Саудовцы купят Electronic Arts за $55 млрд. Что это значит?

Нашли партнеров-инвесторов.

28 сентября Electronic Arts объявила о продаже консорциуму инвесторов. Сумма сделки составит $55 млрд. 

В этом тексты мы объясним:

  • Почему Electronic Arts стоит так дорого?
  • Зачем сделка нужна Саудовской Аравии и Electronic Arts?
  • Как покупка Electronic Arts повлияет на игровую индустрию и игры компании?

FC 26 – первая интересная Фифа за годы. Но разработчики перемудрили с реализмом

Кто купит Electronic Arts?

Консорциум из трех компаний – суверенный фонд Саудовской Аравии PIF (принадлежит правительству страны), Silver Lake (акционеры City Football Group, куда входит «Манчестер Сити») и Affinity Partners (принадлежит зятю и в прошлом советнику президента США Дональда Трампа Джареду Кушнеру, в чей фонд инвестировал глава СА Мухаммед ибн Салман Аль Сауд). Все они выкупят полный пакет акций Electronic Arts за $55 млрд, после чего компания уйдет с биржи и станет частной. Ключевые детали сделки:

  • Основным собственником станет суверенный фонд Саудовской Аравии, который уже владеет 9,9% акций компании.
  • Руководить EA продолжит Эндрю Уилсон – генеральный директор корпорации с 2013 года.
  • Инвесторы берут кредит в размере $20 млрд у банка JPMorgan. Его должна будет вернуть сама Electronic Arts.
  • За EA платят выше рыночной стоимости: до появления информации о сделке капитализация компании (стоимость всех акций) составляла около $48 млрд.
  • Сделку уже одобрил совет директоров EA. По прогнозам, ее должны завершить до июня 2026-го (до первого квартала 2027-го финансового года).
  • Сделка будет закрыта только после одобрения государственных регуляторов (антимонопольных служб и прочих ведомств). Считается, что этому должно помочь участие фонда Кушнера, тем более PIF – основной инвестор компании зятя Трампа.
Джаред Кушнер и Дональд Трамп

Случай Electronic Arts уникален по многим параметрам: это крупнейший в истории выкуп публичной компании (для сравнения, в 2007-м энергетическую корпорацию TXU приобрели за $45 млрд) и вторая по величине сделка в игровой индустрии после покупки Microsoft издательства Activision Blizzard за $68,7 млрд.

Загружаю...

Microsoft купил Activision Blizzard! Рассказываем историю сделки в гифках с котиками

Однако главный вопрос заключается в том, как тот факт, что государственный фонд Саудовской Аравии получит контроль над одним из крупнейших мировых издателей, отразится на индустрии в целом и на ключевых франшизах Electronic Arts.

Electronic Arts – одновременно лакомый и проблемный актив

EA – один из крупнейших игровых издателей в мире. Среди ее франшиз не только спортивные симуляторы EA Sports FC (бывшая FIFA) и Madden NFL, но и The Sims, Battlefield, Apex Legends, Dragon Age, Mass Effect, Need for Speed, Dead Space, Command & Conquer и другие.

У компании блестящие финансовые показатели: за последние 10 лет ее выручка почти удвоилась – с $3,8 млрд в 2013 году до $7,5 млрд в 2025-м, чистая прибыль выросла более чем в десять раз – с $98 млн до свыше $1,1 млрд, а капитализация увеличилась в пять раз. Для сравнения, по данным аудиторской компании Deloitte, выручка самого дорогого футбольного клуба в мире – мадридского «Реала», почти в семь раз меньше и составляет $1,2 млрд.

Такие успехи EA во многом связаны с развитой системой игр-сервисов, умением выстраивать долгосрочные экосистемы вокруг франшиз и искусной работой с монетизацией, где внутриигровой контент и микроплатежи приносят львиную долю доходов: EA Sports FC, Madden NFL, The Sims, Battlefield, Apex Legends и другие. Благодаря этому выручка остается стабильной и прогнозируемой, что делает компанию чрезвычайно привлекательной для инвесторов.

При этом за пределами игр-сервисов и спортивных франшиз бизнес EA выглядит куда менее эффективным. Среди игроков и экспертов за компанией давно закрепилась репутация «кладбища студий и франшиз». На протяжении многих лет корпорация активно скупала независимые команды, обещая им поддержку и ресурсы, но после нескольких неудачных проектов нередко распускала их. Самые известные жертвы такой политики – Westwood Studios (Command & Conquer), Origin Systems (Ultima, Wing Commander) и Visceral Games (Dead Space).

