«Раз в полгода пишу, что нужен байопик про Летова». Интервью с актером Эльдаром Калимулиным
Об «Аутсорсе», «Методе» и Пьере Безухове.
Эльдар Калимулин – звезда «Лада Голд», «Год рождения» и «Аутсорс». К выходу самого масштабного фильма в карьере актера – шпионского триллера «Август» – мы поговорили с ним:
- о финале «Аутсорса»;
- пути Юры Борисова в Голливуд;
- какого культового музыканта Эльдар хотел бы сыграть;
- о причинах кризиса отечественных стримингов;
- почему мечтает сыграть Пьера Безухова;
- и как сыграл собаку.
О кризисе отечественных стримингов, нейросетях и планах на «Оскар»
– Не собирался с этого вопроса начинать, но только что прочитал, что стриминг Start запустил сериал, полностью сгенерированный нейросетями. Как ты, как актер, относишься к проникновению нейросетей в творчество, в кино?
– Технологии неизбежно вмешиваются в нашу жизнь. В принципе, они могут положительно влиять на производство. Многие так или иначе используют нейросети при написании сценариев. А вот что они сегодня-завтра заберут у нас работу, – не думаю. Может быть, я ошибаюсь, и через 10-15 лет так и случится.
Больше пугает то, что если пару лет назад еще было понятно, что тот или иной контент сделан искусственным интеллектом, то сейчас его возможности увеличились, и качество картинки уже сложнее отличить от реальности. Может быть, я наивен, но мне хочется верить, что в ближайшие 10, 15, 50 лет технологии еще не захватят так нашу жизнь. Либо мы должны будем все перейти к тому, чтобы просто быть счастливыми. Не нужно будет работать, ничего делать – все будут делать различные технологии, а мы будем просто счастливы, как в том же «ВАЛЛ-И».
– За последние годы у тебя много хитовых проектов: «Лада Голд», «Год рождения», «Аутсорс», скоро выйдет новый сезон «Метода». Что чувствует актер, оказавшийся на такой волне успеха?
– Наверное, это большой спектр различных чувств. С одной стороны, удовлетворение: ура, я молодец, все не зря, что-то у меня получается. С другой, это и страх: что же будет дальше, как продолжать соответствовать? Как зафиксировать эту удачу и как сделать так, чтобы получалось еще лет 50, пока все не захватят нейронки [смеется]. Что еще я чувствую? Ну, наверное, все-таки у меня есть какой-то FOMO [Примеч. Кибера: Fear of Missing Out – «боязнь пропустить что-либо интересное или важное»], хочется удержать этот уровень. Еще ощущение, что чего-то мне не хватает. Возможно, драматургии.
– В жизни?
– Нет, не в жизни. Просто хорошей драматургии.
– Тогда об этом. Ты в интервью говорил, что часто бываешь недоволен современными сценариями, что «иногда хочется бить людей по рукам, настолько сырыми они бывают».
– Я не могу сказать, что я прям недоволен сценариями. Просто я понимаю, что из 100 единиц продукции хорошие сценарии могут быть, дай бог, у десяти. И это при условии, что все очень хорошо в кинобизнесе. Из этих десяти мне подходят по банально внешним признакам три-четыре. Где-то нужны более возрастные артисты, где-то, наоборот, более молодые. И вот эти три-четыре хочется, чтобы превратились в 30–40. Но это фактически невозможно. Плюс еще некий спад платформенного бума, появляются разные законы, из-за которых мы начинаем бояться говорить на ту обширность тем, на которую говорили еще 5-7 лет назад.
– А «этот спад» почему произошел: меньше денег, новые законы, аудитории стали неинтересны отечественные премиальные сериалы?
– Я думаю, все вместе и сразу. И то, что наш рынок ограничен количеством. Он условно всего 150 миллионов зрителей. А чтобы делать больше, дороже, интереснее, их должно быть хотя бы полтора миллиарда. Если бы мы каким-то образом вышли на индийский или китайский рынок… Хотя там тоже бесконечное количество игроков, и большой вопрос, как мы с ними будем конкурировать, но, возможно, это как-то бы изменило [ситуацию].
