Вся карьера Юрия Быкова. От короткометражек и «Жить» до «Лихих»
Погружение в биографию.
Юрий Быков – один из самых противоречивых и при этом узнаваемых режиссеров современной России. Его работы прочно вписались в историю индустрии, оставив имя автора в чернухе десятых («Жить») и неочернухе двадцатых («Лихие»). Юрий активно общается с публикой и спокойно обсуждает собственные промахи, что сокращает дистанцию со зрителем. В 2018-м читатели «Кинопоиска» признали «Дурака» Быкова самым важным российским фильмом за последние 15 лет.
Фильмы и сериалы Быкова невозможно спутать с другими: в них нет лоска и глянца, лишь вечная борьба человека с самим собой и системой.
Вспоминаем сложный путь известного режиссера – со всеми взлетами и падениями.
Из вагончика в пригороде Рязани – в режиссерское кресло
Юрий Анатольевич Быков родился 15 августа 1981 года в Новомичуринске – маленьком городке с градообразующей ГРЭС в Рязанской области. Семья жила небогато: мать работала арматурщицей на заводе, отец – водителем. Вскоре родители развелись: отец уехал в Тюмень, а десятилетний Юрий с матерью ютились вдвоем в деревянном вагончике без отопления и санузла. Позже режиссер вспоминал, как был вынужден подворовывать в ночи овощи с соседского огорода – такие были лихие 90-е.
По словам Быкова, именно в том бараке у него родилось чувство, что жизнь – это вечное преодоление. Это ощущение впоследствии станет сквозной темой всей его профессиональной карьеры и творческого видения.
Но до того Быков перебрал кучу шабашек: от грузчика до диджея.
После школы не без труда поступил во ВГИК, где отучился на актерском факультете. В разгар нулевых работал на телевидении, в театре и в массовке на съемках: слэшер «С.С.Д.», ситкомы «Моя прекрасная няня» и «Солдаты». Снимал рекламные ролики, выступал клоуном-аниматором в образе капитана Джека Воробья и набивал руку на короткометражках, окончательно разочаровавшись в актерстве.
Первая серьезная режиссерская работа вышла в 2009-м – «Начальник» с хронометражем в 20 минут. Ее Быков снял ее за собственные деньги, отложенные на учебу. По сюжету грабители вламываются к угрюмому мужику в дом – и уже вряд ли выйдут обратно.
Лента снята в монохроме с самим Быковым в главной роли.
В «Начальнике» он лично отвечал почти за все – от сценария до монтажа. Многопрофильность и мультизадачность станут на годы вперед его визитной карточкой. Именно с этого фильма принято отсчитывать его режиссерскую фильмографию. «Начальник» получил приз за лучший короткий метр на «Кинотавре» и принес автору первую популярность. Быкова стали воспринимать как перспективного режиссера с хлесткой моралью и густой атмосферой в повествовании.
Но настоящий прорыв случится годом позже – с полнометражной лентой «Жить».
«Жить», «Майор» и «Дурак»: трилогия безысходности
В 2010 году Быков представил на «Кинотавре» дебютный фильм «Жить» под продюсерским патронажем Алексея Учителя («Цой»).
Картина о двух мужчинах, преследуемых неизвестными, снята почти без бюджета и декораций. Но именно она заложила фундамент будущего стиля режиссера: тяжелая социальная драма, которая трансформируется через политический подтекст и философские диалоги в притчу о человеке и системе.
С минимумом цвета, с максимумом безнадеги. «Жить» не забрал фестивальных призов, но в рунете постепенно обрел нишевую славу – зрители прозвали Быкова «новым Балабановым».
Через три года вышел «Майор» – вновь с Денисом Шведовым из «Жить» в главной роли (параллельно с ним же Быков работал над пробным мини-сериалом – «Инкассаторы»). История полицейского, который по дороге в роддом случайно сбил ребенка и попал в круговорот ответственности и вины, принесла Быкову международное признание.
«Майор» участвовал в Каннском кинофестивале, а в 2018 году Netflix выкупил права и по его мотивам снял сериал «Семь секунд» – редкий случай адаптации российской ленты западным стримингом.
