Победа «Аноры» доказала – внежанровое кино окончательно стало мейнстримом

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Почему это случилось?

От редакции: этот текст участвует в конкурсе блогеров

Кажется, все истории уже рассказаны, но режиссеры находят способ удивить, смешивая несовместимые на первый взгляд жанры. Победа «Аноры» на «Оскаре» – очередное подтверждение: фильмы, способные свободно менять настроение, вышли за рамки экспериментов и стали мейнстримом.

Почему это происходит? Что толкает авторов к отказу от чистых жанров и как публика воспринимает эти смелые решения?

От строгой классификации к жанровым гибридам

Раньше жанры выполняли четкую маркетинговую функцию: комедия обещала смех, хоррор – страх, а зритель быстро ориентировался в предложениях. Однако к концу XX века устоявшаяся система стала изнашиваться – предсказуемые сюжетные штампы и типичные персонажи утратили свою привлекательность. Индустрия, в свою очередь, нашла выход в соединении разных жанров.

Предпосылки жанровых миксов

• Постмодернизм и переосмысление канонов.

Начиная с 1970-80-х, режиссеры, такие как Брайан Де Пальма, Дэвид Линч,  Роберт Земекис и другие, взялись за переосмысление классических жанровых элементов. В 1990-х и 2000-х эту тенденцию продолжили Квентин Тарантино и Эдгар Райт, создавая многослойные произведения с новым прочтением знакомых сюжетов.

Загружаю...

• Контакт культур.

Западная аудитория познакомилась с традициями восточного кино, где условности жанров менее строги. Фильмы из Южной Кореи, Японии или Гонконга показывали, как драма может сменяться комедией или экшеном, что открыло новые возможности для экспериментов.

• Эволюция зрительских ожиданий.

Расширение ассортимента контента благодаря кабельному телевидению, DVD и стриминговым сервисам привело к тому, что зритель стал ожидать нестандартных поворотов в повествовании.

• Социально-политические изменения.

Глобальные кризисы и переоценка традиционных норм требуют отражения многогранной реальности, которую трудно передать в рамках одного жанра.

• Технологический прогресс.

Новые технологии – компьютерная графика, спецэффекты и цифровые решения – позволяют безболезненно переходить от одного жанра к другому, расширяя творческие возможности режиссеров.

Примеры жанрового смешения в кино

«Прочь» (2017) – Джордан Пил 

Пил взял классический хоррор о «странном маленьком городке» и привил ему социальную сатиру о токсичном либерализме белой Америки. Фильм работает и как прямолинейный ужастик с прыжками из-за угла, и как черная комедия, и как обжигающий комментарий о расовых отношениях. Режиссер использует жанровые коды как троянского коня – через привычную форму хоррора он протаскивает неудобную общественную дискуссию в мейнстрим. Он заставляет зрителя бояться не монстров, а собственных предрассудков, которые оказываются куда страшнее.

«Кролик Джоджо» (2019) – Тайка Вайтити

С первых кадров режиссер окунает зрителя в абсурдный мир детского восприятия Третьего рейха. Начав с комичных сцен тренировок Гитлерюгенда и карикатурного воображаемого Гитлера, режиссер внезапно разбивает эту мультяшную реальность осколками настоящей войны. Фильм скользит между буффонадой, пронзительной драмой и неловким подростковым романом. Вайтити не ищет логичных переходов между тональностями – он их сталкивает, превращая жанровый коллаж в отражение сломанного войной детского сознания.

Загружаю...

«Паразиты» (2019) – Пон Джун-хо

 

Пон Джун-хо играет жанрами, как фокусник картами. Первые полчаса его фильм – корейская версия «Одиннадцати друзей Оушена», изящная комедия об афере бедной семьи. Затем, с появлением бывшей экономки в подвале, карты меняются – это уже психологический триллер. А финал и вовсе превращается в кровавый слэшер с социальным комментарием. При этом режиссер не подмигивает зрителю, мол, видите, как я жонглирую жанрами. Он преподносит эти переходы с таким невозмутимым лицом, будто так и задумано. В этом его гений – заставить нас поверить, что эта жанровая каша и есть правда жизни.

«Все везде и сразу» (2022) – Дэниел Шайнерт и Дэниел Кван 

 

Если «Паразиты» – это ловкая подмена жанровых карт, то фильм Дэниелов – взрыв на жанровой фабрике. Они начинают с унылой драмы о налоговой проверке китайской прачечной (можно ли придумать что-то скучнее?), чтобы через 15 минут швырнуть зрителя в безумие научной фантастики с элементами кунг-фу, параллельно вплетая драму матери и дочери, абсурдистскую комедию с хот-догами вместо пальцев и экзистенциальную притчу о бессмысленности всего сущего. Это кино как СДВГ-фейерверк, где каждый жанр – новый яркий залп. Удивительно, что в этом хаосе прячется еще и трогательная история о принятии.

