppey (прим.: Клемент Иванов) берет MLG и ему не пора, а Денди пора. Многие просто не понимают, почему у него не идёт игра. Он живёт игрой, много работает, и именно поэтому он может остаться. Он отличный исполнитель, ему не хватает руководителя в команде. Это как самурайский меч, если его возьмёт мастер, то сможет бетонный столб покрошить на куски, а если дилетант —отрежет себе руку. Так и он: в хорошей команде сделает всё как надо, в плохой — только усугубит.

— Сейчас все говорят про инвестиции, крупные компании начали скупать киберспортивные, чтобы занять какое-то место в этой индустрии. По твоим прогнозам и ощущениям, каким киберспорт будет в следующем году?

— В следующем году он будет точно таким же. За год мало что может измениться. Возможно, у нас будут турниры как ESL и пара дополнительных площадок. Может, чуть больше людей об этом узнает. Но я не думаю, что сам киберпорт, как он есть, не изменится. То, что есть сейчас, практически полностью меня устраивает: как проводятся турниры, как играют команды, как они готовятся. Они идут вперед потихонечку, но это все происходит довольно медленно. Через год мы получим чуть улучшенное отражение сегодняшнего киберспорта.

Загружаю...

За покупкой крупных компаний и стоит такое будущее. Насколько я знаю, ESL купили за сумму в районе 90 миллионов долларов. В СНГ вливания хорошие, за такими компаниями будущее. Они покупают, дают деньги, но при этом все остается, как раньше. Например, Гарфилд продал EG, но при этом все эти люди остаются. Они перестают быть директорами, но продолжают находиться у руля и двигать все дальше, но уже с большей ответственностью, так как в них вложили большие деньги. Ну, и с большими возможностями. Такие компании становятся локомотивом, который тащит весь состав.

— Недавно произошла неприятная ситуация. В Южной Корее второй раз за пять лет нескольких игроков SC2 поймали на договорных матчах. В доте, помимо ситуации с Solo, ты наблюдал такие вещи? И насколько ставки игровых предметов и денег действительно портит киберспорт?

Неотъемлемая часть любого спорта — тотализатор. Судя по тому, что я знаю о конном спорте, соревнования на ипподроме вообще никому не были бы интересны без ставок. И здесь ситуация схожая. Многие смотрят только из-за ставок. Когда твой стрим есть на «лаундже», тебя смотрят х10, по сравнению с тем, когда его нет. Это всегда имеет большое значение для зрителя. А там, где начинают крутиться большие деньги, ставки, всегда найдутся мошенники. Лучший пример — Корея. Там ребят в прошлый раз в тюрьму посадили. Но ничему вообще люди не научились и продолжили. Если уж вас тюрьма не пугает… То я не знаю, чем их еще можно запугать. Мне кажется, что даже если сделать пожизненный срок, все равно найдутся люди, которые захотят обойти закон.

Загружаю...

А в доте это достаточно легко прослеживается. Как только поступает какая-то невероятная ставка на какой-то невероятно низкий коэффициент, все сразу становится ясно. Все так и палились. В доте это немного сложнее, чем в старкрафте. Если ты один захотел сжульничать, а четверо остальных не хотят, то ты не сможешь. А если ты будешь «руинить» им игру, то ты просто вылетишь из команды. В этом, наверное, вся сложность. Но насколько я знаю, такое и в футболе встречается, а там замешано 11 человек. И никого это не смущает. У всех свои принципы, свой интерес. Те люди, для которых на первом месте стоит спорт и соревнование, никогда таким заниматься не будут. А те, кто будут — то ради бога, вы делаете себе только хуже. Потому что нажива, которую они получают, того явно не стоит.

— Киберспорт в СНГ сможет эволюционировать? Для меня идеальный киберспорт, это когда тебя никто не чмырит за то, чем ты занимаешься: комментируешь, пишешь, играешь. И у тебя всегда есть гарантии. А сейчас команды постоянно меняют составы, и иногда кажется, что если ты 4 раза проиграл квалификации, то наверняка кто-то кого-то выкинет или состав распадется. Нужна ли систематизация или достаточно влияния Valve, которые скажут: «Ребят, давайте так не будем»?

Загружаю...

— Valve уже идут по этому пути, объявляя, что «решаффлы» запрещены, если ты зарегистрировался на Major. Что касается самих команд, то тут нужен человек, который будет стоять над коллективом (тот же тренер) и который будет иметь полномочия отвечать за то, что он делает. В хоккее и в футболе же решает тренер. И здесь тоже должен решать тренер, а не сами игроки.

Что касается гнобления за занятие киберспортом. Тут бабушка моя может сказать: «фигней какой-то занимается, мячик гоняет, вместо того, чтобы картошку копать». То есть индивидуальный взгляд на спорт и кибеспорт. У меня в этом плане очень простая политика, выработанная суровой жизнью: все, кто не проявляет уважения к тому, что я делаю — идут нафиг. Нафиг мне нужны такие люди, которые не понимают и не уважают то, что я делаю? В конце концов, я не наркотики продаю, чтобы относиться к этому плохо.

Но могу сказать по своим друзьям и родителям, что в основном всем все очень нравится, все уважают. И всё чаще я слышу от них: «Какая у тебя классная работа!». И мне кажется, что такой проблемы, в принципе, практически нет. По крайней мере, с точки зрения комментатора из города Фрязино. А уж как у ребят из остальных городов, стран, семей — это вопрос индивидуальный. Когда люди слышат, что я ездил комментировать турнир за 18 миллионов долларов, внезапно появляется уважение!

— А тебе ничего не перепало? Просто, когда я езжу на какой-то турнир, потом часто слышу вопрос «Ну, а что, сам что-нибудь выиграл?».

— Хороший момент. Когда мы говорили по поводу 100 миллионов долларов, часто в конце разговоров возникала фраза: «Ну, все, ты теперь миллионер!». А то, что я не работаю в организации Virtus Pro, а даже если бы я там и был, то я от этих 100 миллионов далек, как неизвестно кто, — это людей не смущает. И нет, мне ничего не перепадало, я нигде не играл. Я зарабатываю только комментированием. И цифра, которую получаю я, от 18 миллионов долларов далековата.

Загружаю...

Все фотографии взяты из личного архива Владимира Кузьминова и сайта организации Natus Vincere.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Советский киберспорт