«Киберспорт – это мое». Интервью с главной ведущей в индустрии

Игорь Ларионов пообщался со Sjokz.

Эфье «Sjokz» Депортере по праву считают лучшей ведущей в киберспорте. Она работает на турнирах уже не первое десятилетие и всегда выделяется качественной подготовкой к матчам и уникальной химией с любым аналитиком или игроком. Ранее Sjokz работала эксклюзивно на турнирах от Riot Games, но в 2019 году дебютировала в Counter-Strike. Теперь без нее невозможно представить ни один крупный турнир по CS.

Я встретился с Эфье на IEM Cologne и поговорил о ее карьере и особенностях работы ведущим и интервьюером. Отдельное спасибо Okko за помощь с организацией интервью.

– Пять лет назад ты дебютировала в Counter-Strike. С тех пор ты работала и хостом, и ведущей стола аналитики, и интервьюером. Что было для тебя сложнее всего в работе на CS-турнирах за это время?

– Хороший вопрос! Раньше я работала эксклюзивно на турнирах по League of Legends, так что такие перемены стали для меня серьезным испытанием. Одно дело следить за дисциплиной и смотреть матчи и совсем другое – работать на турнирах. Так что да, первое время меня немного пугал Counter-Strike с его большой и насыщенной историей. Я не хотела быть кем-то новеньким, кто просто занял чье-то место без должной подготовки. Потому что в CS и так очень много крутых талантов.

Загружаю...

Я очень нервничала, изучала дисциплину, смотрела кучу записей эфиров. Мне очень помогали коллеги, в особенности Ynk и Maniac. Они отвечали на все мои вопросы, разъясняли каждый момент и были очень добры. Благодаря им мои первые турниры по CS прошли гладко.

– Кстати о коллегах. Во время своего первого турнира по CS ты упоминала в твиттере, что тебе очень помогал Spunj. Как твоя подготовка к турнирам проходит сейчас? Ты делаешь все сама или с помощью коллег?

– Спасибо, что напомнил про Спанжа, он тоже очень помог мне в самом начале моего пути. Тогда он еще работал аналитиком, а не комментатором, мы вместе были за столом аналитики. Spunj был очень терпелив и помогал мне, даже несмотря на то, что сам находился в достаточно стрессовой атмосфере. А тут еще и я постоянно в напряжении, переживаю, что скажу что-то не так, неправильно подам какой-то факт, что меня захейтят. И поначалу мне было тяжело, потому что по факту я начинала с нуля.

Теперь же я могу тратить все меньше времени на подготовку, потому что у меня уже накопились знания о CS. Я уже знаю больше об игре, помню больше сторилайнов. К примеру, сейчас на IEM Cologne я понимаю, что есть Apex, он проиграл два финала Кельна в 2015-м и 2019-м, именно поэтому ему так важно победить сейчас. 

Загружаю...

– Киберспорт иногда может быть достаточно агрессивным местом, где игроков и талантов часто критикуют в социальных сетях. А каким был самый трогательный фидбэк, который ты получала от фаната?

– Я вряд ли смогу вспомнить что-то конкретное, но я помню, как после мейджоре в Антверпене много фанатов благодарили меня за мои эфиры, за работу с историями игроков. Я никогда не принимала такие комплименты как должное, поэтому мне было очень приятно.

Самое крутое, что мне даже удалось в каком-то смысле сломать стену между фанатами двух игр, в которых я работаю. Мне писали любители Counter-Strike, что им захотелось посмотреть эфиры по LoL с моим участием. То же самое и с League of Legends – многие олдовые фанаты LoL писали, что втянулись в Counter-Strike благодаря мне. Даже если таких людей было немного, это все равно очень круто. В этом плане мне сильно повезло – я достаточно часто получаю позитивный фидбэк о моей работе. И это очень помогает, особенно когда у тебя был дерьмовый день на турнире, а фанаты все равно благодарят тебя за работу.

