Что взрывал, замораживал и уничтожал Роланд Эммерих?

Режиссер-катастрофа.

Состоялась премьера исторического сериала «Обреченные на славу» про гладиаторов в Древнем Риме. В режиссерском кресле помпезного пеплума – Роланд Эммерих. В своих проектах он регулярно взрывает, топит и крушит все подряд  – от космических кораблей до континентов и целых планет. 

Кибер вспоминает главные разрушения в карьере постановщика фильмов-катастроф.

Посмотрел «Обреченных на славу» с Энтони Хопкинсом. Славы сериал не заслуживает

Дольф Лундгрен в «Универсальном солдате»

Как уничтожил: серия ударов ногой с разворота, а потом раскрошил с помощью комбайна.

Загружаю...

Немец Эммерих всегда мечтал попасть в Голливуд, поэтому даже на родине снимал фильмы на английском языке. Удача улыбнулась в 1990-х, когда мускулам из Брюсселя понадобилось разобраться с Иваном Драго. 

Опыт оказался успешным для всех. «Универсальный солдат» завершил превращение Ван Дамма в одного из главных экшен-героев Голливуда. Лундгрен не только подтвердил звездный статус, но и сыграл одну из лучших ролей в карьере. Тогда Эммерих получил билет в высшую лигу:  следующее десятилетие он будет выпускать один блокбастер за другим. 

Фильм «Уличный боец» – посмешище. А мог стать идеальной экранизацией Street Fighter

«Универсальный солдат» был классическим и не слишком изобретательным боевиком категории B. Ван Дамм спамил удары ногой с разворота, а Лундгрен разбрасывал всех в разные стороны. Даже с небольшим бюджетом Эммерих продемонстрировал огромную любовь к взрывам, пусть и абсолютно беспричинным. 

Лунгренд, бывший студент MIT, воплотил на экране эталонного карикатурного злодея – это огромная двухметровая машина смерти, которая упивается ультранасилием и пафосными речами. Убийство такого персонажа, да еще с помощью Ван Дамма и сельхозтехники, стоит нескольких взрывов небоскребов и затопленных континентов.

Космический корабль-пирамада в «Звездных вратах»

Как уничтожил: взорвал с помощью атомной бомбы. 
 
«Звездные врата» – знаковый для Эммериха фильм. Впервые в его творчестве появились инопланетяне, Египет, ученый-аутсайдер и крутой солдат, псевдонаучные теории и взрыв атомной бомбы в финале. 
 
По сюжету американские власти обнаруживают древнеегипетский артефакт, который является вратами для межзвездных путешествий. Выясняется, что в древности на планету высадился инопланетный тиран и поработил египтян, заставив их строить пирамиды. Но это еще не так безумно: пришелец переселил своих рабов на другую планету, где они служат ему уже тысячи лет. 
 
В финале «Звездных врат» герои взрывают инопланетный корабль в виде египетской пирамиды с помощью атомной бомбы. Кажется, именно после этого Эммерих полюбил уничтожать огромные архитектурные объекты. 
 

Кстати, через 14 лет, в «10 000 лет до нашей эры», немецкий постановщик эти самые пирамиды уже строил, но потом все равно поломал.

Загружаю...

Белый дом в «Дне независимости»

Как уничтожил: гигантский инопланетный корабль выстрелил в него лазерным лучом.

В  «Дне независимости» Эммерих стал тем самым режиссером-катастрофой, восхищающим и раздражающим масштабом разрушений, абсурдным сеттингом, низкопробным юмором, тоннами бессмысленного патриотизма, монотонным сюжетом и одномерными персонажами.

Для западных критиков «День независимости» стал символом тупого, практически животного блокбастера, потворствующего низменным инстинктам зрителей. 

Во многом успех картине Эммериха обеспечило правильное заигрывание с патриотическими чувствами американцев. В первой половине фильма прилежно показывается уничтожение главных достопримечательностей и памятников США, а в финале – победа над захватчиками 4 июля. Эммерих превратил национальный звездно-полосатый праздник в общемировой День независимости. 

Главным моментом фестиваля разрушений стал взрыв Белого дома. Ни один режиссер до этого не решался уничтожить символ президентской власти, а отчаянный немец сделал это, смакуя каждую секунду. И сразу вписал свое имя в историю кино.

Загружаю...