Плюс был платформенный бум: платформ было много, у них было много денег, но сейчас их возможности заканчиваются или сокращаются. Мы видим много ко-продукций с каналами и, опять же, возвращение на телевизор – это тоже определенные производственные рамки. Наверное, надо подождать. Сейчас все успокоится. Статистика, скорее всего, останется примерно такой же: будет 10 классных проектов. Неважно, где они появятся – два канала и один онлайн-кинотеатр или два онлайн-кинотеатра и еще какой-то канал. Их всего будет 10. Из ста производимых – десять. И задача как-то туда попадать.
– А можно попробовать себя за пределами отечественного рынка. У нас сейчас целый актерский десант в Голливуде: Эйдельштейн и Борисов в «Аноре», тот же Юра у Гуаданьино снимается, Никита Кукушкин (признан Минюстом РФ иностранным агентом) и Юра Колокольников прессуют Остина Батлера у Аронофски. У тебя нет цели попробовать себя в Голливуде?
– Желание есть, цели нет. И я не совсем уверен, что даже у тех, кого ты назвал, была прям такая цель и они делали что-то целенаправленно для этого. Ну, может быть, Колокольников – какая-то длинная история. Может быть, Ефремов. Но все равно там большое участие случая.
У меня нет такого, что я вот сейчас все бросаю, учу язык и еду, накопив какие-то деньги, чтобы три года ходить по Лос-Анджелесу. Было бы классно, конечно, но… Вот Марк Эйдельштейн – он, мне кажется, очень классно говорит по-английски. К сожалению, я бездарь, и у меня так хорошо не получается [смеется].
И возвращаясь, из ста производимых крутых фильмов только в десяти, возможно, понадобится какой-то русский парень. Скорее всего, этот русский парень будет бандит какой-то.
Мне бы хотелось сказать, что через десять лет я тоже окажусь на «Оскаре» не зрителем, а участником. Это было бы классно, и такая мечта у меня есть. Но это не цель и не план. Иногда я раз в девять месяцев думаю: «Было бы здорово». Классно, что у Юрки с Марком получилось. Было бы классно, если бы и у меня.
– Борисов до «Аноры» снимался в европейском кино, как кажется, целенаправленно двигался в этом направлении.
– На самом деле там была, возможно, такая цепочка. Был фильм…
– Финский?
– Нет-нет-нет. Чупов и Меркулова. Как же этот фильм, который у нас не вышел? «Капитан Волконогов бежал». И вот «Капитан Волконогов бежал» поехал по европейским фестивалям. И вот режиссер «Купе №6» [Прим. Кибера: режиссер Юхо Куосманен] увидел Юру, по-моему, то ли в Каннах, то ли в Выборге. Он там что-то судил, и режиссер его заметил. В «Купе №6» вообще должен был сниматься Серебряков, но что-то пошло не так, и в итоге снялся Юра. А когда «Купе №6» поехало в Канны, Шон Бэйкер увидел там фильм – и так Юра попал на «Анору». И он позвал Марка. Вот если бы позвал меня, все могло бы быть иначе [смеется].
Опять же, нужно понимать, что в 2021 году все было очень классно: Юра поехал по всем европейским фестивалям, проехался с «Купе №6» – и это было невероятно круто. Но сейчас так пока не получается.
Я написал продюсеру: «Я готов, просто возьмите меня, я хочу сыграть Децла, Кирилла Толмацкого».
– Давай немного про «Аутсорс». Как ты для себя трактуешь концовку сериала?
– Есть две версии. Одна версия, озвученная Батыром Моргачевым: в конце приходит Костя, и мы оставляем зрителю решение, что дальше делать с этими беспредельщиками.
Я воспринимаю концовку так: нужно брать ответственность за свою жизнь, не плыть по течению, не следовать за общественным мнением, а поступать, как нужно тебе.
«Аутсорс» – крутой российский сериал, но смотреть невыносимо. Там мрак, отчаяние и вселенская хтонь
– Мне кажется, что именно с Сашей в «Аутсорсе» зрители ассоциируют себя чаще всего. Он вроде бы неплохой, порядочный человек, но обстоятельства и сильный лидер в лице героя Янковского – и вот он уже готов совершать самые страшные, антигуманные поступки. Не ощущает ли наш современный зритель себя в такой же ловушке, человеком, «неспособным взять ответственность за свою жизнь»?
