Маленькие детали, большие открытия: как одна фраза или сцена раскрывают характер героя
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Каждый из нас так или иначе любит хорошее кино/сериалы. Критериев «хорошести» много, и у каждого они могут немного отличаться, но, думаю, все согласятся, что одним из таких критериев является проработанность героев. И особенно хороши те фильмы, где образ героя раскрывается в одной фразе или небольшой сцене. Хочу поделиться такого рода эпизодами, что в своё время очень меня тронули или поразили.
Три Мушкетёра, СССР, 1979
Говорят, что взрослым ты становишься тогда, когда начинаешь сопереживать не мушкетёрам. а Ришелье, который пытался спасти государство. Но я сейчас больше про фильм, а не про книгу. Итак, многосерийный фильм про мушкетеров, все эти «Пора-пора-порадуемся на своём веку...», алмазные подвески, один за всех и все за одного и всё в этом же духе. Третья серия: Атос наконец-то повстречал Миледи и после небольшого «милого» разговора забирает у неё одну важную бумагу. А в этот момент на первом этаже трактира (Атос и Миледи общаются на втором) Дартаньяну наливают вино (отравленное), и он собирается его выпить.
Миледи: Дартаньян жестоко оскорбил меня. Дартаньян умрёт.
Атос: Клянусь честью, сударыня, Дартаньян - вежливый человек, он уступит место даме. Первой умрёте вы.
Миледи: Дартаньян уже мёртв!
После чего Атос резко подрывается с места, сбегает по лестнице, видит, что Дартаньян собирается выпить. Атос выхватывает пистолет и стреляет в кружку. Та - вдребезги. Помню, что когда я в первый раз увидела этот момент, то прям кардинально поменяла мнение про Атоса. Если до этого он выглядел немного скучным и порой пафосным и медленным (благородный тормоз, угу), то тут я осознала, что вообще-то это человек, который у меет ну просто очень быстро соображать и действовать, особенно если это касается тех, кого он считает своими друзьями.
И кстати, про умение быстро соображать. В продолжении эпизода, когда Дартаньян спрашивает, а в чём, собственно, дело, Атос, чтобы не говорить предположения (он же не знает точно, что имела в виду Миледи) и чтобы не спровоцировать драку в моменте (а то там гвардейцы), говорит шикарную фразу: «Мой друг, я не хотел, чтобы вы пили без меня: это было бы не по-товарищески». Типа, возвращаюсь вновь в роль пафосного Атоса, тк непосредственная возможная опасность другу устранена.
Светлячок/Firefly, сериал, 2002
Легендарный сериал. Детище Джона Уидона. Будь прокляты боссы телеканала Fox, из-за которых был снят всего один сезон! Если вы до этого не смотрели этот сериал - обязательно посмотрите. Всего 13 серий в жанре «космический вестерн» - да-да, где ещё вы такое увидите - 9 харизматичных персонажей... Впрочем, я ещё долго могу петь дифирамбы «Светлячку» и ругать Fox, но ближе к делу.
Мэл Рейнольдс - капитан корабля «Serenity», немного легальный перевозчик грузов, немного контрабандист, хотя старается сильно закон не преступать. В первой серии у него на корабле оказываются брат с сестрой (Саймон и Ривер), за которыми гонится межпланетный розыск в лице некоторого секретного агента. Который тоже оказывается на корабле и требует, чтобы капитан их ему выдал.
Мэл колеблется: с одной стороны ему не нужны проблемы с законом, а с другой - брат с сестрой виноваты только в том, что сбежали. Точнее Саймон помог сбежать своей сестре из места, где над ней чуть ли не эксперименты ставили. И капитан решает временно подвесить «проблему», пока не разберётся с текущим заказом по доставке груза. Он вместе с Джейном и Зои отправляется на встречу, а в это время агент выбирается из заключения (ну Мэл его временно запер в каюте, чтобы не рыпался) и хочет увести Ривер (Саймон ему не нужен, ценна только девушка, тк обладает какими-то сверхспособностями). Саймон пытается отбить сестру, но не очень успешно. И в какой-то момент мизансцена следующая:
В этот момент на корабль вовращается капитан с Джейн и Уошем, причём возвращаются они ОЧЕНЬ быстро, так как им нужно срочно улетать с планеты, иначе они рискуют быть убитыми. Мэл видит всю картину, в момент оценивает её и, выхватив пистолет, убивает агента. (Ну да, да, опять эпизод со стрельбой, но что ж поделать). И становится понятно, что во-первых, Мэл умеет очень быстро принимать решения, а во-вторых, он предпочитает всё же настроить закон против себя, если чувствует, что тот несправедлив. В последующих сериях это раскрывается ярче.
Нет, кто бы что ни говорил, а Уидон - гений, а Fox - идиоты. Вон, Шелдон Купер со мной тоже согласен)
Влюблённые/Dilwale, 2015
Да, это индийское кино. Но во-первых, это довольно современное индийское кино, а во-вторых, там играет один из лучших дуэтов Болливуда - Шакрукх Кхан и Каджол. Но мы же про характер героя в моменте.
По сюжету пара главных героев - Радж (Кали) и Мира - влюбились другу в друга. Но в силу ряда обстоятельств Мира подумала, что Радж убил её отца. Наши герои, разумеется, расстались. Надолго. Потом, конечно, встретились, смогли объясниться. Помирились. И тут происходит следующий диалог:
Мира: 15 лет прошло, Кали.
Радж (Кали): Нет. 15 лет, 4 месяца и 10 дней...
И всё! Меня вынесло просто с этого ответа. Кто-то может сказать, что это утрирование и вообще сказка. Но позвольте, любой художественный фильм - это в некотором роде и есть сказка, которую мы принимаем при просмотре. Она может нам не нравиться, но это уже вопрос вкуса.
А возращаясь к этому эпизоду - просто одна фраза - и ты понимаешь, насколько же Раджу была дорога Мира, что он продолжал её любить, зная, что она его ненавидит (и что он чуть не умер из-за неё).
Эпизодов такого рода довольно много. Можно вспомнить и «Властелина колец», когда Фродо берёт на себя кольцо, и «Джокера» с Хитом Леджером, где идет речь про карту в рукаве, да и много ещё чего. А какие моменты вам запомнились? Расскажите!