«У меня до сих пор правый глаз дергается». Как управлять одной из лучших команд по Dota 2 в стране
Алексей Кондаков — владелец киберспортивной организации Vega Squadron. Состав «Веги» по Dota 2 меньше, чем за год прошел путь от никому не известной команды до участника The International 2015. К сожалению, Vega не прошли в плей-офф, покинув чемпионат на квалификационных матчах. Sports.ru пообщался с Кондаковым о тонкостях управления организацией и впечатлениях от TI5.
— Ты открыл для себя киберспорт через Starcraft, если не ошибаюсь.
— Да. Тогда у нас еще не было такого понятия, как «киберспорт». Все началось в 1998 или 1999 году, сейчас уже точно не скажу. Это было, когда вышел первый Starcraft (прим. ред. — Blizzard выпустили оригинальный Starcaft 31 марта 1998 года). Я сразу очень полюбил эту игру и очень много в нее играл. Подсадил на нее всех своих школьных товарищей, всех своих приятелей. Даже помню, как с другом по модему играли. И, собственно говоря, уже тогда у меня зародилась идея, что «когда-нибудь» я соберу ребят и сделаю команду. Тогда у нас не было LAN-турниров, поэтому мысли были об онлайне. Мол, где-нибудь в Сети мы встретимся с командой «врагов»… То есть, да, такие мысли были. Я тогда не представлял, что однажды все примет такие масштабы и вырастет в полноценный киберспорт, и что все будет, как сегодня. Но грезил всем этим еще со школы.
— Должно быть, было обидно замораживать подразделение «Веги» по Starcraft II?
— Очень обидно. Было больно. Потому что это на самом деле было тем, куда я вложил душу. За деньги не так обидно, так как Starcraft не такой уж и затратный по финансам, как Dota 2 или Counter-Strike. Но игра была тем, что помогало мне отвлечься от повседневных забот, отвлечься от своего основного бизнеса. Это же довольно нервное занятие, а со Starcraft’ом я отдыхал душой, если можно так сказать. Конечно, было обидно, моя любимая игра, как-никак. Но что мы могли сделать? Наша организация выходила на другой уровень, я начал смотреть в сторону Dota 2 и Counter-Strike. Я понимал, что нужны какие-то спонсоры, нужно привлекать внимание к нашей организации. Но у «старкрафта» слишком маленькое коммьюнити, игра-то сложная! Кстати, уверен, это основная причина ее не сильно широкой популярности. Сложная, да еще и платная! (смеется).
— Очень много игроков сейчас уходят из Starcraft II в Heroes of the Storm,
— Да, идут-идут. Вселенная «близзардовская», персонажи все «близзардовские», движок «близзардовский». Мне кажется, поэтому и переходят — все знакомо. Но лично я пока ничего не могу сказать об этой дисциплине. Вижу, что Na’Vi и Virtus.pro взяли себе составы по Heroes of the Storm. Но я пока жду, посмотрим, что дальше будет.
— У «Веги» же тоже составы есть по HotS? Просто официально не афишируется, как я понял.
— Нет, не афишируется. Скорее даже так: состав был, сейчас его как такового нет. Менеджер остался, состава в целом нет. Команда была зимой, немного поиграли. Но официального большого состава пока нет. Пока ждем и прощупываем почву.
— У вас же, получается, две «Веги»: одна — киберспортивная организация, а вторая — ваш основной бизнес.
— Компания занимается оптовой продажей рыбы и свежезамороженных морепродуктов. Это мой собственный бизнес, запустил я его в 2010 году. Почему именно рыба? Дико долгая история. Углубляться не стоит, думаю. Совершенно случайно получилось, так как с рыбой раньше я особо не работал. Продажами пива занимался.
— Родственные сферы же — рыба всегда к пиву.
— Ха, да! Примерно как-то так (смеется). Началось все это как маленькая компания, мы с другом развозили рыбу в магазины рядом с домом. Не сетевые супермаркеты, а отдельные крохотные ларьки, потом это уже переросло в крупную компанию, которая занимается поставками рыбы по всей России. Сейчас мы работаем с Metro: Cash & Carry, например.