– Наверное, такая точка зрения существует, но я не уверен. Может быть, кто-то ассоциирует себя с Костей, кто-то – с Ромой, а кто-то – с Битюговым.
В какой-то момент я так думал и хотел, чтобы обычный зритель ассоциировал себя с Сашей. Но в то же время я не могу утверждать, что все было придумано и сделано именно для того, чтобы зритель отождествлял себя с Сашей Рыбкиным.
– В «Годе рождения» у тебя, напротив, роль музыканта, бунтаря, мечтателя. Этот образ тебе ближе, чем Саша?
– Мне кажется, что когда я делал «Год рождения», ближе был Филипп. Когда я делал «Аутсорс» – Саша Рыбкин. Я не могу сказать, что один или другой мне как-то ближе. Наверное, это вопрос возраста. Филипп как будто чуть моложе, чуть наивнее и живет в более счастливое время.
– В интервью ты часто поешь, читаешь рэп, цитируешь «Гражданскую оборону», признаешься в любви к Gorillaz. Нет на примете музыканта, которого хотел бы сыграть?
– Пару месяцев назад я прочитал, что хотят сделать байопик про Децла. Я написал продюсеру: «Я готов, просто возьмите меня, я хочу сыграть Децла, Кирилла Толмацкого». Была какая-то такая идея. Сейчас странное время: если пару прошлых сентябрей я понимал, чего хочу или чего ждать, думал – вот сейчас будет этот проект, я сыграю вон там, у меня были ожидания и надежды сформулированы, то сейчас их нет. Такое время, когда надо немного подождать, чтобы понять, что нужно.
Хотя есть еще такая история: примерно раз в квартал кто-то пишет, что я очень похож на Егора Летова. И раз в полгода я кому-то сам пишу: «Нужен же байопик про Егора Летова». Но я понимаю, что сейчас такое кино будто бы невозможно. Хотя если говорить про байопик, то, наверное, именно про Летова.
Об «Августе», третьем сезоне «Метода» и том, как Эльдар сыграл собаку
– Давай о твоих будущих ролях. У тебя скоро выходят несколько очень разных проектов: «Август», «Фейк», «Жека Рассел», третий сезон «Метода». Расскажи о них немного.
– Был и есть у меня какой-то период экспериментов. Немного бросает по жанрам, по моей актерской амплитуде и возможностям.
Скоро выйдет «Август». Это шпионский детектив по культовому произведению, по бестселлеру. Это не ремейк «В августе 44-го» [Прим. Кибера: роман Владимира Богомолова], а новый взгляд на историю. Думаю, он будет интересным и не таким, как большинство военных фильмов последнего времени. Пока про «Август» не могу сказать больше. Хочу посмотреть, что получилось. Тем более что уже через недельку это будет возможно.
«Жека Рассел» – я сыграл собаку. Я сыграл собаку, или собака сыграла меня – посмотрим, кто кому помог, кто кого выручил, кто будет лучше играть: я или собака. У меня подрастает сын, мы с ним и женой любим смотреть фильмы про животных, особенно про собак. Когда я сказал супруге, что есть такое предложение, она сразу сказала: «Конечно, тебе нужно сыграть собаку». Легкая комедийная история, надеюсь, для всей семьи. Буду смотреть с сыном.
«Фейк» – интересная штука должна быть. На тему киберсталкинга. Довольно герметичный триллер, мир там не густо населенный, холодный. Я его еще не видел, но надеюсь, что пощекочет нервы.
Что еще? А, скоро будет третий сезон «Метода». Тут две вещи меня интересовали. Первая – Юрий Анатольевич Быков, интересный персонаж. Вторая – получится ли переизобрести «Метод» как франшизу для нового поколения. Потому что за десять лет все сильно изменилось.
В новом сезоне «Метода» Меглин возглавит группу маньяков. Один из них – Никита Кологривый
– Ощущение, что новый «Метод» – это почти супергеройский сериал про команду по поимке маньяков, где у каждого какие-то сверхспособности.
