«Сны поездов»: шедевр, который нельзя пропускать
Драма маленького человека в американской глуши.
США, начало 20 века. На северо-запад страны на поезде едет одинокий мальчишка Роберт Грейнир с табличкой на груди с надписью «Сирота». Он так рано потерял родителей, что не знает даже точную дату рождения.
Идут годы. Роберт взрослеет и устраивается на тяжелую работу: в сезон рубит лес, в остальное время прокладывает железную дорогу по северным штатам страны. Там он сталкивается с бытовым расизмом (на прокладке дорог работают в большинстве своем азиаты), жестокостью и, разумеется, смертями на производстве.
Чуть позже Роберт, уже спокойный мужчина с окладистой бородой, встречает Глэдис – рыжеволосую британку с благородным происхождением. Они влюбляются друг в друга и сразу заводят семью. Роберт и Глэдис строят деревянный домик на берегу речки, у них появляется ребенок, и они начинают вести обычный фермерский быт вековой давности. Главный герой продолжает часто отлучаться по работе в другие штаты, но неизменно возвращается к семье, ведь домашние отпуска – это самое счастливое время в его жизни. А на фоне, где-то далеко-далеко, строится современная железобетонная Америка. Но об этом главный герой почти не задумывается – вся его жизнь проходит как будто в параллельной вселенной.
«Битва за битвой» – претендент на все Оскары прямо сейчас
Главное о фильме «Сны поездов»:
- Дата выхода: 21 ноября 2025 года
- Жанр: меланхоличная драма о смысле жизни
- Режиссер: Клинт Бентли («Жокей»)
- Актеры: Джоел Эдгертон («Великий Гэтсби», «Яркость»), Фелисити Джонс («Вселенная Стивена Хокинга», «Изгой-один: Звездные войны. Истории»), Уильям Х. Мейси («Плезантвиль», «Фарго»), Керри Кондон («F1», «Банши Инишерина») и другие.
- Где смотреть: на Netflix
- О чем фильм: пронзительная история жизни простого американского рабочего с севера США.
«Сны поездов» – скрытый бриллиант этого киногода. Картину впервые показали еще в январе на «Санденсе», где она получила в основном восторженную прессу. Но тогда казалось, что всему причиной очень американский характер фильма. Это картина о становлении современных США, пусть и рассказанная сквозь призму истории одного маленького человека, живущего на ощутимом расстоянии от технического прогресса. Также критиков пленила красота фильма, который сразу стали сравнивать с картинами Терренса Малика, еще одного фаната снимать в жанре «чтобы было красиво».
Но вот прошел почти год, «Сны поездов» приземлились наконец на Netflix, который выкупил права на картину, и стало понятно, что величие фильма не в национальности или красоте. А в щемящей истории простого человека, которую малоизвестный режиссер Клинт Бентли рассказывает с такой аккуратностью и хирургической точностью, с такой любовью и уважением, что невозможно остаться равнодушным.
Но важно понимать: «Сны поездов» – авторское полотно, которое априори не может стать зрительским хитом. Это кино переполненное живописными красотами природы Америки, но при этом рассказанное в неспешном, скорее книжном темпе, к которому надо привыкнуть. Но если это сделать – оторваться будет невозможно.
«Бегущий человек»: Глен Пауэлл и Эдгар Райт играют в жестокое телешоу
На протяжении почти двух часов экранного времени мы наблюдаем за жизнью Роберта, в которой как будто почти ничего не происходит. У него есть семья, тяжелая работа и единственное, что выделяет его на фоне остальных – причудливый диалог с окружающим миром, который он ведет через странные образы и видения. Его главный вопрос к природе и планете – как найти жизненную гармонию, обрести спокойствие и счастье. И несмотря на благополучную семью и приличный по рабочим меркам доход, Роберт никак не может понять смысл своего существования. Найти покой, выдохнуть и просто получать абсолютное удовольствие от жизни.
