«В голову лезут безумные мысли, и я не могу им сопротивляться». История разработчицы с биполяркой

Беседовал Святослав Лецкий.

Раз в 3-4 месяца в Москве проходит Prototype indie. Это мероприятие, где инди-разработчики презентуют игры, ищут инвестора, получают обратную связь от издателей. На последнем питче хватало хороших игр. Стратегия о Второй мировой, где можно играть от лица рядового солдата. Шутер в духе «Сталкера», который разрабатывают уже 15 лет. Хоррор на манер Little Nightmares, где мальчик спасается от монстров.

Меня же зацепил «Сказ разума». Две девушки, Камилла Нигматулина и Валентина Годовец, с азартом презентовали квест об обычном мальчике. Он похож на каждого из нас, поэтому часто встречается с травлей, обидами, недостатком любви – и в итоге может получить психическое заболевание. Такой историей Камилла и Валентина хотят показать: иногда за привычными состояниями вроде глубокой печали кроется болезнь, требующая особого внимания.

После питча я спросил у девушек, почему они выбрали такую сложную тему. Камилла внезапно ответила: «Все, что происходит в игре, мне знакомо. Я уже давно живу с биполярным расстройством».

Загружаю...

📌 Телеграм-канал разработчиков «Сказа разума»

«Сломать можно каждого»

Камилла Нигматулина родилась в Кыргызстане. В этой стране популярен киберспорт, местные команды даже побеждали на турнирах по Доте и CS. Но с разработкой и популяризацией обычных игр дела плохи. Студии в основном выпускают мобилки и низкобюджетные платформеры.

Пока в Москве год за годом проходили крупные тематические события, в Кыргызстане всего пару раз провели Central Asia Games Show. В остальном разработчиков ничто не объединяет, а инвесторы не интересуются их проектами. Все это не остановило Камиллу, которая в игры влюбилась с детства.

«Когда мне было 5 лет, старший брат часто сидел за компьютером и рубился в Need for Speed: Most Wanted, Age of Mythology и прочие хиты. Я же стояла у него за спиной и завороженно смотрела. У меня не было возможности самой взять мышку и почувствовать восторг, когда на последней секунде обгоняешь соперника или громишь вражескую базу. Но любовь все равно проявилась.

Помню, как мы с родителями гуляли по торговому центру. Я тогда увидела на прилавке журнал «Игромании» с диском. На обложке красовался Альтаир из Assassin’s Creed. Я умоляла купить журнал и была счастлива, взяв его в руки. Потом началось безумие: у меня не было ни личного компьютера, ни консоли, поэтому я вставляла диск в проигрыватель, хватала джойстик от Dendy и притворялась, что сама управляю ассасином. Вот насколько хотелось поиграть. Теперь представьте мои чувства, когда родители пару лет спустя подарили PSP, и я наконец заценила Assassin’s Creed».

Загружаю...

В играх Камилла всегда находила утешение, покой, повод для улыбки. Там можно исследовать дивный мир, подружиться с харизматичными героями, одолеть великое зло. Но в реальной жизни тем временем творился кошмар. Чего стоит начальная школа, которую Камилла вспоминает с содроганием.

«Родители работали с утра до ночи, поэтому отдали меня в частную школу с продленкой. Иногда брат привозил меня к открытию, а родители забирали, когда солнце уже зашло. Заодно завозили домой учителя, потому что в школе, кроме нас, никого уже не оставалось. Вот такой цикл день за днем, когда улицу видишь только из окна.

С одноклассниками у меня, мягко скажем, не ладилось. Школа частная, поэтому ребята с первого класса носили пафосную одежду от Gucci и Prada. Меня же одевала бабушка. Естественно, в какое-то бабушкино тряпье. К тому же я с детства была высокой и возвышалась над другими детьми, которые в Азии традиционно низкорослые. Так и стала «дылдой в ужасной одежде», с которой никто не хочет дружить. Одноклассники постоянно издевались, отбирали учебники, превращали в изгоя».

Загружаю...

Одно дело провести в такой обстановке полдня и вернуться в безопасное место, получить родительскую заботу и защиту. Но родители Камиллы постоянно трудились, чтобы обеспечить будущее семьи и заработать в том числе на ненавистную школу. По вечерам валились с ног от усталости, им было не до душевных бесед и проблем дочери. А проблемы были ужасными и не ограничивались травлей.

«В школе был один особенно неприятный парень, он задирал меня каждый день. Однажды отобрал мою шапку. Я в ответ ругалась, толкалась, пыталась забрать головной убор. Тогда он просто впечатал меня головой в асфальт. Настолько сильно, что я получила сотрясение.

Потом много времени провела в больнице. Это, казалось бы, ужасное место, но я не хотела его покидать. По простой причине: пока я лежу в стационаре, не нужно ходить на учебу».

Многих травили в школе. У многих родители по понятным причинам с головой уходили в работу. Кто-то пережил это без серьезных моральных травм. Однако Камилла уверена: сломать можно каждого. Вопрос лишь в том, как долго и сильно давить. Сама Камилла определенно сломалась и однажды после обследований и визитов к психиатру получила диагноз – биполярное расстройство.