– Когда выходил первый сезон на Первом канале, вообще ничего не было про маньяков. А сейчас такое обилие «маньячных» историй, все возможные варианты на любой вкус. Поэтому его нужно было перепридумать.
Я надеюсь, что придет новая молодая аудитория, которой это будет интересно. Ну и плюс старая фан-база все-таки решится проверить, что же там придумал Быков.
– По поводу обилия «маньячных» историй. Я часто слышу мнение, что мы живем в тяжелое время, люди постоянно в стрессе, даже новости страшно читать. При этом среди самых популярных сериалов много мрачных, тяжелых и кровавых проектов: «Слово пацана», «Аутсорс», «Хирург», бесчисленные тру-краймы и сериалы о маньяках. Почему такие истории остаются настолько востребованными?
– Это все-таки безопасное переживание эмоций. Даже если история основана на реальных событиях, она все равно воспринимается как нереальная. Сериальные аттракционы ушли в пространство вымысла. Кстати, может быть, в этом и проблема: включаешь любой сериал – и там всегда что-то происходит, герой оказывается в самых невероятных обстоятельствах.
Почему это популярно? Ну, ситкомы совсем не так интересно смотреть. Наверное, время такое. В принципе у нас и нет по-настоящему сильных, хороших ситкомов. Сейчас изменилось само восприятие классического формата. Какой у нас последний хороший ситком? «Кухня»? Хотя вот «Букины» вернулись…
– И «Папины дочки».
Но они все равно чуть другие… Есть еще такое, что у нас лучше заходит что-то жесткое, хтоническое, чем беззаботное и веселое. Время такое. Вот когда мне было 15 лет, я смотрел «Клуб» на MTV. Это было классно. Я смотрел «Женатые с детьми» и «Счастливые вместе» по разным каналам.
Я пробовал смотреть «Преступление и наказание» – и не смог совладать с собой. Этот роман я читал неоднократно, я еще играл Раскольникова в театре
– Ты рассказывал, что хотел бы сыграть Пьера Безухова. Почему именно его?
– На Пьера Безухова меня пока никто не позвал. Я все еще жду предложений, но пока не звонят. Почему именно Пьер Безухов? А кого еще? Наполеона? Я же не француз. Николая Ростова? У Пьера все-таки больше экранного времени. Не знаю, он меня всегда как-то привлекал. Я понимал, что до Болконского я не дотягиваю. Было бы, конечно, интересно, но там бы я, наверное, чувствовал себя самозванцем, играл бы слишком старательно. А Пьер Безухов – да, вот его бы я сыграл, никаких альтернатив. Только на эту роль меня зовите. Другие роли пусть исполняют другие хорошие актеры.
– Какое у тебя вообще отношение к экранизациям классики – они должны быть максимально близки к оригинальному тексту или, наоборот, приветствуешь любые эксперименты? Потому что, к примеру, недавнее «Преступление и наказание» очень сильно критиковали за отход от канона.
– Как делать классику – этот вопрос для меня остается открытым. Может, я начал стареть, но я не уверен, что нужно осовременивать классику. Если «по мотивам», тогда можно что угодно сделать. А мне хочется, чтобы классика была именно в этой эпохе, в костюмах, чтобы даже не все слова понятны были.
Я вспоминаю экранизации двухтысячных, которые смотрел по телевизору: «Идиот» или «Мастер и Маргарита». Я тогда читал книги, и мне было интересно, что сериал как бы подключает меня туда, не перенося в современность.
Я пробовал смотреть «Преступление и наказание» – и не смог совладать с собой. Этот роман я читал неоднократно, я еще играл Раскольникова в театре. И все же мне захотелось посмотреть именно классическую постановку.
Мне сложно это смотреть и воспринимать, потому что я начинаю внутри себя спорить с происходящим. Чувствую неудовлетворение. Есть какое-то несходство.
Хотя вот «Ромео + Джульетта» с Ди Каприо мне нравится, там все интересно решено.
– Не могу не спросить: любимый Пьер Безухов – Бондарчук или Дано?