— Киберспортивная организация ведь позже появилась? Как вообще родилась мысль переключиться с продажи рыбы на Dota 2?
— Я задумался об этом в 2012 году . На тот момент я был уже крайне далек от мира видеоигр, совершенно другие дела меня увлекали. Бизнес тот же, бытовуха семейная, я даже пропустил сам выход игры! В первой Starcraft я играл в школе и в студенчестве, потом я совсем завязал с этим и до 2010 не играл ни во что. Ну, в какие-то старые игры, конечно, поигрывал иногда. В Doom, например. Я вообще был не в теме, что появился какой-то «киберспорт» и что люди начали играть, зарабатывать деньги. Краем уха слышал иногда, но не более. А потом вышел второй Starcraft, мне игру подарила жена на день рождения. И все, я буквально пропал на пару недель, сразу вспомнил, как играть. По вечерам с друзьями собирались и играли «3 на 3» или «4 на 4». И в 2012 мой товарищ сказал мне, что у его знакомого есть команда, нужны минимальные вложения на поддержку, где-то несколько тысяч рублей в месяц. Мол, если хочу, то игроки могут перейти ко мне и взять мой тэг… И тут я вспомнил про свою детскую мечту! Я подумал «черт, а почему бы и нет». Пять-шесть тысяч рублей в месяц, не помню точно. Смешные какие-то деньги были, короче. Решил, что не обеднею, а удовольствие получу. Взял ребят, чисто для души. Назывался коллектив «Evolution Gaming», игроки были среднего уровня, все это было непрофессионально, но зато я присмотрелся к индустрии. Посмотрел, как корейцы всех нагибают, какие турниры бывают. Стало интересно и так все поехало. Потом у нас уже появились более именитые игроки в составе по Starcraft II. Тобиас «ShoWTimE» Зибер, Патрик «Bunny» Брикс — они сейчас довольно известные ребята. Да и в «Веге» когда-то играли в свое время.
— Коллеги по работе в курсе твоего увлечения? Косо смотрят или с энтузиазмом? Сейчас полно дядек в возрасте, которые в те же «танки» рубятся вовсю.
— Косо поглядывают, конечно. Особенно когда в бухгалтерию задания даю какие-нибудь. Контракт с американцами какой-нибудь, деньги какие-то должны придти. На меня бухгалтер смотрит с выпученными глазами и не понимает, что происходит. Люди не шибко понимают, но я и не задаюсь миссионерскими целями и не объясняю всем, что киберспорт — это серьезно. Иногда рассказываю, мол, вот был The International, мы готовились, был буткемп. Коллеги видели, как я бегал с футболками, заморачивался по всем мелочам. Кто интересуется — я всем рассказываю, конечно. Но в целом посматривают косо. Сейчас, слава Богу, в компанию приходит человек, который тоже раньше в Starcraft играл. Будет хоть одна родственная душа (смеется).
— Если считать достижения всех составов Vega Squadron, то получится, что за неполный 2015 год команды организации взяли около 40 золотых мест. Почему не получилось с The International?
— Если с Hearthstone считать, то будет около 40, да. А насчет The International… Мы готовились. Все были очень серьезно настроены, перед турниром я озвучивал, что мы рассчитываем на топ-8 — так и было, мы ожидали такого расклада. Я был почти на всех тренировках: и в буткемпах, и в practice room в самом Сиэтле, я видел, как ребята играют с крутыми командами, видел, что у них все получается. И по силе мы себя ставили уж не хуже MVP Phoenix точно. Что касается неудач, то я не буду говорить по самой игре — я не эксперт, у меня для этого менеджер команды есть. Объективно, конечно, китайцы были по-сильнее. И то, одну карту мы у них отжали. А вот корейцы! Когда мы проиграли вторую карту, то счет был 1:1. Я видел эмоциональное состояние ребят, видел, что из-за нервов они начали терять самоконтроль. И, действительно, стоило взять и встряхнуть их как следует. Но это ни я, ни мой менеджер не смогли сделать. Для меня ведь это тоже был первый LAN-турнир такого масштаба и я сам немного потерялся. Так что, я считаю, в этом моя ошибка тоже есть. Если бы мы взяли паузу и нормально поговорили, я бы сказал им: «Что вы делаете, мы сейчас проиграем The International! Всего одна карта осталась». Я этого не сделал. Казалось бы, такие простые слова. Но, думаю, тогда они бы выиграли третью карту.