– Ты часто берешь интервью у киберспортсменов, которые только что проиграли матч или даже вылетели с турнира. Известно, что такие игроки могут быть не особо разговорчивыми – расскажи о своем подходе к таким интервью.

– Мне кажется, что в разговоре с проигравшим самый простой подход – лучший. Важно понимать, что в таких моментах главное – это игрок, а не интервьюер. Иногда случалось, что я была очень расстроена из-за вылета какой-то команды, потому что следила за ее историей. Ты можешь грустить, но важно понимать, что сейчас не место для этого. Нужно создать для игрока ту атмосферу, в которой он расскажет все, что хочет он сам. Если ответ будет длинным – хорошо. Если ответ будет небольшим – тоже хорошо.

Загружаю...

Поэтому я обычно всегда начинаю с каких-то простых вопросов. «Что случилось в матче? В чем была причина поражения?» Если сразу же расспрашивать игрока о конкретных раундах и моментах, то это будет скорее раздражать его. Важно быть открытым, пытаться поймать одну энергию с человеком.

Взять ту же команду Saw. Да, игроки были расстроены после вылета. Но в то же время они понимали, что уже сделали нечто историческое. В таких случаях важно оценить ситуацию и попасть в тон. Конечно, невозможно всегда делать подобные интервью идеально, но я делаю все, что в моих силах. 

– Кто из каэсеров, по твоему мнению, дает лучшие послематчевые интервью?

Counter-Strike избаловал меня в этом плане. Здесь мы получаем столько эмоций, столько веселья и юмора в послематчевых интервью. Возможно, это потому что сегодня играет Vitality, ха-ха. А там есть Apex и Flamez, которые оба безумно веселые. Невозможно предугадать, что скажет Flamez в следующую секунду, поэтому я всегда осторожничаю в интервью с ним. Также я обожаю интервью с jL. Он настолько погружен в CS-сцену, что всегда может обыграть какую-то ситуацию, рассказать какой-то мем. 

– Как часто ты смотришь CS дома, когда тебе не нужно готовиться к турнирам?

– Для меня любой просмотр CS – в каком-то смысле подготовка к турнирам. Даже когда я не работаю на чемпионатах по CS несколько месяцев подряд, то все равно смотрю все крупные ивенты. Так что всегда когда в CS что-то происходит, то у меня включен телевизор с матчами. Плюс мне всегда хочется посмотреть, как работают мои коллеги. Структура Counter-Strike идеальна во всем, что касается соревновательных элементов. Все может измениться за один матч, за одну карту, за один раунд. И за этим очень интересно наблюдать. 

Загружаю...

– Я помню, как перед твоим первым турниром в CS ты достаточно сильно нервничала, о чем говорила в соцсетях. Какой совет ты дашь новичкам в киберспорте, которые только начинают свой путь и хотят тоже поработать на трансляциях? Как преодолеть эту нервозность?

– Лучший совет – не оставлять ничего на самотек и свести к минимуму элемент случайности. Ты должен контролировать все, что ты можешь контролировать. Подготовка должна быть очень-очень хорошей. Я все еще тщательно готовлюсь к турнирам, постоянно проверяю заметки, спрашиваю советы. Потому что так ты хотя бы не будешь винить себя, у тебя будет своеобразная подушка безопасности. Ты сможешь сказать, что сделал все, что мог. А если что-то пойдет не по сценарию – то так тому и быть.

Важно понимать, что в прямых трансляциях всегда что-то идет не по плану. Люди могут сказать что-то лишнее, ты можешь споткнуться – как вербально, так и физически. И в этом нет ничего страшного. Худшее, что произойдет – фанаты сделают из этого момента гифку или мем. И если это самое страшное, то у тебя все будет хорошо. Главное – подготовиться ко всему, к чему ты можешь подготовиться. 