Забегая вперед скажу, что главный герой все это обретет, но перед этим его ждет длинный жизненный путь, усыпанный не только радостями, но и трагедиями. Роберт, феноменально сыгранный Джоэлом Эдгертоном – это пример молчаливого трудяги, который даже в самых нелегких и, кажется, безвыходных ситуациях не сломается. Это кремень, обтесанный десятилетиями тяжелого труда на опасных лесопилках и другой сложной работе.
Но стойкость главного героя не говорит о сухости его характера. Роберт тихий, но не апатичный. Все трагедии он проживает изнутри, лишь иногда срываясь на открытые эмоции в реальной жизни. И проживает их стойко, даже не задумываясь о, например, самоубийстве — ведь пока он не найдет свой смысл жизни, ему не хочется прощаться с планетой и родной природой. Следить за судьбой этого простого человека, которого Эдгертон играет удивительно точно, и переживать его взлеты и падения гораздо труднее, чем смотреть привычные драмы, давящие на зрителя в лоб. Меньше, чем за два часа, этот простой мужик из американской глубинки становится вам по-настоящему близким человеком.
«Сны поездов» невыносимо красивое кино. Сравнения с Терренсом Маликом, пожалуй, слишком надуманны – в фильме нет ничего показушного, даже в предельно дивном видеоряде. Вообще аккуратность, с которой сняты «Сны поездов» – это еще одно уникальное достоинство картины. Несмотря на медленный темп, длинные кадры, благолепие природы США, неразговорчивых героев, кажется, что в фильме нет ни одной лишней сцены. И это удивительно, ведь для Клинта Бентли «Сны поездов» – всего вторая полнометражная картина в карьере (после спортивной драмы о скачках «Жокей»). Обычно молодых режиссеров, особенно на таком прозрачном, как ранняя роса в лесах Айдахо, где работает Роберт, материале сильно ведет в сторону надуманного усложнения и перенасыщения идеями и смыслами. Но «Сны поездов» – исключение. Это безукоризненно поставленная драма о маленьком человеке, в которой нет ничего лишнего.
«Иллюзия обмана 3»: команда фокусников играет в Робин Гудов – 10 лет спустя
Нельзя не похвалить и актеров, ни один из которых под присмотром режиссера Бентли не тянет одеяло на себя. А в столь спокойной, приглушенной картине это критически важно для баланса. Для Эдгертона это лучшая роль в жизни, но не менее прекрасны Фелисити Джонс и редко снимающийся сегодня Уильям Х. Мэйси. Для фанатов прекрасного артиста этот ноябрь стал отдушиной, ведь Мэйси засветился сразу в двух фильмах. Но если в «Бегущем человеке» у него камео, то здесь – полноценная, пусть и небольшая, роль второго плана. И он в ней как всегда органичен и прекрасен.
«Сны поездов», повторюсь, не станет зрительским хитом. Скорее всего и в премиальном сезоне этого года след фильма будет незначительным. Но картину Бентли хочется рекомендовать всем и каждому.Особенно тем, кто любит неспешное, но при этом пронзительное кино о вечном. В данном случае – о месте каждого из нас под солнцем. О судьбе и жизненном пути, который не у всех лишен трагедий и скорби.
Сегодня, когда информационное пространство вокруг каждого из нас перенасыщено новыми фильмами и сериалами, музыкой, информацией, новостями и телепрограммами, иногда хочется переключиться на что-то более неторопливое, лишенное суеты. «Сны поездов» – именно такое кино, обволакивающее тебя, как хорошая книга. Это фильм, несмотря на внутреннее и внешнее спокойствие, точно вытащит из эмпатичного зрителя всю душу. Я рыдал во время просмотра. Но при этом оставит и надежду на лучшее в финале. И такое сочетание – идеальная формула для кинокартины сегодняшнего дня.
«Сны поездов» — один из лучших фильмов 2025 года, жемчужина, которую я советую вам не пропускать.
* * *
Дель Торо снял «Франкенштейна». Дорого, красиво – но мы видели это тысячу раз