Купили мышку на 8000 Гц для CS 2? Фатальная ошибка

FPS решает.

Сегодня модно гоняться за мышками с навороченными сенсорами, вроде PAW3395 с частотой опроса в 8000 Гц. Купив такую, вы, конечно же, выставляете в драйверах все на максимум и с чувством выполненного долга идете в CS 2. А что, если я скажу вам: это не только бесполезно, но и даже вредно? Сейчас разберемся, как и почему.

На что влияют характеристики мыши

Сегодня мы говорим только о сенсоре. Забудем про форму, вес, тип переключателей и прочее. Только то, что напрямую влияет на перемещение мыши по коврику и движение прицела на экране.

Давайте быстро пробежимся по базе, а потом перейдем к главной проблеме.

Тип сенсора

Оптический – стоит в 99% ваших мышек и подходит для чего угодно. Простой и надежный выбор.

Загружаю...

Оптический светится, а лазерный – нет.

Лазерный – более чувствительный и дорогой. Значит, он лучше? Не совсем. При резком флике такой сенсор сработает точнее, а вот во время долгого ведения прицела (например, при спрее) соберет информацию о малейших неровностях ковра, из-за чего ваш АК дернется на пару пикселей, и пули улетят мимо. Забудьте о лазерных сенсорах для соревновательных игр.

DPI мыши

Разрешение сенсора. Производители любят выпячивать эту цифру, заставляя людей думать, что больше = лучше. На деле же DPI обозначает количество точек, которое курсор проходит на экране за один дюйм перемещения мыши.

У слишком высокого DPI проблемы, схожие с лазерным сенсором: частое сканирование поверхности может вызвать мелкие подергивания и усложнить точное прицеливание. Ограничьтесь диапазоном от 800 до 3200 – дальше начинается маркетинг.

Чувствительность мыши в игре

Внутренний множитель вашего DPI. По сути, 800 DPI и чувствительность 2 в игре – те же 1600 DPI, что и 3200 DPI с чувствительностью 0.5. Все сводится к значению eDPI (DPI * чувствительность в игре), на которое вам и нужно ориентироваться.

Загружаю...

LOD (Lift Off Distance)

Высота отрыва. Показывает, на какой высоте мышка перестает считывать поверхность. Чем меньше – тем лучше. Например, хороший показатель – от 1 мм и меньше. Он убережет от «срыва» курсора при перестановке мыши.

IPS и Ускорение

IPS (дюймы в секунду) – максимальная скорость, при которой мышка считывает движение. Стандартные 300-400 IPS равны 7.5-10 м/с. Ваша рука не может быть настолько быстрой, особенно при учете трения об стол. Не стоит переплачивать за этот параметр.

Ускорение (измеряется в G) – максимальное ускорение, которое выдержит сенсор. Большинство мышек, даже бюджетных, имеют запас в 20-30G. Человеческая физиология не позволяет нам придать мышке ускорение даже в 10G, так что не обращайте на него внимания.

Частота опроса сенсора

А вот мы и добрались до того, ради чего я затеял эту статью. Для начала, что это такое?

Частота опроса (Polling Rate) – то, сколько раз в секунду мышка сообщает компьютеру о своей позиции. Чем выше герцовка, тем меньше задержка между движением руки и курсора. Разница между 1000 Гц и 8000 Гц измеряется десятыми долями миллисекунды, и почувствовать ее довольно тяжело. Но допустим, вам это удалось. Проблема CS 2 не в ощущениях, а в коде игры.

Загружаю...

Что не так с CS 2?

Выше мы сошлись, что высокая частота – это хорошо, особенно в соревновательных играх, где мы стараемся любым способом снизить влияние сторонних факторов (железо, например). Counter-Strike как раз относится к таким играм, а значит, частота здесь тоже играет роль. Но в реальности же нет ни единого человека, у кого частота опроса мыши в CS 2 превышала бы 1000 Гц.

Как так? В настройках-то стоит 8000!

