Погонял шары в BALL x PIT. Что такого особенного в рогалике про мячики?

Даниил Кортез про новый инди-хит.

Хиты от небольших команд или разрабов-одиночек в последнее время зачастили – нет-нет и выстрелит очередная небольшая игра. На этот раз отличился новый релиз «панк-издателя» Devolver – BALL x PIT, что можно вольно перевести как «ШАР х ЯМА».

По геймплейным роликам понять гениальность этой игры тяжело. Есть какой-то коридор, по нему бегает малополигональный герой с pixel art текстурами и кидает шары в квадратики с врагами, что медленно ползут в его сторону. И это все? В чем смысл? Откуда 300 тысяч продаж за пять дней с релиза?

Как это часто бывает с геймплейно-ориентированными играми – в это надо сыграть. Благо BALL x PIT с первых минут предельно понятно объясняет, что, где и куда. И моментально хватает вас за горло, объявляя себя вашей новой видеоигровой зависимостью.

Но если вы все же скептично настроены к перспективе кидать мяч об стену несколько десятков часов – рассказываю, что такого особенного в BALL x PIT и почему ее чудовищно тяжело выключить.

Загружаю...

УПАЛ х ОТЖАЛСЯ

Сюжет незамысловат и объясняется примерно за минуту. Был город Шарвилон (как Вавилон, только, ну, «шар»). Но после катаклизма он провалился в огромную бездонную яму. Всякие неравнодушные приключенцы наладили около ямы лагерь и лифт, способный спускать их в новообразовавшиеся подземелья, полные монстров и сокровищ. Выбирайте себе героя – и вперед, кидаться шарами в скелетов!

Если вам показалось, что Шарвилон напоминает рулетку из казино – вам не показалось

У BALL x PIT одно из лучших вступлений среди видеоигр за последние годы. Никаких долгих лорных кат-сцен и лишних деталей – вас сразу кидает в геймплей, который вы осваиваете моментально. Без нудных туторов и часовых диалогов об истории мира. Есть враги, есть шары, есть прокачка, есть самое дно подземелий. Дальше разберетесь.

После десятков современных ААА, где вашу руку не отпустят, пока вы не переживете несколько часов туториалов, динамичное начало BALL x PIT – глоток свежего воздуха. А еще оно попросту качественное: красивые дизайны, заводной саундтрек и безостановочный драйв. Нет времени объяснять, вот мяч, вот цель, вперед-вперед-вперед!

Такое начало задает максимально правильный тон, ведь вся игра создает ощущение какой-то нейрозвуковой перегрузки. Все движется, стреляет, активируется – как будто вы играете сразу в 5 пачинко-автоматов на х4 перемотке.

📌 Мощные демо российских разрабов на октябрьском Steam Next Fest

ПИНАЙ х СОЕДИНЯЙ

В чем суть основного геймплея? BALL x PIT – это что-то среднее между Vampire Survivors, «рогаликом» и Arkanoid. Есть арена-коридор, по которой автоматически идет герой. На него прут орды врагов, как в какой-нибудь Serious Sam. В ответ он кидает в них мячом, что наносит урон, отскакивая от противников и стен.

Загружаю...

В вашем арсенале есть как обычные белые шарики, так и особые: ледяные, огненные, взрывные, вампирические, ядовитые и так далее. Есть и более сумасшедшие: например, шар-жукоматка, который при рикошетах порождает стандартные белые мячи.

Дальше начинается комбинаторика, знакомая всем, кто хоть раз запускал Vampire Survivors или ее клоны. С врагов выпадают самоцветы, за сбор которых дают уровни прокачки. За каждый вы можете взять новый шар или какой-нибудь талисман (прибавка к урону, увеличение скорости, бонус к критическому урону и так далее). Ну и характеристики героя также растут с прокачкой.

Реальное веселье начинается, когда вы подбираете бонус-реактор, которым можно объединять шары. Так вы получаете более сильный мяч и освобождаете место под еще один. Помимо обычного соединения свойств двух снарядов бывает еще и эволюция в духе Покемонов: особые комбинации мячей создают уникальный, с необычным свойством. Например, смесь мяча-жукоматки (создает снаряды при отскоке) и кокона (разбивается о врагов шрапнелью из белых снарядов) превращается в шар-паучиху, который вместо снарядов кидается коконами. И таким образом покрывает весь ваш экран снарядами, если правильно ее забросить. И что самое классное – ее тоже можно соединить с другим мячом для дополнительных эффектов. Рой огненных насекомых? А может, ядовитых мух? Ваш предел – лишь ваша фантазия.

