«Супербратья Марио» 31 год спустя. Ужасная, но важнейшая экранизация игры
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Спорный старт игровых адаптаций.
От редакции: этот текст участвует в конкурсе блогеров.
Совсем недавно вышел сериал по вселенной Fallout, большинство критиков и зрителей сходятся во мнении, что это очень годный продукт. Экранизации игр для нас уже давно стали обыденностью, но так было не всегда. С чего же началась история подобных адаптаций? Об этом я и хочу рассказать.
Прочитав заголовок, вы уже поняли, какая игра удостоилась чести быть адаптированной для больших экранов. Конечно, это безумно популярная на тот момент серия Super Mario Bros.
Начало
Персонаж Марио впервые появился в игре для игрового автомата «Донки Конг» (англ. «Donkey Kong») в 1981 году. Изначально его звали просто «Прыгун» (англ. «Jumpman»), он был плотником и пытался спасти принцессу, перепрыгивая бочки, которые бросал злобный Донки Конг. Уже позже персонаж получит свой узнаваемый образ, имя Марио, брата Луиджи и собственную игру.
Игра Super Mario Bros., вышедшая в 1985 году, попала в «Книгу рекордов Гиннесса» как самая продаваемая в истории и сделала из американского водопроводчика с итальянским именем настоящую суперзвезду. По сюжету игры, братья Марио и Луиджи отправляются в путешествие по Грибному королевству, чтобы спасти принцессу Пич (англ. Peach), которую Боузер (англ. Bowser – главный антагонист игры) заточил в замке. По статистике, именно Марио является самым узнаваемым персонажем видеоигр за всю историю их существования.
Сначала Марио был обычным героем платформеров, но вскоре стал маскотом Nintendo и талисманом компании. Он стал появляться и в других играх разных жанров, с момента своего создания персонаж посетил уже более 200 игр. В 1986 году популярность братьев подкрепил мультсериал, а уже в 1993 году по мотивам игры вышел фильм.
Производство
Продюсерами картины довольно неожиданно стали Роланд Жоффе («Поля смерти», «Мессия») и Джейк Эбертс («Имя розы», «Танцующий с волками»), знаменитые своими драматическими фильмами. Глядя на их фильмографию того времени, трудно представить, что их заинтересовал фильм по компьютерной игре, видимо, известность бренда и перспектива финансовой выгоды сделали свое дело. Жоффе был настолько заинтересован в проекте, что полетел в офис Nintendo, расположенный в Киото, и 10 дней ждал встречи с президентом компании Хироси Ямаути. Жоффе рассказал свою идею экранизации и из офиса вышел уже с контрактом, который давал ему временный контроль над персонажем Марио.
Nintendo не вмешивалась в производственный процесс, считая, что их бренд настолько силен, что может позволить себе такой масштабный эксперимент. Сценарий несколько раз переписывался, первый вариант истории написал Бэрри Морроу, ранее получивший «Оскар» за сценарий к фильму «Человек дождя». Его вариант забраковали продюсеры, аргументируя тем, что история слишком серьезная и похожа больше на драматическую пьесу, а не на забавную комедию.
Другой сценарий был похож по стилю на «Крепкого орешка», а в камео мог появиться сам Брюс Уиллис. Еще один вариант был рассчитан на взрослую аудиторию, пропитан политической сатирой, именно он привлек в фильм на главные роли Боба Хоскинса («Кто подставил кролика Роджера») и Денниса Хоппера («Синий бархат»). Режиссерами стали Аннабель Янкель и Рокки Мортон – создатели персонажа Макса Хэдрума (британский вымышленный персонаж с искусственным интеллектом, известный своим остроумием, заиканием и измененным голосом. Был представлен в начале 1985 года. Макс спортретирован Мэттом Фрюуэром и был назван «первым телеведущим, сгенерированным компьютером» хотя на самом деле компьютерная внешность была достигнута с помощью загримированного актера под резким освещением перед синим экраном).
Художником-постановщиком стал Дэвид Л. Снайдер известный своей работой над «Бегущий по лезвию», композитором – Алан Сильвестри, работавший над трилогией «Назад в будущее». Для работы над картиной собралась настоящая команда профессионалов, однако производство было омрачено большим количеством проблем. За несколько недель до начала съемок права на распространение фильма купила компания Disney и потребовала значительных изменений в сценарии.
