Есть ли жизнь после The International?
Крупнейший и рекордный турнир окончен – почти две недели хорошего безумия сменятся серыми буднями, это неизбежно. После такого шоу и такого накала, которые нам подарили Valve сложно найти мотивацию к движению вперёд. Команды разъехались по отпускам, комментаторы и аналитики скучают, турниров не проводится. Тишь да гладь.
Пара лет до этого интернейшнла проходили примерно в одном ключе – есть главный турнир года, а есть огромное количество турниров поменьше, которые нужны только чтобы не выпадать из общего русла и готовиться к главному турниру года. Призовые в них, наверное, и в сумме не дотянут до тех, что собирает The International, но участвовать надо – если не мелькать с победами на ESL, Dreamhack, Starladder, The Summit, можно и приглашения в Сиэттл не получить. Но и отношение к ним всё же было несколько снисходительное.
Natus Vincere, например, проиграв всё что можно на The International 2015 заработали всё равно больше чем за весь год до этого. Прямо скажем, на пользу такой дисбаланс Dota2 как киберспорту не шел.
Это можно заметить даже по комьюнити на Sports.ru – к июлю месяцу вдруг появляются многочисленные блоги, новости, интервью с киберспортсменами, но стоит одной из команд поднять над головой аегис, как о Dota2 забывали на год до следующих шокирующих цифр призового фонда.
Такой годичный цикл от одного «инта» до другого явно не шёл на пользу организованности данной разновидности киберспорта. Китайская федерация киберспорта жёстко регулирует переходы между организациями, но в остальном мире такого нет, поэтому те же Natus Vincere развлекались вплоть до последних весенних деньков. А из-за них приходилось тасовать составы и всем остальным. То выдернут DKPhobos из Virtus.Pro, то вернут обратно. Подпишут талантливого Ванскора, а потом оставят его в качестве «запасного», да такого запасного, который не играет даже когда у команды не набирается полный состав.
В общем, весь год, начиная с последней секунды The International и до следующего лета, в Dota2 происходил хаос – каждый делал, что хотел. Команды тасовали составы, организаторы придумывали на коленке турниры, комментаторы и аналитики по мере сил старались это как-то освещать, а Valve на это всё лениво смотрела и чесала пузо Гейба – деньги текут, всё замечательно.
Есть определенные надежды, что в этом году ситуация, наконец, изменится, и Дота, наконец, станет серьезным спортом.
Весной этого года Valve выпустили новую «апгрейженную» версию Dota 2, назвав её Reborn. А вместе с ней и анонсировали создание турниров-мейджеров. Наиболее близкая аналогия – турниры большого шлема в теннисе. Турниры по первоначальным объявлениям должны будут проходить раз в сезон (осень-зима-весна и International летом) и организовываться силами самой Valve. Для того, чтобы попасть на этот турнир, команды должны соблюдать жёсткий регламент, в частности (и самое, наверное, важное), менять состав только в строго отведенные для этого временные рамки.
Примером такого «мейджора» может считаться Dota Asian Championship (выигранный, кстати, командой Evil Geniuses) – он проводился в январе-феврале в Китае компанией Perfect World, которая является партнёром Valve. Был выпущен Компендиум (интерактивная книга о турнире с возможностью делать прогнозы и получать за выполнение определенных заданий различные вещи в игре), организован шоу-матч и турнир 1vs1 – в общем всё, как у старшего брата. Немудрено, что DAC набрал свыше трех миллионов долларов призовых и является по этому показателю третьим турниром в истории, после TI2015 и TI2014. Вполне вероятно, что именно Dota Asian Championship будет «зимним» мейджором.
Возможно, именно успешность DAC и подтолкнула Valve к тому, чтобы внедрить в Dota2 опыт CS:GO, в котором такие «мейджоры» проводятся уже довольно давно.
На самом International появилась дополнительная информация. Осенний турнир пройдет в Европе, а составы на этот турнир команды должны предоставить до 1 сентября. Это довольно жёсткие сроки, потому что к этому времени команды только выйдут из отпусков и начнут думать о решаффлах, не будет времени потренироваться с новыми тиммэйтами и осуществить замену, если вдруг что-то пойдет не так. Правда, даётся возможность включить в список несколько «замен», так что вполне вероятно, такие команды как Team Secret или Natus Vincere, которые ждут неизбежные изменения, на первый мейджор поедут в старых составах, но добавят пару интересных игроков в список этих самых «замен».
Вероятнее всего, первый мейджор будет организован совместно с крупнейшей киберспортивной организации Европы ESL. С ними они сотрудничают по организации турниров по Counter-Strike, и вроде бы нареканий не имеют. Турнир, организованный ESL во Франкфурте в июне этого года состоялся на футбольном стадионе Commerzbank Arena, вмещающим более 50 000 человек.
Так как же всё-таки создание мейджоров должно повлиять на будущее Dota 2? Вопрос непростой и не имеет однозначного ответа. Безусловно, попытка регламентировать сезон очень приятна. После пяти лет развития Dota 2, пущенного Валве на самотёк, они всё же решили всерьез заняться развитием этой отрасли. Например, организация newcommer-стримов для новичков доты. Всё-таки для стороннего наблюдателя разобраться, что происходит на экране очень тяжело. Обилие незнакомых слов отталкивает, а как разобраться непонятно. К сожалению, анонсированный стрим «для новичков» на русском так и не состоялся, но судя по всему это лишь дело времени.
Жёсткие рамки трансферных окон помогут стабилизировать составы команд, и это тоже очень важный шаг для киберспорта, в котором чаще болеют за персоналии, нежели за тег. Ну, а киберспортивные организации получают очень серьезный инструмент влияния на подписываемых игроков, и очень весомый аргумент в переговорах со спонсорами: «за нас выступают Arteezy и Zai, мы примем участие как минимум в трёх крупнейших Dota-турнирах и обеспечим громадную аудиторию».
Также можно надеяться на развитие медиаосвещения турниров. Когда у тебя всего один турнир в году, ты просто не можешь практиковаться в форматах, искать новые идеи и пробовать их. У тебя есть только одна попытка в год, а всё остальное время ты пинаешь балду. Разумеется, никакого развития в таких условиях просто не может быть. Наличие четырех мейджеров, которые проходят с разницей в два-три месяца позволит вывести работу по освещению Dota 2 на новый уровень, а это – главный способ повысить популярность игры.
Но это всё только на бумаге. Даже перед TI 2015 существовали серьезные опасения, что люди наигрались в компендиум, и этот турнир не соберёт столько же призовых сколько TI 2014. В этот раз опасения оказались напрасными, но принципиально ситуация не изменилась. Не наскучит ли людям отдавать деньги за «воздух»? И не получится ли, что люди, которые заплатят за первые три мейджора, за интернейшнл платить уже не захотят? Последний компендиум вызвал очень неоднозначную реакцию в Dota-комьюнити, так как не смог предложить ничего нового.
К счастью, мы живём в эпоху становления киберспорта и сможем следить за этим всем своими собственными глазами.