— Слова-то простые, но, уверен, сказать их было нелегко.
— Да, это точно. И, честно говоря, я решил, что для этих целей нужно искать тренера. Потому что я как руководитель организации не подхожу под такие задачи. Я же не специалист по самой игре. У меня просто физически времени не хватает, чтобы в ней разбираться. Я поигрываю иногда, чтобы понимать основы, но это не взгляд профи. Все эти стримы, вся эта аналитика — это все не то, согласись. Чтобы понимать игру, нужно самому много в нее играть. Что до The International, то мы до сих пор не считаем, что мы сильно слабее CDEC или MVP Phoenix. Серьезно, если бы мы попали на месте «фениксов» в main event, мы бы выступили как минимум не хуже. Сто процентов. Но для многих ребят это было первое мероприятие такого масштаба. Конечно, такие ветераны как Леша «Solo» Березин и Андрей «Mag~» Чипенко — они уже матерые. Остальные трое игроков впервые попали на такой турнир. Психологический фактор — ключевой момент.
— Пятый год сразу после чемпионата мы видим традиционный решафл команд, неудачно выступивших на TI. «Вега» же официально заявила, что состав по Dota 2 не поменяется.
— Мы это в нашем твиттере писали, но это не совсем так, как ты говоришь. Мы скорее имели в виду, что пользователям не нужно слушать провокаторов, пока нет официальной информации о ротациях состава.
— То есть, состав все-таки поменяется?
— Скажем так: я этого не хочу, игроки этого не хотят, наш менеджмент тоже не хочет такого исхода. Мы все хотим остаться вместе, обсуждали условия нового контракта, всех все устраивает. Все, вроде как, уже готовы остаться. Что может произойти? Не исключаю, что что-то может случиться. Вероятно, какая-нибудь организация-гигант кого-то выкупит. Если кто-то предложит игроку космическую зарплату, которую мы не можем себе позволить, то вряд ли мы его удержим. Но ребята и понимают, что деньги сейчас — не главное. Нам было бы очень важно продолжать выступления таким составом, потому что сейчас у нас нет откровенно слабых игроков. Составу по Dota 2 не хватает немного сыгранности и «тимплея», мое мнение — еще поиграть в таком составе пару месяцев и мы будем показывать очень крутые результаты. В общем, насчет решафла пока не могу дать стопроцентной информации. Не могу гарантировать, что никто никуда не уйдет, но это точно не v1lat будет решать (смеется). Предварительный прогноз — состав останется без изменений, но стоит дождаться 31 августа.
— Ограничения Valve насчет трансфера вас никак не коснулись, получается?
— Дело в том, что с этим пока не все понятно. Как мы поняли,ограничения Valve касаются только тех команд, которым дадут прямые инвайты на «мейджоры». Коллективы, которые будут проходить квалификации, могут себе хоть всех пятерых игроков заменить. Здесь нужно, чтобы компания внесла ясность насчет этого решения. Мы вот ждем.
— Все сейчас ждут этого.
— Да! И пока мы понимаем это так, как я сказал выше. Я и мой менеджер обсуждали это и пришли к такому выводу. Командам с прямыми приглашениями (а среди таких, скорее всего, будут Virtus.pro и «Империя») нельзя менять больше двух игроков. Трансферное окно закрывается 31 августа, а 1 сентября им нужно иметь стабильный состав. То есть, не будет такого, что из Team Empire уйдут все пять игроков. Чисто теоретически, конечно, они могут уйти, но тогда «Империя» будет играть квалификацию. В любом случае, на наших ребят новость об инициативе Valve не сильно повлияла. Всем нравится играть друг с другом, никто никого не бесит. У нас в этом плане абсолютный симбиоз, а это не частое явление в командах.
— Как протекало общение с Valve перед чемпионатом?