Их правки никак не сочетались с декорациями, построенными для этой картины, а ведущие актеры заявляли, что дуэт постановщиков был ужасен. Боб Хоскинс даже сказал, что наглость режиссеров была принята за талант, а сами съемки в фильме называл кошмаром. Все это наложилось на абсолютно противоречивое видение картины у компании и режиссеров. Янкель и Мортон по-прежнему хотели снять более мрачную версию, против чего выступали Disney. Не доведя проект до конца, дуэт постановщиков был уволен, заканчивали работу режиссеры, нанятые компанией. Сценарий переписывался прямо на площадке, итоговый вариант не был похож ни на видение Янкель и Мортона, ни компании. Множество сцен были вырезаны, перемонтированы, звук перезаписывался несколько раз.
Пройдя через настоящий творческий ад, фильм вышел в кинотеатрах 28 мая 1993 года, за две недели до премьеры «Парка юрского периода». Было сложно конкурировать в прокате с таким проектом, во главе которого стоял сам Стивен Спилберг. По итогу фильму удалось собрать только половину от своего бюджета (48$ млн), а отзывы были крайне неоднозначными.
Каким получился фильм?
Начинается фильм многообещающе, с музыки из игры. Сюжет разворачивается вокруг братьев – водопроводчиков, которые случайно обнаружили портал в другое измерение. Это подземный мир, населенный людьми-ящерицами, прямыми потомками динозавров, в котором правит жестокий тиран Купа. Они жаждут освободиться из подземного плена и под предводительством Купы захватить всю Землю. Ключ к победе хранится в осколке хрустального метеорита, который, как драгоценный амулет, носит на шее прекрасная юная принцесса Дэйзи.
Луиджи, волей сюжета, влюбляется в Дейзи, девушку похищают, наши герои попадают в другой мир. Новоявленные герои-водопроводчики Марио и Луиджи должны, конечно же, помешать тирану.
После вступительных секунд с привычной музыкой все происходящее начинает вызывать большие вопросы. Игра актеров оставляет желать лучшего, прославленные Боб Хоскинс и Деннис Хоппер ничем не выделяются, сценарий ужасен. От оригинальной серии игр остались лишь узнаваемые образы братьев, и ничего больше. На первый план выходит Луиджи, именно он в финале фильма получает поцелуй от местной принцессы. Характеры персонажей абсолютно не похожи на свои игровые аналоги. В фильме Марио постоянно ворчит, он трусоват, хотя в игре герой был храбрым, ему доставались все лавры, Луиджи же был «на подхвате» и исполнял роль второго пилота, когда в игре участвовали два игрока. На эту тему есть даже веб-комикс «Отстойно быть Луиджи» (англ. «It Sucks to be Weegie!»), в котором зеленый водопроводчик негодует, что вся слава достается его брату.
Из положительного, кроме музыки, стоит отметить Боба Хоскинса в образе Марио. Да, его игра не впечатляет, но внешне он попал точно в цель. Для 1993 года неплохо смотрятся спецэффекты, но они не спасают положение. А вот внешность многих персонажей второго плана, в первую очередь ящеров, выглядит крайне нелепо.
Заключение
Можно долго рассуждать, насколько плох этот фильм, что неудивительно, учитывая весь производственный ад, через который пришлось пройти съемочной группе. Отвратительный сценарий, написанный на коленке, неровная игра актеров, нелепые ситуации, несмешные шутки – все есть в этом проекте. Но это не помешало картине попасть в «Книгу рекордов Гиннесса» как первому кинофильму по видеоигре, и главное – заложить основу для дальнейшего производства фильмов по играм. Многие из них и по сей день получаются крайне посредственными, но есть и исключения: Fallout, Twisted Metal, The Last of Us и другие. Кто знает, может, мы никогда бы не увидели их, если бы не эта экранизация.
Если вам хочется посмотреть хорошую адаптацию этих персонажей из детства, советую мультфильм «Братья Супер Марио в кино» (2023), он точно достоин вашего внимания.