Достойны упоминания:  «Малхолланд Драйв» (2001) Линча, «Зомби по имени Шон» (2004) Эдгара Райт, «Достать ножи» (2019) Джонсона.

Телевидение как лаборатория

Сериалы стали идеальным полигоном для жанровых экспериментов. Длинный формат позволяет авторам плавно переходить между тональностями, а зрителю – адаптироваться к этим переходам.

Загружаю...

«Черное зеркало» (2011 – настоящее время) сделал жанровое разнообразие своим главным принципом. Каждый эпизод играет с новым набором правил – от пародийной космооперы («USS Каллистер») до военной драмы («Люди против огня») и политической сатиры («Национальный гимн»).

«Атланта» (2016–2022) Дональда Гловера – еще более радикальный пример. Сериал может следовать реалистичной истории о хип-хоп-менеджере, чтобы внезапно свернуть в сюрреалистический хоррор с человеком-невидимкой или сатирическую сказку о знаменитости, запертой в золотой клетке.

«Барри» (2018–2023) начинался как черная комедия о киллере, мечтающем стать актером, но с каждым сезоном становился все мрачнее и психологически сложнее. К финалу это уже трагедия о человеке, неспособном убежать от своей темной сущности.

Достойны упоминания: «Конь БоДжек» (2014–2020), «Фарго» (2014 – настоящее время), «Американская история ужасов» ( 2011 – настоящее время). 

Маркетинговые и творческие проблемы

Однако, жанровый коктейль может оказаться невкусным – наглядный пример тому фильм «Мама!» Даррена Аронофски. Студия Paramount продавала его как психологический хоррор с Дженнифер Лоуренс, который вписывался бы в одну линию с «Черным лебедем». Трейлеры намекали на историю о странных гостях, терроризирующих молодую хозяйку дома.

Реальность оказалась совсем иной. Зрители получили библейскую аллегорию, экологический манифест и сюрреалистический кошмар в одном флаконе. Фильм начинался как камерная драма, превращался в сатиру на культ знаменитости и заканчивался апокалиптическим безумием, включающим каннибализм и человеческие жертвоприношения.

Результат? Редкая оценка «F» по шкале CinemaScore, массовый исход зрителей из кинотеатров и провал в прокате (44 миллиона при бюджете в 30). «Мама!» стала жертвой разрыва между маркетинговыми ожиданиями и авторским замыслом. И напомнила, что жанровые эксперименты имеют свой предел – точку, за которой эклектика превращается в хаос.

Загружаю...

Достойны упоминания: «Облачный атлас» (2012) – Вачовски, Тыквер; «Яркость» (2017) – Эйер; «Прошлой ночью в Сохо» (2021) – Райт.

Взгляд в будущее: куда движется многожанровое кино

Жанры превращаются из строгих правил в игровую площадку. Это похоже на эволюцию от классической музыки к джазу – композиторы знали, где должна стоять каждая нота, джазмены поняли, что правила можно нарушать, если чувствуешь ритм.

Голливудские мамонты продолжат топтаться по безопасной территории. Disney будет штамповать фильмы Marvel с легким привкусом других жанров для разнообразия – «Тор» с комедийным уклоном, «Доктор Стрэндж» с элементами хоррора. Это как добавлять разные соусы к одному и тому же бургеру – вкус слегка меняется, но это все тот же фастфуд.

Настоящая жанровая революция происходит на обочинах – в независимом кино и на стриминговых платформах. A24 и Neon стали убежищем для режиссеров, чьи фильмы не вписываются в простые категории.

Технологические инновации открывают новые возможности для жанровых экспериментов. Интерактивные форматы, подобные «Черному зеркалу: Брандашмыг», позволят зрителям самим выбирать сюжетные повороты.

Однако история искусства показывает, что после периодов интенсивных экспериментов часто следует возвращение к основам. Возможно, после десятилетия жанровых смешений мы увидим новую волну интереса к «чистым» жанрам – не как следование шаблонам, а как сознательный художественный выбор, переосмысляющий классические формы.

Реальность такова: кино больше не умещается в прокрустово ложе жанровых определений. Современное кино догнало сложность нашего восприятия мира – беспорядочного, противоречивого и постоянно меняющегося.

Загружаю...
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Mr. Brightside