Загружаю...

Electronic Arts также прославилась тем, что во главу угла всегда ставит финансовые показатели. Создатели вынуждены внедрять даже в одиночные игры агрессивную монетизацию, микроплатежи и лутбоксы. Внутренние студии корпорации практически лишены творческой свободы и работают под постоянной угрозой сокращений. При этом ключевые решения зачастую принимаются, исходя из сиюминутных трендов и рыночной конъюнктуры. Все это нередко приводит к оглушительным провалам и значительным финансовым потерям: Anthem, Mass Effect: Andromeda, Battlefield 2042, Need for Speed: Payback и другие.

Последний яркий пример – Dragon Age: The Veilguard. Продолжение культовой серии RPG в ходе разработки несколько раз переформатировалось из многопользовательского в одиночный и обратно. В итоге игра не только показала посредственные финансовые результаты, но и окончательно уничтожила репутацию студии BioWare.

Dragon Age: The Veilguard провалилась. Bloomberg объяснил почему

Череда громких провалов в сегменте однопользовательских блокбастеров и стагнация игрового рынка после пандемии, привели к тому, что за последние три года прибыль Electronic Arts фактически перестала расти. Чтобы компенсировать неудачные релизы и сократить издержки, корпорации пришлось провести несколько масштабных волн увольнений.

Для чего нужна сделка Саудовской Аравии и Electronic Arts?

Покупка издательства идеально вписывается в государственную стратегию Саудовской Аравии по снижению зависимости экономики от продаж нефти. Как отметил в интервью App2Top Дмитрий Бурковский, глава инвестиционного отдела Xsolla: «Уход из нефти к развлекательным активам, от спорта до видеоигр, является частью программы развития страны, стратегии Vision 2030. Учитывая популярность спортивных события под эгидой Riyadh Season, от бокса и WWE до тенниса и чемпионата мира по футболу в 2034 году, покупка вслед за Scopley именно Electronic Arts вообще совершенно логична. Все-таки EA Sports остается крупнейшим спортивным брендом в видеоиграх».

Загружаю...

По данным Reuters, PIF уже инвестировал в игровую индустрию около $38 млрд. Например, купил Niantic (разработчика Pokémon GO) и киберспортивного оператора ESL, приобрел доли в Nintendo и Embracer Group.

Для Electronic Arts сделка с PIF – возможность получить доступ к долгосрочным инвестициям и не зависеть от сиюминутных колебаний стоимости акций. Публичные корпорации вынуждены каждый квартал демонстрировать рост и отчитываться перед акционерами, именно поэтому для EA столь болезненными оказывались провалы ее одиночных блокбастеров. По этой же причине издательству приходилось хотя бы на словах поддерживать жизнь непрофильных, но культовых франшиз вроде Mass Effect или Dragon Age. Репутация среди игроков напрямую влияла на восприятие бренда и отражалась на котировках.

Battlefield 2042 знаменита обилием багов

Теперь компания может сосредоточиться на реализации долгосрочных стратегий, которые в перспективе должны обеспечить значительный рост прибыли. По словам Романа Сафиюлина, директора по корпоративному развитию GDEV: «EA стремится уйти с фондового рынка, привлекая около 55 млрд долларов, чтобы получить стратегическую свободу и доступ к «долгим» деньгам. В частном статусе компания сможет реализовывать амбициозные планы (рост аудитории до 1 млрд игроков, развитие ИИ и сервисных моделей) без давления квартальных отчетов».

Как покупка Electronic Arts повлияет на игровую индустрию и игры компании?

Делать далеко идущие выводы пока рано. Например, эксперты, опрошенные App2Top, полагают, что сделка не окажет серьезного влияния на индустрию в целом. «Это единичный кейс. Как я уже говорил, EA – единственная крупная публичная игровая компания с таким высоким 90%+ free float (доля акций, находящихся в свободном обращении – Кибер) и при этом стабильными, прогнозируемыми доходами от сервисных моделей», – отметил Николай Шубин, совладелец INFUSION GAMES.

Загружаю...