— По электронной почте. Очень много лично переписывался насчет моментов с визами. Все круто, всегда очень оперативно отвечали. Единственный минус, конечно, заключается в десятичасовой разнице во времени. Я приходил поздно вечером домой с работы и понимал, что сейчас просыпается Сиэтл и надо с ними активно переписываться насчет виз и всего остального. Я вспоминаю тот период, когда мы готовились к поездке... Для отдельных наших игроков мы получали визы по два раза, это безумие было.
— В этом году много у кого были проблемы с получением визы.
— Да, какой-то китайской команде, вроде, отказали сразу всем пятерым игрокам (прим. ред. — вероятно, речь идет о команде CIS Game, где в выдаче визы отказали четырем членам команды). Основные проблемы были у двоих наших игроков и у SoNNeikO из Na’Vi.
— Valve сообщали, что там по инстанциям дело дошло вплоть до сенатора США.
— Так это правда, я сам лично эту переписку вел. Не с сенатором, конечно (смеется), а с человеком из Valve, который отвечает за визовые вопросы. Мы вместе составляли письмо сенатору, где описывали игрока, его место жительства, какие у него в жизни проблемы… Стояла задача доказать, что после The International игрок обязательно вернется домой. Главная причина отказа в визе — посольства боятся, что человек останется жить в США. А у нас один игрок только школу закончил, второй — из институт выпустился. Оба с Украины, оба без официального трудоустройства. Один из них еще и с Донецкой области, сам понимаешь. Так что, да, мы с менеджером Valve составляли письмо сенатору, который потом лично по телефону связывался с посольством в Киеве и просил пропустить игроков! Только так мы получили визу, если бы не они — пиши-пропало. За это спасибо огромное, молодцы. Но нервов мне это немалых стоило, у меня правый глаз до сих пор дергается.
— В Vega Squadron есть русские, украинцы, беларус, хорват, датчанин, чех и британец. Сложно управлять многонациональной организацией? Как так вышло, что капитан российской команды по Hearthstone — из Дании?
— Когда у нас был состав по Starcraft II, то все игроки были из Европы. И наш менеджер, Ваня — он из Хорватии. Мы давно знакомы, уже долго общаемся. Игроков по Hearthstone искал именно он. И ничего, мы все нормально общаемся. Киберспорт — мы здесь не знаем границ, чего уж. В составе Dota 2 соседствуют парни из России и из Украины. За все время я не был свидетелем ничего, кроме каких-то шуток на эту тему. Во вселенной киберспорта СНГ — это все еще СНГ, без разделения. Западное коммьюнити, конечно, часто бурлит на тему русских, но у нас я такого не замечаю.
Бизнес
— Сколько в год стоит содержать команду?
— Сложно сказать. Дело в том, что сейчас мы вышли на совсем другие цифры, нежели в начале. Для того, чтобы содержать два наших основных состава по Dota 2 и по Counter-Strike, нужно 35-40 тысяч долларов в месяц. Этого хватило бы на психологов, тренеров, буткемпы и на информационную раскрутку. Можно и в более скромные цифры уложиться, но это непосредственно скажется на результатах. Буткемпы нужны однозначно, тренер — точно нужен. У нас нет менеджера по составу Counter-Strike: Global Offensive, но есть тренер, который планирует им режим тренировок. И это несмотря на то, что все игроки из разных городв и стран. И тренер постоянно с ними в «тимспике», присутствует на всех LAN-турнирах, обращает их внимание на многие моменты в игре. Витя — большой молодец, я бы хотел такого же человека найти для состава по Dota 2. Но это все снова упирается в деньги. Тут все как в большом спорте — без денег на голом энтузиазме результатов ты не добьешься.
— Зарплаты игроков раскроешь?
— Конкретных цифр не назову, но средний рынок зарплат ты знаешь — от одной до четырех тысяч долларов, все всегда индивидуально и зависит от игрока. Мы понимаем, что Dendi в Na’Vi может и десять тысяч долларов в месяц получать. Всех подробностей я сам не знаю. Есть же медийные игроки, которые за дополнительное участие в жизни организации платят отдельные деньги. Не могу знать точно. Знаю, что зарплаты у всех разные.
