«Манкимэн» – один из главных боевиков года. Сравнения с «Джоном Уиком» вполне уместны
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
От редакции: этот пост участвует в конкурсе блогеров.
Рассказываю про режиссерский дебют Дева Пателя.
На прошлой неделе в отечественный прокат вышел «Манкимэн» – режиссерский дебют Дева Пателя, прославившегося оскароносным «Миллионером из трущоб». Хотя актер родился в Великобритании, а его родители из Кении, у него индийские корни, поэтому действие фильма происходит в Мумбаи, а в основе сюжета лежит легенда об индийском божестве Ханумане.
Каким получился дебют Пателя? Действительно ли он похож на Джона Уика? Постараюсь ответить на эти вопросы.
История создания
История создания фильма не менее увлекательна, чем сам фильм. Дев Патель грезил историей про противостояние добра и зла в индийском колорите, где главное место занимал бы экшен. Актер работал около 8 лет над сценарием, приступить к реализации которого планировал в 2018-м. Тогда в кресле режиссера был Нил Бломкамп, с которым Патель познакомился на съемках «Робота по имени Чаппи». Потом постановщик «Района №9» покинул пост, Патель был вынужден взять проект под свой контроль, но тут в дело вмешалась пандемия коронавируса.
Создатели были вынуждены переехать из Индии в Индонезию – фильм лишился художника-постановщика и группы каскадеров. Примерно в то же время Netflix, на котором и планировали выпустить «Манкимэн», отказался от фильма из-за политической подоплеки. Причина в том, что зарубежные критики отметили схожесть продажного политика в фильме с Нарендрой Моди, премьер-министром Индии и лидером Индийской народной партии.
Не обошлось и без травм на съемочной площадке. Патель порвал связки в плече, сломал руку и пальцы на ноге, заразился опасной глазной инфекцией. Некоторые сцены пришлось доснимать на телефон, когда камера вышла из строя. Этот производственный ад однозначно достоин своего документального фильма. Закончить проект мечты было для дебютанта очень непросто, но он справился. Помог оскароносный режиссер Джордан Пил («Прочь»), который проспонсировал и довел фильм в качестве продюсера до широкого проката.
Сюжет
Мумбаи. Наши дни. Безымянный главный герой зарабатывает на жизнь подпольными боями, выступая в маске обезьяны – отсюда и прозвище Monkey Man. Благодаря обрывистым флешбэкам из детства выясняется, что парень хочет отомстить за смерть матери правящей верхушке города, которая проводит время в местном элитном клубе «Кингс». Он устраивается туда работать сначала посудомойщиком, а потом официантом в VIP-зале, все ближе к своей цели.
Почему «Манкимэн»
На ринг главный герой всегда выходит в маске обезьяны, в этом кроется символизм. Во флешбэках из детства мы видим, как мать главного героя рассказывает ему сказку про индуистского бога Ханумана.
Хануман считается одним из воплощений высшего бога Шивы. Чаще всего изображается в обезьяноподобном облике. Его невозможно увидеть, но легко почувствовать. Его чтят как наставника в науках и покровителя деревенской жизни, защитником скота и урожая. Он охраняет своих преданных в путешествиях, помогает во время бедствий, изгоняет злых духов, уничтожает врагов, лечит от болезней и дарует бесстрашие. Считается, что изображение Ханумана уничтожает все зло вокруг. Во многом благодаря Хануману обезьяна в Индии считается священным почитаемым животным.
Каким получился фильм
Фильм умело балансирует между драмой главного героя и безумным экшеном в индийском колорите. На поверхности – типичный приключенческий боевик про месть, где главный герой со сложной судьбой и детской травмой сначала проигрывает, потом тренируется, слушает своего наставника и вершит возмездие. Такую фабулу мы видели миллион раз. Если заглянуть глубже, то увидим основание фильма, под которым спрятана тема коррупции, социального неравенства, кастовая проблема современной Индии, вечная тема противостояния элит и угнетенных. За счет этого социального подтекста он смотрится выигрышнее того же «Джона Уика».
На первый взгляд они действительно похожи: отличный экшен, главные герои-мстители, у которых есть четвероногие друзья; Патель в финале даже надевает костюм как у Уика. На премьере фильма Дева попросили прокомментировать этот момент – тот ответил, что любит франшизу с Киану Ривзом, но вдохновлялся фильмами с Брюсом Ли и Джеки Чаном, корейскими триллерами и болливудскими картинами.
Без минусов не обошлось. Несмотря на то что оператором картины выступил Шэрон Мейр, снявший «Одержимость», в некоторых экшен-сценах операторская работа мне не понравилась: камера сходит с ума, пытаясь все заснять от первого лица, а рваный монтаж делает все только хуже. К тому же, несмотря на спрятанные глубинные смыслы, это по-прежнему стандартное кино с излишним пафосом про месть, где герой, проходя через жесткие испытания, вершит правосудие.
Зато «Манкимэн» может похвастаться отличным динамичным саундтреком за авторством Джеда Курзеля («Макбет», «Кредо убийцы» и «Чужой: Завет»), талантливой режиссурой, приятной картинкой, восхитительными спецэффектами. Да, фильм не без проблем, но, учитывая скромный бюджет (10 млн долларов) и производственный ад, получилось более чем достойно. Дебют у Дева Пателя однозначно удачный.