Загружаю...

📌 «Ради издателя взял кредит. Меня кинули». Безумные истории из жизни разработчика игр

«В голову лезут безумные мысли, и я не могу им сопротивляться»

Что такое биполярное расстройство? Это психическое заболевание, при котором возникают экстремальные перепады настроения. С биполяркой человек редко чувствует себя нормально. Он либо энергичный король мира, готовый на самые безумные затеи, либо апатичное создание, что неделями лежит в постели и не может ни есть, ни ходить в душ. Трудно сказать, какое состояние опасней. Эпизоды могут длиться от нескольких недель до месяцев, а правильно диагностировать расстройство трудно даже опытным психиатрам.

«Это был поздний вечер, когда я просто залипала в телефон. На глаза попалась фотография знакомой, которая отдыхает на известном озере Иссык-Куль. Я тоже туда хотела. Как бы поступил нормальный человек? Оценил бы свой график, раскидал дела, все спланировал. Я же вскочила и без каких-либо размышлений отправилась в путь. Плевать на учебу, дела, родителей и тот факт, что власти ввели карантин, – ничто не могло меня остановить. Потому что маниакальному желанию невозможно сопротивляться, любая борьба приносит нестерпимую физическую боль.

До озера я добиралась посреди ночи. Автостопом, с незнакомцами, с неясной целью. Водители шокировано смотрели на меня, но, к счастью, оказались хорошими заботливыми людьми. Тогда мне повезло, но фортуна – штука переменчивая. Что если бы подвезти меня предложила компания из пяти пьяных бородатых мужиков? Навязчивые мысли не дадут отказать, в такие моменты инстинкт самосохранения попросту не работает».

Загружаю...

Ключевой момент случился, когда Камилла рассталась с парнем. Здоровый человек потосковал бы и вернулся к нормальной жизни. Но Камилла впала в тяжелую длительную депрессию.

«Я не выходила из квартиры, толком не ела, не могла заставить себя дойти до ванны. Неделями лежала в постели и считала, что надежды больше нет, жизнь кончена. Так проявилась обратная сторона биполярного расстройства – с тотальным упадком сил».

Подобные ситуации легко списать на подростковый возраст с его радикальной эмоциональностью и махнуть рукой. К счастью, тетя Камиллы была психиатром. Однажды она навестила депрессующую девочку, пообщалась по душам и порекомендовала пройти обследование. Вскоре Камилла пошла к психиатру, сделала МРТ головного мозга и энцефалограмму. Так и подтвердился диагноз – биполярное расстройство.

«Трудность в том, что биполярное расстройство не лечится. Ты должен знать о нем, пристально следить за собой и контролировать настроение таблетками, которые выписывает психиатр. Одни таблетки помогают не скатиться в депрессию, другие – берегут от маниакального воодушевления. Это все, что ты можешь сделать».

У Камиллы на руках были результаты обследований и четкий диагноз. Даже этого не хватило, чтобы люди осознали: у нее действительно психическое заболевание, и это не шутка.

«Недавно написала маме, что начался сложный период, пью таблетки. А мама ответила: «Понятно, тебя еще не отпустило». Родители до сих пор не верят, что я больна». 

Загружаю...

Как показать, что психические заболевания реальны? Как сделать так, чтобы больные заметили у себя симптомы, а взрослые поняли, что их действия помогают или, наоборот, провоцируют развитие расстройства? Камилла много думала об этом и решила сделать игру о психических заболеваниях. 

«Я с детства мечтала об игре, два года ходила на курсы для разработчиков, изучала нарративный дизайн. Но в Кыргызстане это сложно, здесь проблемы с поддержкой, поиском единомышленников, развитием как геймдев-специалиста. В итоге переехала в Москву. У меня были 20 тысяч рублей, хорошая подруга, у которой можно пожить, и настойчивое желание выпустить игру».

📌 «Я всегда восхищался, что в России есть люди, которым мы нравимся». Интервью с Винсом Дези, создателем Postal

«Сказ разума» – игра о том, как человек может сломаться и починить себя

В наших краях мероприятия для разработчиков проходят каждую неделю. Камилла вписывалась чуть ли не во все. Судьбоносным стал геймджем в Вологде. Там разработчиков поделили на команды по пять человек и предложили за два дня создать игру. Команда Камиллы сделала, по ее словам, сомнительный экшен «Герасим против Бесов». Игру никто не оценил, зато Камилла в процессе наконец обрела единомышленника, Валентину Годовец.

Валентина влюбилась в игры, когда папа показал ей The Elder Scrolls III: Morrowind. «В тот момент я и нашла свое призвание – делать игры». Правда, некоторые вещи в Morrowind ее раздражали: вот, к примеру, недостаточно красивый дом. Как его улучшить? Своими руками с помощью модов. Весь подростковый возраст Валентина делала моды, а потом стала геймдизайнером и устроилась в полноценную студию.

Загружаю...

