10 величайших игр в истории Playstation

Uncharted нет в списке.

В декабре бренду Playstation исполнилось 30 лет. В 1994 году компания Sony выпустила на рынок консоль, в которую и сама не верила. Десятилетия спустя их платформа ставит рекорды по продажам, игровое подразделение становится основным направлением компании, а игры заслуживают любовь аудитории и культовый статус.

О последнем и поговорим ­– редакция Кибера составила топ-10 величайших игр в истории консоли. Мы сознательно выбрали только эксклюзивы Playstation или игры, бывшие когда-то эксклюзивами. Нашлось место как широко известным хитам, так и скрытым жемчужинам платформы. А если какой-то игры не оказалось в нашем списке, и вы считаете это вопиющей ошибкой, то смело пишите об это в комментариях!

10. Killzone 2

Вышедший в 2009 году шутер от Guerilla Games и сейчас поражает своим визуальным рядом. Удивительно, что абсурдно капризное железо PS3 вовсе запускает настолько визуально насыщенную игру. Не цветом, конечно, но деталями: враги реагируют на каждое попадание, выстрелы освещают окружение, а анимации и сейчас выглядят нереалистично хорошо.

Загружаю...

Killzone 2 так осталась бы бенчмарком возможностей PS3, если бы не игровой процесс и уникальный сеттинг. Guerilla Games, совместив гиперболизированное представление о нацизме с приземленной научной фантастикой, создали мир, лишенный глубины и полутонов, но от того даже более пугающий. Мир Killzone – это индустриальный ад, в котором за облаками черного дыма различимы лишь красные глаза террора.

Последующие части развили концепцию, но растеряли очарование геймплея. Больше не было тех самых американских горок в лучших традициях Call of Duty: со сложными, но зрелищными перестрелками и разнообразием активностей, лишающих игру всякой монотонности. Killzone 2 был уверенным конкурентом Modern Warfare 2 и, кажется, даже метил в конкуренты Halo. Но после пары неудачных проектов о серии забыли даже ее создатели.

9. Persona 3

Серия Persona равноценно сочетает в себе элементы JRPG и симулятора школьных свиданий, сверх которым добавляется щадящий, но непреклонный тайм-менеджмент. На месте Persona 3 могли оказаться и более поздние части, ведь именно они заслужили признание широкой аудиторией. Но значимость третьей игры для серии и всего жанра больше: с ее релизом изменилась франшиза, отделившись от Shin Megami Tensei.

Изменилась и философия игры. Начиная с третьей части, серия лишь опиралась на психологию Густава Юнга, но сосредотачивалась уже на психологии современного человека.

Так трогательный сюжет о дружеских и романтических связях постепенно подводит к глубоким рассуждениям о смысле жизни в условиях неизбежной смерти. И все ради высказывания на тему детских самоубийств. Тему особенно злободневную для Японии нулевых.

8. Valkyrie Profile

Вдохновленная скандинавской мифологией JRPG может похвастаться потрясающим арт-дизайном и волшебной музыкой. Но в нашем топе она по иной причине.

Загружаю...

Игрок Valkyrie Profile берет на себя роль Валькирии, которой предстоит собрать для Одина армию из душ павших войнов, чтобы противостоять ужасам надвигающейся угрозы. В классическую формулу JRPG с главным героем, тремя компаньонами и десятками потенциальных сопартийцев включается беспощадный сюжетный элемент: ты должен отправлять лучших войнов к Одину.

А значит, придется прощаться с персонажами, с которыми ты провел часы в битвах, исследовании и диалогах. Но будешь ли ты следовать приказу беспрекословно? Valkyrie Profile – скрытый бриллиант PS1, о которой говорят просто: «противопоказано при депрессии».

7. Katamari Damacy

Katamari Damacy – это веселье, сила абсурда которого граничит с современным искусством. И эта грань не надумана. Автор игры в первую очередь скульптор, а потом уже геймдизайнер. Статичные модели животных, природы, инфраструктуры здесь – полноценный геймплейный элемент. А сам геймплей бесхитростный, но в этом и его очарование.

В игре попросту отсутствует мораль, любая драма лишь издевательство над сценаристикой, а смысл происходящего ускользает с той же скоростью, с какой игрок начинает от этой комедии получать удовольствие. Просто скатывайте все сущности в небесные тела, потому что ваш батя вновь перебрал и уничтожил все звезды! Оказывается, этого достаточно, чтобы получилась великая игра.

6. Xenogears

Обычно звание игры, опередившей свое время, – это достижение. Но случай Xenogears скорее трагичен. Идеям и масштабу игры слишком тесно в технических ограничениях первой Playstation, из-за чего изрядно пострадал ее сюжет и постановка. А из-за архаичных геймплейных решений знакомство современного игрока с творением Square Soft будет чуть ли не болезненным.

И даже в таких условиях Xenogears – одна из величайших игр в истории. Боевая система, предложившая симбиоз пошаговых боев и файтингов, выглядит оригинально и свежо и в наше дни. Визуальное оформление опередило даже Final Fantasy VII, разработанную в соседнем кабинете. А комплексный сюжет, базирующийся на фрейдистской философии, психоаналитических трудах и религиозных доктринах, возможно, один из самых запутанных, но впечатляющих текстов видеоигровой индустрии.

Загружаю...

Именно поэтому Xenogears нуждается в ремейке больше, чем какая-либо другая игра. Передайте Square Enix.

