«Лермонтов»: тихая драма о последних днях великого поэта

Андрей Загудаев влюбился в новый фильм Бакура Бакурадзе.

Лето 1841 года. Михаил Юрьевич Лермонтов в ссылке в Пятигорске ведет тихую жизнь большого литератора в изгнании. Спит, катается на лошади, купается в местных горных речках и встречается с друзьями. Один из таких – Николай Мартынов, с которым Лермонтов был знаком еще с юности. Как пишут в авторитетных источниках, поэт «настолько извел его насмешками», что тот вызвал его на дуэль. Бывшие друзья могли бы, в отличие от Пушкина и Дантеса, быстро помириться, но ни один не стал приносить извинения.

Загружаю...

Главное о фильме «Лермонтов»:

  • Дата выхода: 16 октября 2025 года
  • Жанр: иммерсивная биографическая драма
  • Режиссер: Бакур Бакурадзе («Шультес», «Снег в моем дворе»)
  • Актеры: Илья Озолин, Евгений Романцов («Перевал Дятлова», «Неверные»), Вера Енгалычева («Урок», «На этой земле»), Дмитрий Соломыкин («Виноделы», «Начальник разведки»), Андрей Максимов («Фишер», «Москва слезам не верит. Все только начинается») и другие.
  • Где смотреть: в кинопрокате.
  • О чем фильм: тихий рассказ о последних днях из жизни великого поэта.

«Лермонтов» – новый фильм звезды «новой тихой» волны российского кино Бакура Бакурадзе. И одна из самых ожидаемых отечественных картин этого года. Несмотря на нарядную вывеску, на которую не решились даже создатели китчевого и гротескного «Пророка» про Александра Сергеевича Пушкина, перед нами – нишевый, штучный фильм, очень непохожий на масштабные биографические голливудские картины.

Если сказать совсем просто, то «Лермонтов» Бакурадзе намного больше похож, например, на «Последние дни» Гаса ван Сента, чем на условного «Амадея». Поэтому, если вы являетесь поклонником школьной программы и ждали от фильма пышного предсказуемого биографического путешествия по жизни великого поэта, то он вас точно разочарует. Но если готовы к экспериментам, то держитесь: вы рискуете беспросветно, как я, влюбиться в фильм Бакурадзе.

В центральные герои «Лермонтова», вот сюрприз, – не сам поэт и даже не его друзья и враги. На первых ролях – природа и тишина. Первая обволакивает главного персонажа, буквально заставляя его, разумеется, под пристальным взором режиссера, раствориться в ней. Экранного Лермонтова так и тянет к ней: он купается в речке, катается на лошади, кормит деревенскую собаку и валяется в осенней листве. Ему как будто скучна бытовая реальность, поэтому он ее отставляет на второй план, полностью отдаваясь единению с флорой и фауной.

Комик Илья Озолин, дебютант в большом кино, играет Лермонтова как будто на 10% батареи. Его Михаил Юрьевич – уставший, скрипучий, как будто вечно невыспавшийся и насквозь уставший от жизни молодой мужчина в депрессии. Диалоги он ведет натужно, нехотя вставляя в них едкие шуточки, что-то выпивает, нежится в кровати и готовится к дуэли. Но не как к чему-то важному в жизни, а как к очередной остановке в его рутинной и наскучившей жизни.

Загружаю...

Такая трактовка Лермонтова идеально подходит для тихого фильма, в котором никто не повышает голос, нет ни намека на гротеск и любые преувеличения. И Озолин, конечно, с подачи Бакурадзе, конструирует образ великого поэта так органично, что кажется, будто за его спиной уже длинная актерская карьера. Его Лермонтов – это вымотанный гений, который никак не может понять, как вернуть былой запал и радость жизни. Разумеется, на этот фундамент авторы картины водружают и другие, более реальные черты поэта: несдержанность, хулиганство, острый язык и беспринципность. Но они в фильме являются лишь оттенками образа, никогда не выходя на первый план. В остальное время перед нами остается однозначная фигура – человека, который готовится к смерти.

Герои, обрамляющие Лермонтова в фильме, также немногословны и спокойны. В одной сцене чуть больше других говорит Александр Бенкендорф в исполнении Андрея Максимова, в другой – большой монолог произносит Екатерина Быховец (Вера Енгалычева), дальняя родственница Лермонтова и, предположительно, его последняя возлюбленная. Но в основном это кино не разговоров, а больших пауз между ними. Шелеста листьев, шума дождя, голосами птиц и иного журчания природы. И, конечно, тишины, которой Бакурадзе пользуется, пожалуй, как никто в современном российском кино.

По такому описанию может показаться, что «Лермонтов» – это такое ультрафестивальное, артхаусное кино, которое интереснее обсуждать, но не смотреть. Это не совсем так. Единственное, что нужно сделать перед просмотром – правильно настроить собственную зрительскую оптику. И в первую очередь не ждать от картины традиционного биографического расклада в формате «родился гений, жил гений, умер гений». Про Лермонтова снято немало фильмов и сериалов в таком ключе. В конце концов, в школе мы изучаем его биографию и творчество именно с комплиментарной, легендарной позиции. Вот, мол, была «Луна русской поэзии», великий человек и так далее.

Загружаю...

Лермонтов при жизни был очень неоднозначной личностью, а многие современники считали его неприятным человеком. Но благодаря наследию и короткой памяти времени многое стерлось в истории. Фильм Бакурадзе не пытается разворошить эту часть личности поэта (хотя отчетливо на нее намекает), но пытается обозначить другую. Не до конца реализовавшегося гения, который находится на пороге неизбежной смерти. Курт Кобейн в «Последних днях» был ровно таким же персонажем, и в этом кроется их великий трагизм личности.

Но у «Лермонтова» есть и еще один козырь. Это биографический фильм про великого человека, который показывает жизнь главного героя максимально спокойно и, допущу, реалистично. Здесь нет киношности (кроме, пожалуй, трагичного финала), нет нагнетаемого напряжения, нет дополнительного экранного нерва. Жизнь Лермонтова в Пятигорске тиха и до поры безмятежна, даже скучна. Поначалу это если не раздражает, то выбивает тебя из колеи. Но чем дальше, тем больше ты понимаешь: такой режиссерский ракурс – сознательная попытка стряхнуть с важного исторического события любой налет величавости.

«Лермонтова» в прессе предсказуемо ругают за контурность характеров, отсутствие собственно наследия поэта в кадре (он лишь разок и то очень нехотя читает стихи), за не всем понятную режиссерскую идею. Все-таки под вывеской «Лермонтов» многие ждут большого обстоятельного и предсказуемого байопика о жизни выдающейся личности, а не иммерсивную драму о природе и смерти.

Загружаю...

Но пышные предсказуемые биографические ленты снимались и будут сниматься в разные времена. «Лермонтов» же – это нишевая, пронзительная попытка забраться еще глубже под кожу характера великого человека. При этом Бакурадзе не ставит диагнозов и не делает однозначных выводов. Его кино, как контурный рисунок, лишь слегка обозначает рамки и композицию сказанного. Несмотря на отсутствие подробной биографии поэта, съемок в разных декорациях, твердого рассказа о взрослении и работах Лермонтова, это картина, которая в отдельные моменты говорит о своем герое намного больше, чем самая подробная статья в Википедии. Просто нужно по-зрительски как следует к ней присмотреться.

«Трон: Арес»: Джаред Лето 2 часа пытается превратиться в человека

От «Жмурок» до «Крестного отца»: 20 лучших гангстерских фильмов в истории