Обзор 8-й серии «Слово пацана». Сомнительный финал отличного сериала
Хорошего тоже много.
Рассказываю, каким получился финальный эпизод «Слово пацана» и объясняю, как на него повлияла популярность. Осторожно, внутри спойлеры к финалу.
👊 «Слово пацана» – хороший сериал или кринж? Обсуждаем в подкасте!
Обсуждение восьмого эпизода «Слова пацана» невозможно без сравнения слитой и итоговой версии. Начну с главного: в обоих случаях сериал закончился стандартно для криминальных эпосов, где персонажи в финале либо умирают («Лицо со шрамом»), либо попадают в тюрьму («Волк с Уолл-стрит»), либо теряют все («Славные парни»). Создатели «Слово пацана» собрали бинго: Вова Адидас умер, Андрей попал в колонию для несовершеннолетних, а Марат теряет себя и друзей. Дьявол различий, как обычно, кроется в деталях.
Первоначальная версия, несмотря на очевидные минусы, цепляла мрачностью, трагизмом и безысходностью. Официальный финал, скорее, разочаровал. Он решил главную проблему черновика – разыскиваемый за убийство Адидас практически не скрывался: ходил на дни рождения, в гости и спокойно курил на перроне. Однако его легкая, приключенческая тональность абсолютно не подходит атмосфере предыдущих эпизодов шоу. Жесткая драма о саморазрушении теперь напоминала экшен про Бонни и Клайда.
Больше всего пострадал герой Ивана Янковского. За последние серии Адидас прошел путь от сверхуверенного «хозяина жизни» до сломленного, потерянного человека, пытающегося осмыслить страдания, которые причинил близким. Ключевой для него становится практически библейская фраза: «Жизнь всегда наказывает».
Одежда из «Слова пацана»: как одевались герои сериала
Официальный финал обесценивает все развитие персонажа: он не стремится сбежать от того, что сотворил, а лишь скрывается от милиции. Он не пытается уберечь брата, не испытывает стыд перед отцом. Новый Адидас с вызовом спрашивает: «А что бы ты сделал на моем месте?»
С Маратом другая проблема. Именно его изначальный финал был ключом для понимания одной из основных идей шоу: весь мир живет по законам улицы, единственное, что ты можешь сделать, это выбрать группировку.
Поэтому процесс принятия персонажа Рузиля Минекаева в комсомол практически повторяет сцену «пришивания» Пальто к «Универсаму». Чтобы у зрителя не осталось сомнений, Крыжовников завершает оба эпизода дракой между Маратом и Андреем.
Даже глава комсомольской ячейки Денис – это своеобразная версия Адидаса. Несмотря на внешние различия, у них очень много общего: оба харизматические лидеры, оба пользуются своим статусом и авторитетом, оба слепо уверены в верности своих идеалов. Денис даже собирается открыть в ДК видеосалон.
В изначальной версии, став комсомольцем, Марат осознает, что он разменял свободу на эфемерную надежду на справедливость.
В официальном финале, «пришившись» к комсомолу, герой легко достигает своей цели – мстит за Айгуль. Получается, что есть группировки лучше и хуже, что быть комсомольцем выгоднее, чем «универсамовским», и что главное – найти к кому «пришиться». Я уверен, что Жора Крыжовников и Андрей Золотарев не стремились к такой трактовке одной из ключевых идей шоу, но логика событий подталкивает именно к этому ответу.
Жора Крыжовников объяснил пересъемки восьмого эпизода «Слова пацана» желанием сделать финал «круче, эмоциональнее и острее».
Я бы добавил «и героичнее». В черновике концовка сериала была о том, что насилие ведет к саморазрушению.
В официальной версии произошла классическая героизация. Андрей не предал «пацанские» принципы и победил в решающей драке. Марат отомстил. Адидас, хоть и умер, но сделал это в стиле Жан-Поля Бельмондо в фильме «Профессионал» – максимально эпично.
Кажется, причина такой смены тональности – в желании угодить аудитории. «Слово пацана» снимали как серьезный, сложный сериал для взрослой, подготовленной аудитории. Таким, например, был и «Звоните, ДиКаприо!». Однако бешеный успех «Слову пацана» обеспечила именно массовая, подростковая аудитория, которая прежде всего влюбилась в персонажей. Новый финал сериала именно для таких фанатов – арка каждого из персонажей закрыта максимально героически, без ненужной рефлексии.
Слабый финал не отменяет, что «Слово пацана» отличный сериал
Я далек от мысли, что шоу Жоры Крыжовникова – ультимативный шедевр на уровне «Клана Сопрано» или «Во все тяжкие». Однако «Слово пацана» – правдивый, жесткий сериал с отличными сценарием и постановкой, великолепной работой художников, бережно воссозданной эпохой позднего СССР и запоминающимися актерскими работами. Особенно хороша «взрослая» часть каста: Бурунов, Васильев, Александрова и другие. Главное, Крыжовников не боится поднимать сложные темы и задавать обществу неприятные вопросы. И, в стиле Мартина Скорсезе, он не дает готовых ответов. Он предлагает нам самим сделать выводы.
«Слово пацана» в десятке лучших сериалов в истории. Это безжалостная драма о гопниках, которые били меня в детстве Тест по сериалу «Слово пацана». Как хорошо вы знаете пацанский сленг? Кто такой Вова Адидас? А Ералаш? Знакомимся с актерами сериала «Слово пацана»