Тем не менее столь масштабная сделка, вслед за рекордным приобретением Activision Blizzard, подтверждает, что игровая индустрия сохраняет привлекательность для инвестиций даже в условиях постпандемийной стагнации и массовых увольнений.

Также нельзя не отметить тренд на изменение баланса сил в западной игровой индустрии: вслед за китайским капиталом (например, недавнее соглашение между Tencent и Ubisoft) все больше активов переходит под влияние Саудовской Аравии, а за ней вполне могут последовать и другие арабские государства.

Китайская Black Myth: Wukong – одна из самых успешных видеоигр последних лет

В отношении будущего Electronic Arts и ее франшиз мнения расходятся. Например, часть геймеров на Reddit высказываются сдержанно оптимистично, полагая, что под руководством PIF качество игр может вырасти: «Мне это не нравится с геополитической точки зрения, но я искренне считаю, что это может улучшить качество игр. Саудовцы делают такие вещи, чтобы улучшить свой имидж, а не обязательно ради денег. И если игры EA наконец станут хорошими, это будет для них отличной рекламой».

Однако в большинстве своем реакция негативная. Часть западных игроков и журналистов считают, что после покупки игры Electronic Arts могут столкнуться с жесткой цензурой. Под ударом окажутся темы и элементы, которые прямо запрещены или ограничены в самой Саудовской Аравии: сексуальный контент, упоминания алкоголя, политически чувствительные темы.

Вдобавок эксперты опасаются, что после покупки Electronic Arts возьмет еще более жесткий курс на агрессивную монетизацию, развитие игр-сервисов и ограничение творческой свободы. По мнению журналиста Джейсона Шрайера, у корпорации попросту нет иного выхода, ведь ей предстоит погашать колоссальный долг в $20 млрд: «Многие (понятно почему) сосредоточены на участии Саудовской Аравии и Кушнера, но гораздо более значимым немедленным последствием станет необходимость обслуживания $20 млрд долга. Это может означать массовые увольнения, более агрессивную монетизацию и другие крупные меры по сокращению издержек».

Загружаю...
Ждем в EA Sports FC скинов с певцами и героями мультфильмов?

Эти опасения подтверждают данные Financial Times, согласно которым, новые владельцы настаивают на активном внедрении генеративных ИИ в процесс разработки, чтобы снизить расходы и ускорить рост прибыли EA, и материал Insider Gaming, в котором говорится, что сотрудники BioWare первыми ожидают сокращений в студии..

Наиболее реалистичный прогноз относительно будущего Electronic Arts – усиление фокуса на прибыльных направлениях. Спортивные франшизы вроде EA Sports FC и Madden, а также Apex Legends и Battlefield останутся в центре внимания. Не исключено, что под новый курс попадут и культовые серии компании: Mass Effect и Dragon Age могут быть трансформированы в игры-сервисы, встроенные в общую стратегию монетизации и долгосрочной вовлеченности аудитории. К этому добавятся активное внедрение генеративных ИИ, расширение практик микротранзакций и дальнейшее развитие live-сервисов. Приоритет корпорации очевиден – максимизация доходов и поддержание стабильного денежного потока, что особенно важно в условиях необходимости обслуживания колоссального долгового бремени.

***

Фил больше не дерет: как Microsoft хоронит Xbox

Что показали на State of Play? Marvel’s Wolverine, ремастер Deus Ex и новый шедевр от ZA/UM

Панк на Кибере. Как киберпанк повлиял на искусство новой волны

Photographer: © Kevin Dietsch, Global Look Press

Загружаю...
Популярные комментарии
Hong Kil
Голубцов на улицу без выходного пособия! Одобряю.
Осип Грегоровиус
Те же Bioware всегда были инклюзивной компанией. С переходом под крыло EA инклюзивность осталась, а качество упало. Что-то мне подсказывает, что с приходом саудитов и превращением в супер-EA инклюзивность, может и уйдет (хотя это и сомнительно), а вот качество вряд ли вырастет.
Ответ на комментарий Hong Kil
Голубцов на улицу без выходного пособия! Одобряю.
Боба Фетт
Многие студии, в которые приходят большие деньги от людей, не шарящих за игры, но требующие доходы здесь и сейчас, скатываются в унылое самокопирование и игры-сервисы. Но тут EA переиграла, ведь это и так их фишка.
Еще 1 комментарий
4 комментария Написать комментарий