— Как думаешь, киберспорт в России может окупиться?
— Может, почему нет? Конечно может. Достаточно взглянуть на статистику просмотров последнего The International — почти 5 миллионов человек смотрели финал только онлайн. Это не считая тех зрителей, кто смотрел по телевизору в Китае и в США! Еще добавляем сюда зрителей из пабстомпов и тех, кто в записи… Мне кажется, цифра должна быть в районе шести миллионов человек. Шесть миллионов человек смотрят соревнования по «доте». И надо помнить, что реклама в киберспорте стоит совсем не тех же денег, что и в традиционном спорте. А рейтинги не то, что схожи, а иногда и гораздо выше. Все может окупиться, конечно. И я в курсе сумм спонсорских денег, которые предлагают российским командам. Несмотря на те цифры, что я назвал — 30-40 тысяч долларов в месяц на команду — даже в этом случае может окупиться. Вопрос времени просто.
— Как происходит поиск спонсоров? Кто-то сейчас финансирует организацию, кроме тебя?
— Я сейчас работаю практически в одиночку. Если какие-то партнеры к этому делу подключаться — я только рад буду. Одному тяжеловато, тут затраты серьезные. Нужен человек, который тоже был бы заинтересован. Человек или организация спонсорская, с которыми можно было бы поработать на взаимовыгодных условиях. В отличии от команд-гигантов, мы не связаны обязательствами с рекламодателями и открыты к любым предложениям. И цифры те же — 35-40 тысяч долларов. И это будет принципиально новый уровень, без аналогов в СНГ.
Я хочу вывести нашу организацию на профессиональный уровень, это касается всего: тренировочная база и регулярные буткемпы, тренерский состав, здоровый режим, правильное питание. Все, что принято в большом спорте. Я уверен, что ключ успеха именно в этом. Потому что то, что мы сейчас видим в СНГ — это все по-большей части just for fun. Покатать в «дотку», бабки за это получить — весело, прикольно. А я хочу вывести на новую ступень, но я не вижу российских организаций, которые бы этим озадачились. Может, конечно, некоторые об этом думают, но никаких шагов в этом направлении не делается. Буткемпы все проводят только перед крупными турнирами. А вы попробуйте сделать как в той же Корее.
— Но это же нельзя говорить в упрек хозяевам организаций. В Азии все это поддерживается на государственном уровне.
— Это можно сделать и без привлечения государства. Получают же наши топовые команды деньги от спонсоров? Мы же не знаем, какая часть уходит на коллектив, а какая — в чистую прибыль. Нужно объяснить спонсорам, что нужен новый уровень, все же видят, что новая эра грядет, все же видят рейтинги. Если не через год, то через два что-то грандиозное произойдет, смотрите на призовые — через пару лет все это вырастет еще в три раза. Грубо говоря, сейчас киберспорт для меня — это все, я все свои усилия и сбережения направляю в это русло, даже рискуя основным бизнесом. Потому что считаю, что будущее именно здесь. Я такой человек, который останавливаться не будет, я не бросаю дело на пол-пути. Мне говорили, «ну что, если с “инта” вылетите, то все, завязывай», но я настроен решительно. И опять же, я уверен, что секрет успеха — в постоянстве состава. Если постоянно проводить все эти чумовые решафлы, то это просто каждый раз нарушает экосистему в команде и нужно каждый раз заново настраивать коммуникацию. Самые крутые топовые команды составы не меняют. Посмотрите на тех же Team Secret.
— Только что Zai ушел.
— Это сейчас, а до этого ведь не было постоянных приходов-уходов. Посмотрите на список достижений Team Secret и команд, которые постоянно меняют игроков — тех же Na’Vi. «Секреты» как-то по-достойнее выглядят. Конечно, если один из участников прямо «якорит» команду, то это вопрос другой. Если же все идет более-менее ровно, то нужно просто сыгрываться. Fnatic те же — состав по CS:GO не меняется. И они непобедимы.
Люди
— С игроками все довольно прозрачно, а вот как назначают менеджеров команд?