– Кощунственно звучит, но, наверное, все-таки Пол Дано. Просто эта экранизация… у меня есть к ней какая-то боль: почему не мы это сделали? Почему они взяли, сделали все классически и все классно, и это стало мировым хитом? А мы почему так не сделали? Не могу понять. Ну как так? [смеется]
– Ну, мы Шерлока Холмса классического сделали.
– Ну, там и у Гая Ричи неплохой вариант получился. Интересный.
– Если мы перешли к Гаю Ричи – есть западные режиссеры, с которыми бы мечтал поработать?
– Да я бы вообще со всеми поработал. Мне вообще это не принципиально. Я не привык кидаться именами и фамилиями. Просто дайте мне работу, я ее сделаю. Много классных режиссеров вообще везде. Хотелось бы с ними поработать, но пока не зовут. Подожду.
– Ты рассказывал, что очень серьезно подходишь к работе над ролями, говорил, что прикипаешь к персонажам, что они забирают у тебя часть жизни. А если совсем не согласен с персонажем, если он чужд тебе, что тогда делать?
– Все зависит от объема. Если это большой интересный персонаж, и он меня куда-то ведет, это уникальное путешествие.
Бывает такое, что я с ним спорю или он спорит со мной, и мы не сходимся во взглядах. Но это тоже некий вызов, а я все-таки люблю свою профессию. Так что если мы расходимся во взглядах на жизнь, я стараюсь относиться к этому с пониманием.
Начало карьеры, сын, дача и стендапер «Слава»
– Расскажи, как ты стал актером. Мне кажется, это очень вдохновляющая история.
– В шесть лет я захотел стать актером. В 11 лет узнал, что у нас есть театральная студия в Тучкове. Это такой поселок, в 70 километрах от МКАДа по Минскому направлению. Я начал ходить туда. В 12 лет поехал на первый конкурс со школьным театром, и там мне дали диплом за лучшую мужскую роль.
С 2008 по 2010 год я ездил из Тучкова в Москву по 2-3 часа на общественном транспорте, чтобы учиться в театральном классе при «Щепке». Потом поступил в ГИТИС, окончил его с красным дипломом и пошел служить в Московский театр юного зрителя. Прослужил там пять лет. Начиная с ГИТИСа я уже понемногу начал сниматься. И вот – я здесь.
В детстве это [стать актером] еще не было таким сознательным решением. Скорее хобби, досуг. Даже в середине обучения в ГИТИСе не было до конца понятно, на сколько ты в этой профессии, на сколько тебя хватит.
В детстве это действительно было больше как хобби, способ провести время. Иногда шел с девчонками гулять – грешен, не все искусству отдавал в свое время. Но постепенно это занимало все больше и больше времени. В какой-то момент я уже окончательно встал в профессию, и она забрала меня целиком.
– Твой сын, если не ошибаюсь, в этом году пошел в первый класс. Как изменилась жизнь после его рождения и как вы проводите время вместе?
– Нет, во второй. Вчера у него была первая съемка в жизни: он играл меня в молодости. Его партнером был Виктор Иванович Сухоруков. Мне понадобилось 20 лет, чтобы как-то проявить себя в профессии, а ему еще нет восьми. Пошел, так сказать, с козырей.
Он – часть меня. Много нового и хорошо забытого старого он мне напоминает… Это моя жизнь. Большой мой учитель, который постоянно напоминает о некоторых важных качествах на этом пути.
– Как проходит твой день, когда нет съемок? И как ты вообще отдыхаешь: книги, фильмы, сериалы, спорт, может быть, компьютерные игры?
– Чем я занимаюсь в выходной? Частенько решаю что-то по даче. Я дачник. Либо делаю, либо мечтаю, что еще можно сделать на даче. Какое там построю строение.
– Давно у тебя дача?
– Да, лет десять, наверное. Я долго строил дом. Последние пару лет он уже готов: туда можно приехать, отдыхать… ну, или не отдыхать.
Я не могу выровнять свою жизнь и график, чтобы все было в идеальных рамках: вот выходной, я встаю, готовлю себе завтрак, читаю книги, иду в спортзал, забираю сына из школы. Во-первых, все постоянно меняется. Во-вторых, я все равно не принадлежу себе. Я могу запланировать что-то за полгода или за год, и процентов на 90 это отменится. А перестроиться в срочном порядке я не всегда могу.
