Зло в Tyranny не такое злое как кажется

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

«Иногда зло побеждает». Именно под таким слоганом рекламировалась ролевая игра Tyranny. И после релиза проект активно хвалили за то, что разработчикам удалось сломать шаблоны, ведь в тайтле позволили отыгрывать настоящего плохиша и совершать соответствующие поступки.  

В том, что подобная фишка так сильно впечатляла, нет ничего удивительного. Несмотря на то, что во многих играх герои могут злодействовать, зачастую все оказывается чисто символическим и ограничивается грубостью в разговоре или кражей чужих денег. Иногда можно даже ударить назойливую журналистку, но это исключение.

В глобальном плане это никак не влияет на геймплей, поскольку весь игровой мир «забывает» о совершенном зле, да и последствий как таковых не ощущается совсем. И в Tyranny авторы смогли разобраться с этим моментом, превратив зло не в противника и не в абстрактный выбор, а в необходимую модель поведения. Да даже местный протагонист не очередной избранный, а приспешник главгада, который победил в этом мире.

Загружаю...

И все это конечно прекрасно, но вот какое дело. Вся эта особенность улетучивается, если перестать смотреть на происходящее глазами современного человека. И главная заслуга Tyranny в том, что она показывает то, насколько сильно изменились человеческие нравы и нормы морали за множество веков.

Не все то зло, что кажется злом

Недавно я начал читать «Три мушкетера» Александра Дюма. И в какие-то моменты главные герои своим поведением вызывали скорее отторжение, чем симпатию. Причина этого просто и понятна: я оценивал действия мушкетеров и лично Д’Артаньяна с позиции своего воспитания и норм морали. А оно совершенно точно отличается от такового XVII века. 

Казалось бы, причем тут Tyranny. А при том, что тот самый «отыгрыш персонажа на стороне зла» перестает быть актуальным, если оценивать все с позиции морали и норм поведения тех далеких времен. И внезапно оказывается, что все, что выдворяет главный герой — оправдано и даже логично. Все учиненное зло и вовсе не зло, а необходимая мера по усмирению непокоренных народов.    

Немного вводной информации для лучшего понимания контекста происходящего в игре. По словам разработчиков сеттинг игры представлял собой вселенную времен конца бронзового века и начала железного. Еще до событий Tyranny случилась судьбоносная война сил света и тьмы, победителями из которой вышли вторые. Так образовалась жестокая Империя, где железной рукой правит загадочный Кайрос.

Благодаря своей мощи и принципу «цель оправдывает средства» он сумел захватить весь мир. Его войска не знают жалости и поражений. А когда у солдат не получается, Кайрос насылает на врагов катастрофические заклятия, за один миг уничтожающие целые города.

И в этой системе главный герой — далеко не последнее лицо, являясь Вершителем Судеб, своеобразным судьей, следователем и палачом в одном лице. С такими широкими полномочиями он принимает различные решения, злодействует и в стиле Леонида отправлять противника в полет ударом с ноги.  

Загружаю...

А злодей то ненастоящий…

Все великие государства в истории человечества строились крайне жестокими методами. Захватчики штурмом брали поселения, убивали мирных жителей и продавали в рабство, уничтожали всякую память о вражеской цивилизации. Более того, почти все цари, короли и полководцы прошлого могли жестоко наказать за любое сомнение в его авторитете и исключительности.

О жестокости ассирийцев еще много лет ходили легенды. Персидский царь Камбиз сжег мумию недавно умершего фараона Египта и убил священного быка Аписа. А сколько народов и культур погибло под ударами римских легионеров, от галлов до карфагенян. Александр Македонский был великим полководцем и лидером, но за оказанное сопротивление он мог приказать убить всех жителей города.

Историю всегда писали победители, которые выставляли себя в более выгодном свете. Поверженные враги упоминались или в дурном тоне, или убирали любые упоминания об их существовании. Поэтому в наше время про Римскую Империю известно намного больше, нежели про уничтоженный Карфаген. Тогда не знали о понятиях «военные преступления» или геноцид, на зато существовало право сильного.

Все это позволяло не только захватывать новые территории, но удерживать их за собой. Дополнялось все тем, что в те далекие времена правители держали в своих руках абсолютную власть, замыкая на себе практически все процессы. Такой прагматизм позволял сохранять стране единство, удерживая от междоусобиц.    

И в такой парадигме Кайрос ничем не лучше и не хуже условных Цезаря, Чингисхана, Александра Македонского. Для своих врагов он останется злодеем, что принес несчастия, разрешения и смерти. Но для своих он останется великим правителем, что сделал свое государство великим, перед которым все противники трепещут. Даже влиятельные жители Империи не видят ничего страшного в злодеяниях своего лидера, только если это не касается их самих.  

Загружаю...

Tyranny — не идеальная игра. Но она рассказывает любопытную историю и поднимает интересные вопросы. Пусть и пресловутый отыгрыш злодея оказывается не таким уж и злодейским, если посмотреть немного с другого угла.

 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Поиграли и хватит