— С менеджерами все очень тяжело, найти хорошего менеджера практически невозможно, гораздо сложнее, чем найти хорошего игрока. Во-первых, это должен быть человек, который очень любит эту игру, знает коммьюнити, знает турниры и их организаторов, знает игроков. Во-вторых, у менеджера должны быть лидерские наработки, он должен быть коммуникабельным. Главное, чтобы человек был надежный, чтобы ему доверять можно было. Как показала практика, с ребятами можно сработаться уже в процессе. Не всегда получается, что игроки сразу начинают слушаться нового человека, бывает просто, что не видят в нем авторитета. Просто есть люди, которые исключительно ради денег идут во все это. Ты можешь нанять профессионала за бешеные деньги, но не факт, что завтра он не уйдет в другую организацию за еще большие деньги и не уведет с собой игроков, ведь такие случаи были. Ищут менеджеров по знакомству и по рекомендациям, рынка менеджеров нет.
— На «Хэдхантере» вакансию не создашь, конечно.
— Это пока, если темпы роста индустрии сохранятся, то вскоре и на «хэдхантере» искать менеджеров будем. Нам же на почту каждый день приходят десятки писем: люди просятся в команду, на замену, в менеджмент. И не исключено, что в одном из этих писем реально кроется какой-то обалденный талант. Ведь как с игроками по Dota 2 у нас было — я взял команду из пяти парней, которые вообще неизвестны были. Кроме Stalianer’a, может быть. А получилось, что меньше чем за год мы вышли на The International. Угадал? Повезло? В любом случае, это не без помощи менеджера нашего вышло. Именно менеджер мне тогда пальцем в них ткнул, мол, смотри, парни сами вышли в «стар-серию». Без знакомств, не по блату. Хотя были же случаи, когда команды выходили в «стар-серию» через знакомых. А тут сами. Впрочем, хороших игроков тоже не просто найти.
— Как тогда искать молодых талантов?
— Нужна академия, это еще одна моя мечта, связанная с киберспортом. Был случай, когда у нас никому не известный паренек играл один матч на замене. А он играл не то, что не хуже, а иногда даже лучше игрока, которого он заменял. Но его вообще никто не знает. Поэтому в перспективе обязательно нужна либо школа киберспорта, либо какая-то академия. У меня перед глазами мой личный опыт — в ноябре набрал неизвестных ребят, а в июле мы уже в Сиэтле. Я совершенно точно еще займусь чем-то вроде академии.
— Не обсуждал это с хозяевами других российский организаций? Вы вообще общаетесь?
— Я пока не знаком с ними, к сожалению. На The International не удалось ни со Sneg1 (Virtus.pro) познакомиться, ни с Zero (Na’Vi) — они не приехали на чемпионат. Может, к концу они там и были, я просто 1 августа уже улетел. Удалось познакомиться только с с Nevod’ом — это один из хозяинов «Империи». Пообщались, все круто. Шикарный мужик абсолютно. Знаком со Stranger’ом из Team Empire, с Юджином из Na’Vi, с Drummer’ом из Virtus.pro. С этими ребятами общаюсь и пока это все на позитиве, не привело ни к каким конфронтациям из-за игроков или чего-то такого. Все отлично, все приятные люди. СНГ-решафл сейчас к концу подойдет, посмотрим, кто кому лица будет бить на следующем The International (смеется). Шучу! Не очень приятно, конечно, когда игроков переманивают, но что уж поделать. Главное делать это не втихоря, а в открытую обсуждать. Потому что за спиной организации секретничать с игроком — это совсем не круто.
— Сейчас все об этом и говорят. Киберспорт перенял не только плюсы большого спорта, но и его болезни: воровство игроков, подставные матчи, допинг…
— Был один случай, когда шведский админ турнира встал на сторону шведской команды. Я не стал раздувать из этого скандал, хотя мог бы. В следующий раз я такого уже не прощу. Там как было: наш игрок опаздывал на игру, ему дали 15 минут. Он успел, вошел в лобби секунда в секунду. Все, кто присутствовал на турнире, подтверждали, что он успел. Но админ чисто принципиально засчитал техническое поражение, мы начали игру со счета 0:1. А ESL ввели допинг-контроль, да. Все правильно делают, все только обрадовались этому решению.
