Спасибо, Sony и Microsoft. Вы сделали из меня ПК-геймера!

Погорский обрел свободу.

Значительную часть сознательной, и всю свою взрослую жизнь я был консольным геймером. Помню, как на День рождения получил Xbox 360, и с головой нырнул в мир гейминга, где просто «вставил диск – и все работает». Это было здорово уже хотя бы потому, что мне не требовалось искать решения постоянных ошибок или переустанавливать драйвера. Еще сильнее раскрепощало отсутствие постоянного страха, что новая игра просто не пойдет: я, кажется, так и не оправился от моральной травмы, когда пришел домой с лицензионным диском Crysis и попытался запустить игру на высоких настройках на своей Nvidia 8600 GT.

Чуть позже я познал, что такое консольные эксклюзивы – и примерно после прохождения The Last of Us понял, что на ПК я, как мне тогда казалось, больше не вернусь.

И вот, спустя больше 10 лет с того судьбоносного момента, я набираю этот текст со своего свежесобранного ПК – я бы хотел сказать «игрового», но для этого мне осталось купить видеокарту, которую я благоразумно отложил хотя бы на следующий месяц. Что изменилось?

Загружаю...

Консольные эксклюзивы – теперь (почти) пережиток прошлого

Главная причина, по которой я уже практически вернулся в родные пенаты – да еще и потратив все свои сбережения – как ни странно, решения самих платформодержателей. Xbox уже несколько лет как полностью отказался от концепта «эксклюзивов» в привычном понимании: все игры выходят на ПК одновременно с консолями компании. Но и PlayStation сейчас стремительно идет по той же дорожке: японская компания поставила порты своих игр на ПК на поток.

Сперва я предполагал, что это своего рода хитрая маркетинговая компания: вот, мол, пусть ПК-геймеры попробуют наши эксклюзивы с PS4, а ради продолжений им придется покупать PS5. Но нет: относительно недавно вышедшая Horizon: Forbidden West, а также ранее эксклюзивные для PS5 Returnal и Ratchet & Clank: Rift Apart уже доступны в Steam. И, судя по утекшим внутренним документам компании, в ближайшее время на компьютеры пожалует даже мегаблокбастер Spider-Man 2. То есть уже можно воспринимать данностью, что любой сколько-нибудь примечательный эксклюзив Sony в итоге получит ПК-порт.

Учитывая, как быстро Sony наладила портирование, и то, что этот процесс обходится им довольно дешево, я готов предположить, что в недалеком будущем игры PS5 потеряют даже временную эксклюзивность, либо она сократится до малозначительного промежутка в несколько месяцев.

Загружаю...

Мне сложно так сразу оценить, насколько это хорошая или плохая стратегия с точки зрения бизнеса – этот текст исключительно о моей геймерской (потребительской) перспективе.

ПК-гейминг – это удобно, но безумно дорого

Собственно, мое решение перейти на ПК было не импульсивным, потому что я прекрасно понимал, на что подписываюсь – недостатки у этого варианта довольно серьезные. Самый очевидный – стоимость такой «хотелки». Если вы вдруг решите собрать геймерский ПК, пройдите быстрый психологический тест: откройте сайт какого-нибудь местного магазина ПК-комплектующих, зайдите в раздел видеокарт и посмотрите, сколько стоят последние модели Nvidia на данный момент. Только если у вас не потемнело в глазах, вы можете обдумывать дальнейшие действия, иначе лучше сразу прекратить.

То есть да, с комфортом играть на ПК могут либо люди с очень хорошим заработком, либо очень терпеливые и экономные личности. Поскольку я в этот раз собирал компьютер с нуля, но не хотел идти на компромиссы в плане характеристик, мне несколько раз приходилось вслух проговаривать себе «Только не задумывайся о том, сколько все это стоит», и покупать комплектующие в несколько заходов, чтобы сумма в чеке не вызвала обморок. Тяжело – особенно моему кошельку (хотя теперь, наоборот, ему даже слишком легко, физически).

Учитывая, что за последние два года региональные цены на игры практически исчезли как явление, я могу однозначно заявить: если вам важно экономить, покупайте консоли. Черт, да можно даже взять сразу две разные консоли – это все равно будет дешевле, чем собрать ПК (даже без учета покупки монитора, клавиатуры и так далее).

Загружаю...

Второй большой недостаток, в моем случае, одновременно и первый плюс. ПК (даже без гейминга) – это постоянное решение проблем. У вас обязательно возникнут какие-то странные проблемы с драйверами, ошибки, синие экраны смерти, что угодно еще – за последние лет 10-15 ситуация стала лучше, но скучать пользователям компьютеров не приходится. И как раз это для меня стало мотивацией для перехода на ПК – я соскучился по всем этим лишним телодвижениям. Не передать словами, как я радовался, когда неделю выбирал комплектующие и потом целый день собирал их в готовую машину – это было чудовищно стрессово, но и весело тоже!

И еще больше мне нравится перспектива в ближайшем будущем продать свои Xbox Series X и PS5 и не покупать новые железки. После нескольких переездов я понял, что мое терпение не бесконечно, и резко превратился в техногика-минималиста. Поверьте мне, даже транспортировать полноразмерный ПК и монитор проще и менее нервно, чем покупать отдельные чемоданы под каждую консоль, которые (привет, боковые «лепестки» корпуса PS5) все равно не помещаются без дополнительных ухищрений. С меня хватит.

Ну и да, мне больше не придется понимать, на какой именно платформе лучше взять очередную мультиплатформенную игру. И каждый раз заново понимать, где и как мне теперь нужно покупать для нее цифровые копии игр. И мысленно понимать, что мои друзья, вероятно, уже давно играют на ПК.

Есть один нюанс

Хотя в ближайшее время я, вероятно, начну причислять себя к «ПК-геймерам», у этого титула будет пара оговорок.

Во-первых, пока что мне нужна PS5 по работе – поскольку у меня нет роскоши ждать выхода ее эксклюзивов на ПК. Я очень надеюсь, что Sony скоро уменьшит окно между выходом оригинальной игры и ее порта до минимума, либо начнет выпускать все сразу везде – но гарантий на это нет.

Загружаю...

Во-вторых, в следующем году я все-таки планирую купить новую консоль Switch 2. Здесь все просто: на фоне экспериментов конкурирующих платформ Nintendo, как непоколебимая крепость, продолжает выпускать игры исключительно на свои платформы. И у них нет причин что-либо менять: топовые эксклюзивы продаются десятками миллионов копий, а владельцы их консолей приучены к тому, что даже скидку 30% можно ждать годами. К счастью, Switch стоит довольно дешево и почти не занимает места – так что этот компромисс мне более чем понятен.

* * *

Ну что, ПК-геймеры, принимайте в свои ряды. И расскажите в комментариях, во что такое мне поиграть на ПК, чтобы осознать, что я сделал правильный выбор (или наоборот)!

Обзор «Смуты». Настолько унылого геймплея вы еще не видели

«Игрожуры, перестаньте считать людей идиотами». Разговор игрожура с директором 1С Game Studios

🎮 Мы ищем автора в раздел видеоигр!