Главной картиной режиссера стал «Дурак» 2014-го – история слесаря в исполнении Артема Быстрова, который пытается спасти жильцов аварийного общежития. Кино не окупилось, но имело эффект медийной бомбы: блогеры советовали, а критики ставили его в один ряд с «Левиафаном», не забывая при этом ругать. Публика активно обсуждала сюжет и мораль. Быкова чествовали как режиссера, который умеет обращаться с чернухой без перегибов и точечно бить социальными комментариями.
«Дурак» был удостоен множества наград и номинаций, а в 2022 году Amazon приобрел права на англоязычную адаптацию.
Как и герой фильма, Быков устал бороться с системой – и обратился к телевидению.
Через «Метод» и «Спящих» – к «Лихим»
В 2015-м, сразу после «Дурака», Быков снял первый сезон «Метода» с Константином Хабенским и Паулиной Андреевой. Мрачный детектив о серийных убийствах и психологии зла спродюсировала компания «Среда» («Нулевой пациент», «Аутсорс», «Трасса»). Проект стал хитом, но режиссер вскоре ушел – из-за творческих разногласий. Ранее Быков уже покидал съемки «Станицы» – совместного проекта «Первого канала» и «Интера».
Ходили слухи, что из-за конфликтности и ненадежности Быкова внесли в неофициальный «черный список», однако глава «Среды» Александр Цекало доверился ему. «Метод» выстрелил и был куплен для показа Netflix.
В 2025 году автор вернулся к проекту – к третьему сезону, который выйдет осенью.
В том же 2015-м Юрия назначили постановщиком блокбастера «Время первых» – драмы об Алексее Леонове, первом человеке в открытом космосе. Но Тимур Бекмамбетов остался недоволен отснятым материалом и заменил режиссера.
Проблемы преследовали Быкова и дальше: в 2017-м он в компании Федора Бондарчука и Сергея Минаева («Духless») снял «Спящих» – политический сериал о скрытых в русской столице иностранных спецагентах. Шоу вызвало бурю критики (в том числе и от Быкова), а постановщика обвинили в пропаганде.
Юрий публично извинился: «Я предал прогрессивное поколение». И заговорил об уходе из профессии.
Однако в течение следующей пары лет Юрий реабилитировал веру в себя – в 2018-м вышел «Завод», а в 2019-м – «Сторож».
Первый – мрачный триллер о захватывающих предприятие рабочих. Новая картина с Денисом Шведовым стала самой кассовой в портфолио режиссера – она принесла почти в 40 раз больше денег, чем «Дурак». Второй – камерный и тревожный триллер с Быковым в главной роли о человеке, который охраняет заброшенный санаторий.
Оба проекта вернули автора к той стилистике, которую он заложил во времена «Жить», – минимализм, социальщина и мрачная поэтика.
Вскоре Быков на деньги артхаусных студий из Европы приступил к съемкам «Хозяина» с Артемом Быстровым – остросюжетной драме о «дружбе» силовика и гражданского. Ее впервые показали на Берлинском и Женевском кинофестивалях в 2023 году, а цифровой релиз состоялся лишь летом 2025-го на стримингах Prime Video и Apple TV+.
В российский прокат «Хозяин» так и не дошел.
А в 2024-м стартовал первый сезон «Лихих» – криминального шоу о 90-х на Дальнем Востоке. Снова Быстров, снова реальная история в основе, снова сложные герои в колких обстоятельствах и излюбленные темы режиссера. «Лихие» – самый успешный и громкий проект Юрия Быкова последних лет. В него он вложил весь опыт и видение, которые оттачивал с дебютной короткометражки 2009-го.
* * *
Юрий Быков не раз говорил о выходе на пенсию. Но «Лихие» и новый «Метод» доказывают: режиссер по-прежнему актуален и нужен зрителю.
- Ситком за партой: каким получился сериал «Олдскул»
- «Камбэк»: возвращение в нулевые, а Александра Петрова – к драмам
- Call of Duty экранизируют! Какие сюжеты мы ждем
Фото: © Komsomolskaya Pravda / Global Look Press