Нью-Йорк в «Годзилле» 

Как уничтожил: кайдзю гуляет по улицам города.

Голливуд уничтожает Нью-Йорк несколько раз в год. Эммерих в этом деле настоящий стахановец: он затапливал, взрывал и даже замораживал город. Особенно ярко его страсть проявилась в «Годзилле» 1998 года. 

В руках Эммериха японское чудовище студии Toho потеряло свою метафоричность. Монстр перестал быть олицетворением бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, став обычным гигантским динозавром, скачущим по небоскребам и поедающим вертолеты. 

Кайдзю здесь словно турист – перемещается от одной Нью-йоркской достопримечательности к другой. Бродвей, метро, Крайслер-билдинг, Центральный парк, «Мэдисон Сквер Гарден», Бруклинский мост. Из-за насыщенной экскурсионной программы монстру не удалось посетить Статую Свободы. Впрочем, Эммерих исправил эту оплошность в следующих фильмах. 

И все-таки у Эммериха вышел один из лучших блокбастеров про кайдзю в истории кино. Взрыв «Мэдисон Сквер Гарден» по пафосу и эпичности не уступает разрушению Белого дома в «Дне независимости». А сцена на Бруклинском мосту – эталон изобретательности по убийству огромных монстров: драматургия, масштаб, культовая городская локация и вменяемая логика – здесь есть все.

Статуя свободы в «Послезавтра»

Как уничтожил: залил водой по пояс, потом заморозил.

«Послезавтра» показывает последствия глобального потепления, которое приводит к экстремальному холоду. Эта лента Эммериха проигрывает на фоне других голливудских фильмов-катастроф и кажется сюжетом студии Asylum. Фильм меркнет даже в сравнении с предыдущими работами режиссера: Эммерих куда-то растерял свой залихватский юмор.  

Загружаю...

Главный кадр фильма – стоящая по пояс в снегу «Статуя Свободы». Зрелище одновременно апокалиптичное и внушающее надежду. Единственное достоинство «Послезавтра» – это завораживающие красоты снежного апокалипсиса. Именно они, пожалуй, обеспечили фильму кассу в полмиллиарда долларов.

Лос-Анджелес в «2012»

 Как уничтожил: разломал на куски с помощью невиданной силы землетрясения.

«2012» – это не только фильм-катастрофа, но и любовное послание Эммериха теориям заговора и псевдонауке. В основе истории – миф о предсказании Майя о конце света. Сюжет крутится вокруг заговора мирового правительства и богачей, скрывающих истину о грядущем апокалипсисе от обычных людей. Ну а персонаж Вуди Харрельсона – ода маргиналам-провидцам, вещающим «правду» в бесчисленных подкастах. В общем, рай для плоскоземельщиков, альтернативных историков и рептилоидов. 

«2012» – это вершина таланта Эммериха. Эпизод с уничтожением Лос-Анджелеса гениален. На протяжении получаса герои несутся на лимузине сквозь падающие небоскребы, перелетают пропасти, уворачиваются от столкновений и бесчисленное количество раз спасаются в последнюю секунду. В финале этой гонки, уже на самолете, они видят панораму разрушенного города, и от масштабности этого зрелища захватывает дух. 

Луна в «Падении луны»

Загружаю...

Что случилось: столкнул Луну с Землей.

Главное разочарование от «Падения луны» – она так и не упала, лишь задела  Землю и отправилась на привычную орбиту. Все остальное — от вопиющей антинаучности до бессвязного сюжета – можно было ожидать, но обманывающее название фильма Эммериху простить трудно.

«Падение луны» оставляет удручающее впечатление: катастрофический гений немецкого режиссера отныне не поражает, а все происходящее больше похоже на дженерик-кино, написанное и снятое нейросетями.

Обзор «Падения Луны». Эммерих снял фильм-катастрофу с отрицательным айкью

Гигантомания Эммериха все же восхищает. Будучи на седьмом десятке, режиссер перешел от взрывов зданий и континентов к уничтожению небесных тел. Пара бы немецкому режиссеру взяться за черные дыры, галактики. Или лучше сразу за аниме.

Еще по теме

У Disney лучшие и худшие «Звездные войны». Разбираемся, как это возможно

Кибер советует! Еще 7 фильмов и сериалов, которые вы могли пропустить

22 причины посмотреть «Аколит»: абсолютно великое и невыносимое шоу