5. Final Fantasy VII

Величайшая Final Fantasy, бесспорная классика жанра и, возможно, главная JRPG в истории. Хвалить и чествовать седьмую часть великой серии кажется занятием неблагодарным и необязательным. Тем более сейчас, когда к игре можно прикоснуться через превосходные ремейки.

Но говорить хочется. Это сейчас угловатые персонажи на фоне 2D-локаций кажутся нелепыми, но в 1997 году игру считали технологическим достижением. Square отказалась от платформ Nintendo в пользу Playstation, чтобы реализовать все свои амбиции: большая игра в 3D с кинематографичной постановкой.

Final Fantasy VII именно такая: большая, кинематографичная, инновационная. Помимо технических достижений она была попросту хорошей. Сюжет о борьбе с диктатурой призывал и к борьбе за экологию, а персонажи с новым графическим измерением обрели измерение сценарное. Седьмая часть увеличила жанру бюджеты, привела аудиторию и подняла планку качества. Но превзойти ее достижения, возможно, так и не удалось.

4. Metal Gear Solid

Общеизвестный факт, что Хидэо Кодзима – гений. Но в чем его гений проявляется? И пока одним хочется вспомнить о спорном титуле «изобретателя стелса», нам хочется сказать о его безудержном желании раздвигать границы. Это видно в работе над арт-хаусной Death Stranding и загадочной OD. Это было видно и тридцать лет назад, когда вышла Metal Gear Solid.

Загружаю...

Этой игрой Кодзима принес в индустрию кинематографичность, научил девелоперов постановке, немного похулиганил с вибрацией геймпада, а заодно сделал потрясающую видеоигру. Антивоенный сюжет о влиянии генов на жизнь человека был запутанным, но нисколько не заумным и душным. Геймплей определил вектор развития жанра на десятилетие вперед. А последующая за ней франшиза стала одной из важнейших в истории видеоигр.

3. Bloodborne

Bloodborne стоит внести в список хотя бы за потрясающий викторианский сеттинг, будто материализовавшийся из кошмара лихорадочного инквизитора. Ярнам пугает костенелыми монстрами, обезумевшими жителями и слабо различимыми воплями в дальних уголках узких улочек. Но эти же вещи парадоксально соблазняют не останавливаться в исследовании: ты хочешь узнать, чей крик разносится эхом, выяснить причину безумия всех прокаженных прохожих и истребить ту тварь, что одним ударом наотмашь отправила тебя к фонарю.

Это не Dark Souls с пушками, как кажется поначалу. В Bloodborne игрок не жертва и не рыцарь, а охотник. Игра прощает ошибки чаще, пошире открывает окно для маневра и щедро одаривает шорткатами. Взамен она забирает любой способ защиты и заставляет играть агрессивнее.

Так хтонический ужас Ярнама, забирающего рассудок каждого его обитателя, отражается в геймплее. Игрок с ростом скилла будто сам становится частью безумия, а не решением проблемы. Лавкрафтианский ужас однажды перестает пугать, монстры обернутся добычей, а детский плач заглушит скрежет пилы и выстрел мушкета.

2. The Last of Us

Сложно представить топ величайших игр Playstation без важнейшей игры Sony последнего десятилетия. Совместная работа Нила Дракманна и Брюса Стрейли, после которой второй покинул Naughty Dog из-за выгорания. Но сложная разработка окупилась – студия создала эталон современной игры Playstation, после которой платформадержатель забыл о любых других жанрах, кроме экшена от третьего лица.

Загружаю...

И смена вектора даже оправдана. The Last of Us не только отличный survival-экшен с напряженными боями, жуткими монстрами и живописными локациями. Это еще и потрясающая история о взрослении, семье и человеческих пороках. Хрестоматийная мораль о чудовищной сущности человека здесь подана будто вскользь. Потому что авторам интереснее исследовать оттенки человечности. Можно ли быть героем вынужденно? Оправдывают ли потребности насилие? Что важнее – глобальное или личное?

С релизом игры вся индустрия ААА-игр пусть и чуть-чуть, но повзрослела: The Last of Us рассказала драматичную и тонкую историю, привлекла в хардкорный гейминг новую аудиторию и вдохновила студии по всему миру на создание комплексных кинематографических игр.

1. Shadow of the Colossus

Фантазия на тему «Спящей красавицы», «Орфея и Эвридики», девушки в беде, героя-любовника – молчаливую Shadow of the Colossus можно воспринимать по-разному. Но если с The Last of Us индустрия повзрослела, то Shadow of the Colossus была ее первой здравой мыслью.

Главный герой игры лишь гость во владениях гигантов, надоедливая мошка, копошащаяся у их ног. Но она безустанно сражается за свою любовь, превозмогает в неведении, сворачивает горы ради призрачной надежды. И это гнетущее чувство маниакальной борьбы нельзя передать никаким другим медиумом, кроме как видеоигрой.

Shadow of the Colossus доказывает, что иногда игре не нужны слова, чтобы донести свою мысль. Ей не нужна прокачка и прогрессия, чтобы мотивировать к действию. Подчас ей и вовсе не нужно ничего, кроме игрового процесса. В руках таких творцов, как Фумито Уэда, игры разговаривают с тобой не словами, а геймплеем.

Немногословная меланхолия и бескомпромиссная простота Shadow of the Colossus не сработала бы в кино, была бы посредственна в книге и уж точно потерялась бы в музыке. Shadow of the Colossus – редкое произведение видеоигрового искусства. И величайшая игра в истории Playstation.

Загружаю...

***

13 лучших современных российских игр

14 великих инди-игр. В такое – играем!

18 худших супергеройских фильмов всех времен