«Я провела порядка 6 тысяч часов в TES Online. Состояла в клане, где были в том числе разработчики. После одного успешного рейда мы разговорились – и вскоре уже вместе делали браузерные казуалки. Так я впервые заработала на играх деньги», – вспоминает Валентина.

На геймджеме Камилла и Валентина работали над игрой два дня напролет, в процессе пережили много веселья и стресса и вообще были единственными девочками в команде – так и сблизились. А после мероприятия заглянули в бар и разговорились по душам. Тогда Камилла рассказала о болезни и игре мечты, потом предложила Вале работать вместе. Внезапно услышала ответ: «Я в деле!» Так девушки начали разработку «Сказа разума»: Камилла стала идейным вдохновителем и нарративным дизайнером, а Валентина взялась за геймдизайн и поиск художников и программистов.

«Сказ разума» – игра об обычном мальчике. В начале он ходит в детский сад, потом в школу, еще чуть позже устраивается на работу – и везде встречает вызовы. Он подвергается травле или сам обижает детей, слушается родителей или уборке комнаты предпочитает игру в приставку, ссорится со сверстниками или налаживает отношения, замечает нарастающие проблемы с психикой или игнорирует их. Герой все время принимает решения и переживает удары судьбы. В итоге к финалу либо ломается, либо обретает счастье.

Загружаю...

«В плане геймплея это простой квест с мини-играми. Найди потерявшийся в комнате предмет, сыграй с подругой в классики, уделай сверстника в карты. Но через эту нарочитую простоту мы показываем ситуации, с которыми сталкивался каждый. Выиграл у парня в фишки? Тот затаит обиду и однажды сорвет злость. Проиграл? Получил насмешки и, возможно, растерял уверенность. Даже такие незначительные дилеммы давят на ребенка и в совокупности с другими проблемами могут спровоцировать психическое заболевание».

Камилла и Валентина хотят, чтобы игрок заметил, как меняется внутренний мир героя. Как на чем-то чистом и незапятнанном появляются ростки психического расстройства. Возможно, игрок соотнесет себя с героем и распознает собственную проблему. Что если он, как и персонаж «Сказа разума», не просто тоскует или сгорает от переполняющей энергии? Вдруг это биполярное расстройство или другое заболевание? Если хоть один игрок проявит сознательность и сходит к специалисту, значит, разработчики преуспели.

«Другая цель – показать родителям, как их слова и действия влияют на ребенка. Мне родители безостановочно твердили: «Хорошо учись, иначе станешь дворником». Мысль логичная, но для меня она стала деструктивной установкой. Если я получала плохую оценку, чувствовала себя полным ничтожеством. С такими нравоучениями стоит быть аккуратнее, иначе ребенок потеряет уверенность в себе.

Загружаю...

Это не просто мнение. За годы лечения я обзавелась контактами психиатров, психологов и других дипломированных специалистов. Все они охотно помогают. Мы показываем им каждый квест, мини-игру, строчку текста. И если специалисты замечают что-то некорректное, переделываем игру».

Впереди у Камиллы и Вали много хлопот. Днем они ходят на обычную работу, по ночам вместо отдыха садятся за «Сказ разума». Их цель – выпустить летом демоверсию и показать ее издателям, инвесторам, фондам. Много ли найдется желающих вложиться в игру со столь сложной темой? Ответ очевиден, но хочется верить, что девушки найдут поддержку и доведут дело до конца. Все же психическое здоровье людей важно так же, как и физическое.

* * *

После интервью я спросил Камиллу: «Ты не боишься, что пользователи в комментариях станут подшучивать, оскорблять, издеваться? Это интернет, здесь всякое бывает». Камилла уверенно ответила: «Я вряд ли услышу что-либо, чего не слышала уже сотню раз – от одноклассников, родителей и других людей. К тому же рискнуть стоит. Если игру заметят, и она кому-нибудь поможет, все было не зря».

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Чудесная поп-культура
Популярные комментарии
Александр Гомольский
Насколько я помню, на питче была только презентация концепции и наброски визуального стиля, ничего конкретного девушки не представили, а на вопросы экспертов отвечали грубо. Рановато пришли питчить игру как мне кажется, но концепт интересный, посмотрим что будет на релизе.
Xolo Carry
"Правда, некоторые вещи в Morrowind ее раздражали: вот, к примеру, недостаточно красивый дом. Как его улучшить? " Серьезно? Т.е модельки лиц персонажей окей? дома в Морровинде , там все хорошее кроме моделек персов.
Святослав Лецкий
Хм, не помню грубости от девочек, но меня тогда удивило, что эксперты отправили продавать игру специалистам. Разработка на ранней стадии, но буду держать кулачки.
Ответ на комментарий Александр Гомольский
Насколько я помню, на питче была только презентация концепции и наброски визуального стиля, ничего конкретного девушки не представили, а на вопросы экспертов отвечали грубо. Рановато пришли питчить игру как мне кажется, но концепт интересный, посмотрим что будет на релизе.
Еще 2 комментария
5 комментариев Написать комментарий