Кто спонсирует киберспорт? Исследование Кибера
Букмекеры даже не в топ-3.
Есть мнение, что киберспорт находится под контролем компаний из сферы азартных игр. Букмекеры везде: в никах игроков, на футболках, в названиях команд и турниров. Однако среди спонсоров они занимают всего лишь третью строчку.
В этом материале мы изучили: кто пытается завоевать молодежь, правда ли, что букмекеры захватили киберспорт, и какие необычные спонсоры бывают у организаций.
Больше статистики и розыгрыши фрибетов в телеграм-канале Кибера
Методология
В исследование попали 43 киберспортивные организации: участники The International 2025 и EWC 2025 по Доте, а также команды из топ-30 рейтинга HLTV по CS 2. Стоит уточнить, что вместо Complexity мы учли данные по Passion UA, потому что, по слухам, именно эта организация выкупит контракты игроков и займет место Complexity в рейтинге.
Как мы смотрели? Заходили на сайт каждой организации и выписывали компании из раздела «Партнеры». Если у команды нет сайта или не указаны спонсоры, то мы изучали соцсети и джерси.
В итоге мы нашли у 43 команд 220 спонсоров (из них 159 поддерживают сразу несколько команд). В среднем у каждой организации по 5,1 партнера.
Затем мы поделили компании на отрасли. Если в категории меньше пяти компаний, то она целиком отправлялась в «Другое». Если у компании смежный профиль, то выбирали ту сферу, что точнее описывает деятельность по нашему мнению.
На этом все: больше не грузим формулировками, вперед к исследованию.
Категории спонсоров
Больше всего компаний представляют «Железо/Периферию» – почти пятая часть от всех спонсоров киберспорта. В категорию попали производители компьютеров, комплектующих и периферийных устройств. У многих крупных корпораций есть команда, которую они поддерживают: у LG – MIBR, у Samsung – Virtus.pro, у Acer – 3DMAX, а у Asus и Benq и вовсе несколько команд.
На втором месте «Одежда/Товары». Сюда попали производители и продавцы одежды и товаров широкого потребления (специфическую продукцию мы отправили в категорию «Другое», о них позже). Здесь более лояльные компании: только у Hummel (Vitality и Astralis), Onwear (Xtreme и Tidebound) и Adidas (Furia и Passion UA) по две команды, у остальных по одной.
Третье место занимают «Технологии/IT». Здесь выделяется Яндекс, у которого сразу три команды (Team Yandex, BetBoom Team и VP).
«Букмекеры и казино» только на четвертом месте по количеству компаний, но при этом у 23 из 42 команд есть партнер из сферы азартных игр. Даже если добавить к букмекерам сайты по обмену и продаже скинов, которые находятся в серой зоне, то объединенная категория не попадет на первую строчку.
Кажется, киберспорт прочно ассоциируется с энергетиками, но на деле ситуация иная: в категории «Еда/Напитки» больше производителей кофе. Правда, рекламных контрактов у кофейных брендов в три раза меньше, чем у энергетиков: три против девяти.
Абсолютные лидеры по количеству спонсируемых команд – Zowie, суббренд Benq, и Logitech. Недалеко от них Red Bull.
Мониторы Benq используются на большинстве киберспортивных турниров, а Logitech предоставляет игрокам мышки и клавиатуры.
У трех компаний по четыре команды, еще у семи – три спонсируемые организации. 128 компаний имеет на контракте один клуб.
Букмекеры в киберспорте
Больше половины команд в исследовании имеют партнера-букмекера. Большинство эксклюзивно сотрудничают только с одной организацией, но три букмекера подписали несколько команд: BetBoom со Spirit и BetBoom Team, Winline (Tundra, Virtus.pro и Gaimin Gladiators) и 1xbet (MIBR, Mongolz и Aurora) имеют на контракте по три команды.
Примерно 30% букмекерских партнерств приходятся на российские компании: BetBoom, Winline, Pari и Fonbet.
Большинство организаций сотрудничают с международными и иностранными букмекерами, а также криптоказино.
Подписывайтесь на телеграм-канал о ставках
Необычные спонсоры
Производители железа, IT-компания и даже магазин одежды – такой спонсор никого не удивит, а вот что-то вроде университета уже смотрится интересно. Бразильская Furia недавно сотрудничала с университетом Крузейро до Сул из Сан-Паулу.
Etihad Airways – единственная авиакомпания в списке. Она спонсирует Nigma.
Кажется, Валидол мог бы стать идеальным спонсором для некоторых команд, но он пока не добрался до киберспорта. Зато есть Вазелин – партнер Talon, и обезболивающее, которое спонсирует организацию с идеальным для этого названием – Pain.