– А можешь вспомнить какой-то особенно неудачный день на работе в киберспорте? Когда у тебя ничего не получалось, когда ты не могла ни с чем справиться?

Такое случается, да. Каждую неделю, ха-ха. Я устанавливаю для себя очень высокие стандарты и стараюсь их придерживаться. При этом мне хочется не только делать основную работу, но и создавать контент для соцсетей. Порой я очень много на себя беру. И когда я делаю какую-то ошибку или неправильно подаю какой-то факт, то это может очень негативно повлиять на меня. Потому что порой люди как будто ждут, пока ты совершишь ошибку, чтобы сказать: «А я знал, что ей на все наплевать». И это меня пугает.

Загружаю...

Есть несколько случаев, которые особенно врезались ко мне в память. Помню, как давным-давно я работала на Worlds, и мы делали контент про Фейкера. Мне нужно было представить его на сцене, а тогда я еще была неопытная в этом деле. И я несколько раз неправильно произнесла имя Фейкера. Мне было так стыдно.

И еще был один случай, когда я работала ведущей на сцене. Это не моя основная роль, я это признаю. Мне кажется, каждый человек должен понимать, что у него получается хорошо, а что – не очень. Вот я – не очень хороший ведущий со сцены. И на том турнире я настолько тряслась и нервничала, что уже на первой фразе у меня задрожал голос. Боже, это было так неловко. Этот момент остался со мной надолго.

– Давай тогда поговорим о хорошем. Какой момент за всю твою работу в киберспорте был самым запоминающимся? О чем ты будешь вспоминать даже спустя годы?

– У меня ощущение, что все эти годы я нахожусь на американских горках, в постоянном движении. И у меня зачастую просто нет времени остановиться и взглянуть на все те прекрасные моменты, которые я проживаю каждый день. Я навсегда запомню, как находилась на Mid-Season Invitational по LoL в Тайбэе, когда G2 заняла первое место. Это было монументальное событие. Мы, как фанаты европейского LoL, никогда даже представить не могли, что это произойдет. Было так круто находиться там и вживую увидеть реакцию игроков, брать у них интервью, осознавать всю проделанную ими работу. Это было невероятно.

Загружаю...

Во-вторых, мне запомнился мейджор в Антверпене. Это всегда что-то особенное, когда ты работаешь в своей родной стране. Когда я приветствовала всех фанатов со сцены, это было так здорово. В то же время мне было тяжело работать на том турнире, потому что он проходил после того, как у меня скончалась мама. Я так хотела бы, чтобы она была там, чтобы увидела всю мою работу. Меня переполняла гордость, что я выполнила свою мечту, что стала частью мейджора в Бельгии. Я сделала это, мама! Плюс мы получили выдающийся финал, который лишь убедил меня в том, как я обожаю смотреть Counter-Strike вживую. 

– Где ты видишь себя через 10 лет?

– Ой, мне всегда так сложно отвечать на подобные вопросы. Я даже не знаю, где буду через неделю! Меня это всегда пугает, потому что я много думаю о будущем, но если я буду делать это слишком часто, то сойду с ума. Я обожаю рассказывать истории и помогать другим людям рассказывать их. Так что через 10 лет я бы хотела работать в продакшене или сотрудничать с талантами, обучать их этому ремеслу. Так я могла бы помогать людям, когда больше не захочу работать перед камерой – что может случиться уже совсем скоро. Мне хочется вносить свой вклад в киберспорт подобным образом.

Многие люди из спорта приходят ко мне и спрашивают: «А почему ты не работаешь в классическом спорте?». На что я отвечаю просто: «Я люблю киберспорт!». Возможно, лет 10 назад я бы ответила иначе, но не теперь. Киберспорт – это мое.

Загружаю...

* * *

«Встал из-за компа и подумал, что все – прошли игру». Интервью с Адреном

«Я сам по себе одиночка, мне нравится одиночество». Интервью с Xertion из Mouz