Про все комбинации вам никто не рассказывает – узнать о них можно лишь экспериментами. Игра лишь подскажет, что вы можете соединить что-либо в уникальный вариант, если у вас будут в наличии нужные шары. Так что остается лишь запоминать, что еще вы не комбинировали. Удачи собрать секретные шары Сатаны и Носферату – это целая игра в игре.

Загружаю...

На идее объединения двух элементов построена почти вся игра. Тринкеты тоже можно соединять. Позже можно открыть возможность брать двух героев на забег вместо одного, создавая комбинации из их уникальных перков. А сама игра – это, по сути, «РОГАЛИК х ФЕРМА», потому как между забегами у вас еще и собственный город есть!

СТРОЙ х ДОБЫВАЙ

В подземельях вы добываете золото, ресурсы и чертежи зданий. Все это идет на отстройку небольшого поселения около Шарвилонской бездны. Жилые дома открывают новых героев, поля позволяют собирать дополнительные ресурсы между спусками в яму, различные академии и лавки алхимиков повышают характеристики персонажей. А некоторые мастерские дают уникальные возможности – например, расширяют максимальное число шаров и талисманов в забегах.

Забавно, что постройка и сбор урожая проходят так же, как и бои: вам надо попадать мячиком по цели. Только вместо врагов – фундаменты недостроенных зданий и заросшие поля, а вместо снарядов – герои, что бегают как ужаленные, рикошетя от препятствий. После каждого рейда в яму у вас есть одна попытка пульнуть своей партией персонажей в какую-нибудь сторону и надеяться, что они отрикошетят от нужной поляны с пшеницей.

Не стоит недооценивать город, ведь он позволяет буквально ломать игру. Если вы не поленитесь делать повторные забеги в старые локации за неоткрытыми чертежами, то ужаснетесь от возможностей BALL x PIT. Как насчет открытия героя, что делает бои в забегах пошаговыми? Или рыцаря, что держит перед собой большой щит, буквально превращая игру в Arkanoid или Ricochet Infinity? А еще есть персонаж-бунтарь, который… играет в BALL x PIT сам. Вы просто посылаете его на нужный этаж и смотрите, как он без вашего участия кидает мячи, собирает билд и порой даже побеждает боссов. Великолепная видеоигра, можно в нее даже не играть – и все равно будет весело.

Загружаю...

И подобных приколов в городе – десятки. Специальное здание, позволяющее героям собирать ресурсы и даже ходить в рейды без вас. Специальные алтари, которые дают прибавку к характеристикам за каждого героя на этаже. И многое-многое другое.

ЖМИ х СЛУШАЙ

Разработчики явно выучили уроки Nintendo касательно «тактильности» видеоигр. Кнопки в интерфейсе приятно нажимать. Мячи с приятным звуком стукаются о препятствия, а столкновение снаряда с врагами ощущается как праздник за счет звукового дизайна и приятных анимаций.

Говоря проще, все звенит, гудит и пищит. Вы всегда получаете аудиовизуальный фидбэк от любого действия. Любой «бонк», клик мышкой – все в BALL x PIT веселит и радует. А постоянная прогрессия в тандеме с элементом случайности в каждом забеге создает надежный крючок, не отпускающий вас в реальный мир.

Сыграю еще раз – вдруг получится собрать еще более безумный билд? И я не зря трачу время – прокачал персонажу один глобальный уровень, собрал ресурсы под постройку, открыл новую комбинацию. Вы всегда двигаетесь вперед, как бы плохо не играли. А если вы совсем уже не попадаете мячом в кольцо – в игре тонна механик, чтобы повысить шансы на победу. В крайнем случае ее можно отдать на аутсорс тому же бунтарю – вдруг игра пройдет себя сама?

 

BALL x PIT – очередное доказательство, что геймплей – самое главное для видеоигры. А качественный геймплей способен затмить и отсутствие кинематографической постановки, и миллионных бюджетов, и умопомрачительной 3D-графики. Понятная, но гениальная идея, приятный процесс, отличное качество (ни единого бага, великолепный дизайн, стабильная кадровая частота и минимальные требования к системе). Легко понять, почему в Steam все сходят от нее с ума, а игровые блогеры в соцсетях умоляют свою аудиторию потрогать шары.

Загружаю...

* * *

Как покорить геймеров, ничего не делая: обзор Battlefield 6

Самые ожидаемые игры октября

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Блог Кортеза