— Многие рады, но я уверен, что куча игроков теперь не сильно счастливы.
— За своих ребят точно могу сказать, что мы тут все чисты и у нас все будет в порядке с этим. Нам только радоваться стоит этой инициативе, правильно, что начали порядок наводить. Я же говорил, правильное питание и дисциплина — это все. Командам нужны диетологи, которые бы занимались этим. Корейцы в этом плане большие молодцы, те же MVP Phoenix — выскочили, никто ничего не ждал от них. А проявили себя здорово, дисциплина решает. Не скилл, именно дисциплина и подход.
— К разговору о дисциплине: на днях 2Ar Gaming распустили состав по Hearthstone с формулировкой «для игроков реальная жизнь была приоритетнее игры». Соотношение личной жизни и тренировок у вас как-то контролируется?
— В контрактах прописывают необходимое количество часов, которые игрок должен потратить в неделю на тренировки, но мы не можем пристально следить за выполнением всех норм. Все из-за того, что игроки сидят дома и играют онлайн, а дома постоянно возникают дела: то у брата свадьба, то у мамы день рожденья. Такой конфликт есть, и решение я уже озвучивал — нужен профессиональный подход, нужны тренировочные базы, где игроков никто не будет отвлекать. Это будет самый лучший регулятор, потому что штрафы не пугают игроков. «Окей, штрафуй, но я с родственниками давно не виделся, я должен быть на семейной встрече». Что касается учебы, то я только за, чтобы они получили образование. Мы меняемся датами с другими командами на турнирах, чтобы мои игроки могли нормально сессию закрыть. Высшее образование нужно получать, всегда пригодится. Не исключено же, что кто-то решит закончить с карьерой киберспортсмена, что тогда ему делать? Хотя, конечно, сейчас можно и тренером пойти, и стримером. Хорошие стримеры очень неплохо зарабатывают в наши дни.
— Скажи, как бизнесмен — не испортит ли миллион долларов шестнадцатилетнего школьника?
— Сумаила вряд ли испортит. Тем более, это же не первые его большие деньги — Evil Geniueses и на DAC брали миллион, а хуже играть не стал, как видим. Опять же, возьмем Dendi — мега-медийный человек, который уже столько звездных болезней должен был поймать. Но я бы не сказал, что он стал хуже играть, достойный уровень.
— Тогда почему Na’Vi показали такие результаты на чемпионате?
— Проблема же не только в Dendi. Я смотрел последние игры… Как по мне, то конкретный якорь там — это Артстайл.
— Все корабли в Арстайла.
— Даже мне, не специалисту по игре, было заметно, что Арстайл «якорил». Так что, да, все корабли в Арстайла. На MLG ребята же круто выступили, я ждал хорошей игры и на The International. Что-то произошло, видимо. Что-то пошло не так. Китайцы, конечно, хитрые. На тренировках одно могут показывать, на матчах — совсем другое…
— Команды на тренировках специально играют хуже?
— Думаю, да. Na’Vi на тренировках обыгрывали CDEC 2:0, мы даже ходили смотреть повторы. Все тогда решили, что «сидеки» — ни о чем, все расслабились. «Изи катка», «слабейшая из китайских команд». Итог — второе место The International. Мне и правда кажется, что это был коварный план.
— Есть мнение, что несмотря на рост призовых, мыльный пузырь киберспорта может лопнуть в ближайшие годы. И никакой новой эры не наступит, революции не случится.
— Не знаю, на чем основаны такие прогнозы. Рост гигантский, но на мыльный пузырь это точно не похоже. Наоборот, все движется в правильном направлении и выходит на более профессиональный этап. Те же трансферные окна — Valve же видит, как колбасит команды после каждого чемпионата. Деньгами точно не испортить сферу. В футболе, например, огромные деньги — и что? Это продолжает оставаться зрелищным спортом. Некоторые игроки зажираются, но в глобальном плане ничего негативного не происходит. Единственное, что может быть, так это однажды рост замедлится. Аудитория у игры не может быть бесконечная, это ясно. А призовые… Скажу так: «кашу маслом не испортишь».