Недавно был выходной: друг попросил съездить с ним в «Лемана Про», бывший «Леруа Мерлен». Я вспомнил, что мне нужна полка в шкаф. Он отрезал свою полку, я – свою. Теперь у меня лежат эти нарезанные полки, чтобы собрать их на даче.
Сегодня тоже должен был быть выходной, даже отпуск. Но вот сейчас я даю тебе интервью и параллельно еду на озвучку. Так все повернулось, что день оказался рабочим.
– Озвучка случайно не игры?
– Нет-нет-нет, озвучка «Фейка». Про озвучку игр я иногда думаю, что было бы прикольно. Недавно вот озвучил какую-то медитацию – интересная история. Может быть, это позже для меня дойдет, когда постарше буду. Еще лет двадцать, наверное, надо погулять. Если все только не заберут эти проклятые нейросети.
– Ты всегда на вопросы о любимых фильмах и сериалах отвечаешь «что сейчас по кайфу». Что прямо сейчас может посоветовать Эльдар Калимулин?
– Я вот совсем недавно посмотрел «Трассу» творческого тандема, который я люблю. Режиссер Душан Глигоров, оператор Батыр Моргачев, продюсерская компания «Среда», креативный продюсер Ольга Андреевна Никулина, автор сценария Олег Маловичко, кинотеатр – «Окко». Это хороший сериал, я советую его всем, кто не видел.
Ну, я читаю. Последняя книга, которую я читал, была про применение соды. Очень интересная книга, но советовать ее не буду. Тайное знание. Художественного вот ничего не читал давно. А, нет, я прочитал Дюма-отца, роман «Черный тюльпан», исторический, он про тюльпанную лихорадку в Нидерландах.
Из анимации – посмотрел «Барсукота» на Кинопоиске. Еще посмотрел этот мультик, который больше всего денег собрал, – «Нэчжа побеждает Царя драконов». Там тоже целая вселенная этих Нэчж, какое-то невероятное количество экранизаций: фильмы, анимации, мультики. Может быть, я туда еще погружусь.
Музыка? Честно говоря, никаких открытий за последний месяц не произошло. Слушаю «Яндекс.Волну». Весной у меня был период: я слушал советскую музыку времен Эдуарда Хиля, Тамары Миансаровой. Куда-то туда я погружался. Песни про «Черный кофе», «Манжерок». Почему-то думал, что это может подходить внутреннему состоянию персонажа.
Документалки… Пока только на одну хорошую наткнулся – «Земля». А другие какие-то странные, слишком резкие в своей полемике. Кто же главный враг планеты? Человек? Я так уже напрягся, а потом через 20–30 минут – нет, человек все-таки спаситель. Или все-таки он хочет убить планету. Я такого не ожидал. Там какая-то агрессия, больше свойственная ток-шоу. Может, потому что я пытался смотреть их вместе с сыном, и у меня включился какой-то внутренний цензор, фильтр. Они показались мне слишком агрессивными.
– И напоследок хочу тебя спросить. Ты рассказывал, что в детстве мечтал стать стендапером. У тебя есть любимые стендаперы – отечественные или зарубежные?
– Я не слежу, хотя недавно был на одном выступлении. К сожалению, не могу назвать имя, но он очень классный комик. Я периодически натыкаюсь на него и в рилсах, и, по-моему, он в стендапе на ТНТ. Он прям молодец: очень живо, смешно. Может быть, сыграло еще и то, что я увидел его вживую.
Я вообще не так много стендап-концертов посещал, и, наверное, поэтому впечатление было сильнее. Хотя были разные комики, и он на их фоне очень выделялся – в десять раз смешнее. И даже не только смешнее, это было грамотно выстроено. По-моему, Слава.
– Ну, самый известный Слава – Комиссаренко, но он в России больше не выступает.
– Нет-нет, другой. У него было путешествие про Китай, еще про что-то. Он хорош. Но пусть каждый думает про своего Славу.
* * *
Смог бы стать разведчиком? Пройди тест – проверь свои навыки
12 лучших фильмов о разведчиках и шпионах
Фото: Дарья Цезария