Xtreme и NAVI сотрудничают с производителями и продавцами товаров для животных.
На сайте Astralis среди партнеров указан датский профсоюз канцелярских работников, работников торговли и смежных областей. Организация помогает найти работу, выплачивает страховку в случае увольнения и помогает бороться с недобросовестными работодателями.
У OG есть контракт с Valhalla. Это метавселенная в сеттинге викингов с пошаговыми боями, где игроки могут заработать токены и NFT. Nemiga сотрудничает с UFL – футбольным симулятором, в который инвестировал Криштиану Роналду.
Команду другого футболиста, Александра Зинченко, Passion UA поддерживает YoHealth – фитнес-приложение, которое вознаграждает пользователей за шаги.
BIG спонсируется системным интегратором BWI. Вроде ничего особенного, но я отнес компанию в категорию «Другое», потому что главный клиент BWI – Бундесвер, армия Германии.
Один из самых странных спонсоров у GamerLegion – производитель циркулярных пил. Сфера кажется максимально далекой от киберспорта.
Победитель топа самых необычных спонсоров – филиппинский магазин оружия, который сотрудничает с Execration. Еще одна сфера, которая кажется чуждой киберспорту.
Самые успешные команды
В среднем на каждый клуб приходится пять спонсорских контрактов. Конечно, у популярных организаций партнеров шире. Больше всего контрактов у Talon – команды из Юго-Восточной Азии, одного из самых населенных и активных в киберспорте регионов.
На втором месте Vitality, у которой в партнерах есть банк, мороженое и автопроизводитель. Совсем немного ей уступают NAVI.
Liquid, G2 и MIBR успешны в нескольких дисциплинах, поэтому им проще привлекать спонсоров. У Astralis состав только по CS, но есть история побед, которая притягивает потенциальных партнеров.
Удивительно, но у китайских команд сравнительно немного спонсоров: у Xtreme и Tidebound – 4, у Lynn Vision – 3. Неплохой результат только у Tyloo – 6. Казалось, что в таком густонаселенном регионе, где киберспорт очень популярен, организации должны привлекать больше партнеров. В привлечении инвестиций у клубов остается огромное поле для роста.
Почему выгодно спонсировать киберспорт?
Киберспортивные организации предлагают те же методы продвижения, что и команды из классических видов спорта: размещение логотипов на джерси и в соцсетях, участие в спонсорских медиаактивностях и рекламных компаниях. Из новшеств можно добавить только приписки к никам игроков.
Но спонсирование киберспорта дает преимущества по сравнению с другими видами спорта:
- Доступ к молодой аудитории, которая плохо реагирует на ТВ- и наружную рекламу. Спонсорство помогает брендам встроиться в среду, где молодежь проводит много времени;
- Ассоциации с инновациями. Для компаний это способ выглядеть современными в глазах молодой аудитории;
- Глобальная экспансия. Киберспортивные трансляции смотрят по всему миру, у команд есть болельщики повсюду, поэтому корпорации используют спонсорство для продвижения на мировом рынке;
- Построение долгосрочной экосистемы. Некоторые компании не просто поддерживают команды, но и организуют турниры и строят тренировочные комплексы, что позволяет надолго закрепиться в индустрии;
- Прямой коммерческий эффект. Некоторые бренды используют спонсорство не только для поддержания имиджа, но и для прямых продаж: ведь трансляции смотрят их прямые покупатели.
* * *
Несмотря на такое обилие спонсоров, киберспортивные организации не купаются в деньгах: успех зависит от диверсификации. Если у команды только один состав в стагнирующей или умирающей дисциплине, то шансы на выживание падают. Только за последний год в Доте погибли Nouns, 9Pandas, Shopify Rebellion. И это только те составы, что иногда пробивались на тир-1 турниры и были заметными.
Деньги букмекеров – не панацея, хоть подобные партнеры есть у половины команд (по численности компаний они только на четвертом месте в нашем списке). У 9Pandas был беттинг-партнер, но это не спасло организацию от расформирования команд.
В выигрыше клубы, которые представлены в разных дисциплинах: Talon, Vitality, NAVI, G2, Liquid успешны в нескольких играх и лидируют по количеству спонсоров. Будущее за мультидисциплинарными организациями, которые могут предложить потенциальным партнерам максимальное покрытие аудитории: от любителей мобильного гейминга до ветеранов стратегий из 90-х.
Я разобрал 2000 ставок стримеров – и нашел лучшего прогнозиста в CS