Верно. Ваша мышка честно считывает и отправляет данные 8000 раз в секунду. Процессор их принимает и обрабатывает. А вот игра…

CS 2 работает на движке Source 2, который унаследовал часть кода первого Source – очень древнего движка, вышедшего более 20 лет назад. Тогда мышек с высокой частотой опроса не было, и разработчики не закладывали возможность обрабатывать несколько тысяч герц в секунду. Они привязали обработку входных данных с мыши к FPS. Игра обрабатывает движение мыши только один раз за каждый отрендеренный кадр.

Загружаю...

На практике это значит следующее: какая бы у вас ни была мышка – на 4000, 8000 или сколько угодно Гц – CS 2 возьмет из этого потока данных только одно значение на каждый отдельный кадр.

У вас 200 FPS? Поздравляю, ваша реальная частота опроса мыши в CS 2 – 200 Гц.
У вас 400 FPS? Отлично, получите 400 Гц.

Но 8000 Гц? Такого не бывает.

Для сравнения, в некоторых более современных играх все устроено иначе. Яркий пример – Overwatch (видео записано еще при обновлении первого Overwatch, но систему перенесли и во вторую часть игры). До введения фикса игра обрабатывала данные мыши раз в 16 миллисекунд (62.5 Гц). Вот как это выглядело:

Мы видим плавное движение прицелом в течение секунды. Белые линии – возможные траектории пуль, если бы игрок нажал ЛКМ во время движения мышью.

А вот что произошло, когда разработчики добавили независимую обработку данных с мыши:


Красные линии – траектории при обработке сигнала с мыши на 1000 Гц. Разница более чем наглядная.

 

В CS 2 же частота привязана к FPS. И, я подозреваю, стабильных 1000 кадров в секунду у вас нет.

Кстати, это объясняет, почему с 300 FPS игра ощущается плавнее, чем с 150, даже на 60-герцовом мониторе. Просто частота опроса мыши тоже становится выше.

Загружаю...

Про другие преимущества высокой герцовки и FPS тоже не стоит забывать. 

Но почему высокая частота опроса вредна для CS 2?

Ладно, пусть не 8000 Гц, а всего 300. Тогда возникает вопрос: почему бы не поставить 8000 хотя бы ради эффекта плацебо? Оказывается, есть три веские причины.

  • Лишняя нагрузка на процессор. Игра-то берет одно значение на кадр, но ваш процессор продолжает честно обрабатывать все 8000 сигналов в секунду. CS 2 (как и большинство онлайн-игр) в первую очередь нагружают процессор, а не видеокарту. Из-за этой бесполезной работы вы можете терять 10-20 FPS. Получается, вы не только не получаете преимущества, но и своими же руками снижаете FPS, что уменьшает в том числе и реальную частоту опроса мыши.
  • Более быстрый разряд батареи. Чем выше частота опроса, тем больше энергии потребляет сенсор. Вам придется чаще заряжать беспроводную мышку или менять батарейки. Некритично, но неприятно.
  • Цена. Мышки с топовыми сенсорами и поддержкой 8000 Гц просто дороже. Зачем переплачивать несколько тысяч рублей за функцию, которая в вашей главной игре не работает, а даже вредит?

***

Теперь вы знаете, что для комфортной игры в CS 2 вам с головой хватит качественной оптической мыши с сенсором вроде PAW3395 или его аналогов, с DPI в районе 800-1600 и частотой опроса 1000 Гц. Все, что выше – просто не будет работать. Но также не забывайте, что в более оптимизированных играх (например, Valorant), частота опроса мыши обрабатывается отдельно от остальной игры и может повлиять на геймплей. Основывайте выбор мыши на том, во что вы играете.

***

Лучшие игровые мышки: топ компьютерных мышей для игр

Умерла Insilio Рейчела – самая народная команда в CS 💔

Популярные комментарии
Александр Лебедев
Изучал эту тему, но нигде не нашел подтверждения слов автора. Закинул во все нейросетки на глубокое исследование — тоже никаких подтверждений того, что частота мышки привязывается к фпс на субтик серверах
1 комментарий Написать комментарий