Про победу волейболистов на Олимпиаде-2012 сняли фильм. Но лучше бы не снимали

Спортсмены заслужили большего.

Волейбольный финал Россия – Бразилия на Олимпиаде-2012 я смотрел в прямом эфире. Прошло 13 лет, а матч до сих пор в памяти. Наши ребята горели 0:2 и, казалось, вот-вот сдадутся. А затем были легендарные замены, когда тренер Алекно поставил Мусэрского и Михайлова на нетипичные позиции, серия великих подач Тетюхина, самоотверженная игра в защите Обмочаева. Так неизбежное поражение переросло в один из величайших триумфов в истории спорта.

Матч был настолько безумным и напряженным, что смотрелся как триллер. Вот почему экранизация пути к победе – отличная идея. Жаль, что реализация плохая.

Загружаю...

Главное о фильме «Финал»:

  • Дата выхода: 8 мая 2025 года.
  • Жанр: спортивная драма.
  • Режиссеры: Петр Зеленов («Русский крест»).
  • Актеры: Денис Шведов («Завод») Юлия Ильина («Трепачи»), Вадим Соснин («Небо»).
  • Где смотреть: в кинотеатрах.
  • О чем фильм: история о дороге волейбольной сборной к победе на Олимпиаде.

Перед премьерой в РИА Новости прошла пресс-конференция, посвященная фильму. Там собрались все ключевые лица. Тренер Владимир Алекно настаивал, что секрет победы в личных качествах спортсменов. Капитан Тарас Хтей и связующий Сергей Гранкин признались, что после матчей команда рубилась в «Доту 2». Оператор Андрей Найденов рассказывал, как в фильме умело использовали продвинутые технологии.

Атмосфера была такой вдохновляющей, что даже лютый скептик поверил бы: «Финал» – как минимум новая «Легенда №17». Именно с таким настроем я пришел в кинотеатр. А затем с ужасом следил, как каждая минута фильма все сильнее душит надежду.

Загружаю...

Чтобы описать проблему, приведу пример. Вот тренер Владимир Алекно приводит второсортный клуб «Тур» к победе в чемпионате Франции и задумывается: «Может, вернуться в Россию? Взять там клуб и постепенно дорасти до сборной». Кажется, будто зрителю сейчас покажут вдумчивое восхождение Алекно, его грандиозные тренерские успехи в «Динамо». Но на деле в следующем кадре Владимира Романовича уже выгоняют из сборной за бронзу на пекинской Олимпиаде. Почему так стремительно? Что вообще происходит?

📌 «9 лет назад я жил в кредит, с зарплатой в 17 тысяч рублей». Искренний разговор с Дмитрием Чеботаревым

А вот основной состав сборной накануне Олимпиады-2012 косплеит Need for Speed. Ребята безответственно гоняют по ночным улицам, сбивают с лошади полицейского, теряют крышу, которая давит пару влюбленных, и врезаются в магазин.

«Наверное, сейчас Алекно толкнет душераздирающую речь и поставит спортсменов на путь истинный, сделав их сильнее, сплоченнее, мудрее» – подумал я. Вот только в следующем кадре волейболисты уже сидели в раздевалке перед финальным матчем с Бразилией. Такой скачок делают сцену с аварией бессмысленной, напрочь убивает драматизм, превращает «Финал» в сомнительный набор скетчей.

Загружаю...

По такому принципу устроен весь фильм. Режиссер закладывает фундамент для драматической ситуации, нагоняет страсти – и затем показывает затемнение экрана. Беда в том, что все самое интересное происходит именно во время таймскипа. Там остаются ключевые выборы, победы и поражения, моральный раздрай.

К примеру, совсем юный Алекно волейболу предпочитает уличные драки. Он слушает мудрые рассуждения тренера и лучшего друга, затем между ответственным матчем и мордобоем все равно выбирает последнее. Но мгновение спустя Алекно уже числится в минском СКА и кажется парнем, который оставил криминал позади. Важное решение происходит где-то за кадром.

Самое страшное, что легендарный финал Россия – Бразилия показан так же. Съемочная группа пропускает ключевые сеты, о серии блистательных подач Тетюхина сообщает устами комментатора и нередко подменяет декорации откровенно слабой графикой. Зато непозволительно много времени уделяют бесчисленным проходным аркам: парикмахерам, полицейским и министрам, которые смотрят финал и ведут зачастую раздражающие диалоги. Вот почему в самом матче больше кино, чем в самом кино.

В итоге в «Финале» нет ни надрыва, ни примечательных персонажей с яркими образами. Похвалить его стоит разве что за финальный розыгрыш, где мяч в снайдеровском слоу-мо и под эпичную музыку летит между бразильцами. Тогда можно похлопать и даже пустить слезу. Но достаточно ли этого, чтобы спасти фильм? Категорически нет.

Загружаю...

Стоит смотреть?

Финал лондонской Олимпиады заслужил экранизацию, но не такую. Фильм слишком торопливый, пресный и откровенно тоскливый. Поэтому лучше пересмотреть матч Россия – Бразилия, в нем в тысячи раз больше драмы, страсти и ярких персонажей.

* * *

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Попкорн
Популярные комментарии
jugO
Лецкий, друг. Тебя если держат в подвале и заставляют играть в плохие игры и смотреть плохое кино, а потом на это писать обзоры, то ты маякни нам как нибудь. В первые буквы абзацев "памагите" можно или еще как...
SanchezMow
Это не блок был необычный, это вы автор необычный. Если вы думаете, что блок в волейболе делают, находясь у задней линии, у меня для вас плохие новости, Святослав. Вы свои рецензии пишете с аналогичным багажом знаний по всем видам спорта? Теперь всё понятно. У вас какая-то своя собственная терминология, не имеющая отношения к реальности. Вам же дали совет: почитайте правила, вместо того, чтобы спорить, демонстрируя апломб невежды. Если вы считаете, например, что подача - это когда игрок подаёт руку сопернику по окончании матча, чтобы тот её пожал, то вас ни мы не сможем переубедить, ни Обмочаев с Мусэрским. Да и не хочется, откровенно говоря.
Ответ на комментарий Святослав Лецкий
Да, воспоминания подводят, но блок был, просто необычный) В пятой партии Обмочаев делает счет 12:6
Евгений Ильяшов
Самоотверженные блоки Обмочаева? Интересно.
Еще 14 комментариев
17 комментариев Написать комментарий