Издатель GTA считает, что игры слишком дешевые. Вот 10 причин, почему они не должны стоить дороже $70
Хватит увеличивать цены!
Во время последнего отчета издательства Take-Two о прибылях гендиректор компании Штраус Зельник заявил: «Наши цены на игры все еще очень и очень низкие, а ведь мы предлагаем многочасовой продукт». Управленец уверен, что индустрия дарит потребителям потрясающее соотношение цены и качества. Правда это не всегда означает, что отрасль обладает ценовой властью или хочет ее получить.
Судя по словам Зельника, если бы все зависело только от него, он действительно продавал бы GTA 6 за $150! Sony в 2020-м обновила ценник на эксклюзивы – 80 евро. С такими предпосылками вы удивитесь, если нынешний стандарт индустрии в $70 рухнет в один миг? Я – не особо, но нашел море причин, почему издателям нужно охладить пыл и оставить все как есть.
Игры лишь недавно подорожали
Стандарт в $70 действует лишь с 2020-го, когда та же Take-Two продавала баскетбольный симулятор NBA 2K21 для нового поколения консолей за обновленный прайс. К ним постепенно подключились другие издатели: Activision, EA, Sony и прочие, а Xbox сдался в 2023-м.
До этого аж 15 лет все придерживались ценовой политики в $60 за ААА-игру, несмотря на увеличение стоимости разработки на 200-300% за эти полтора десятилетия. Почему цену не трогали? Наверняка благодаря конкуренции: никто не хотел остаться позади в гонке прибылей, что наверняка произошло бы после массовой критики от игроков и СМИ.
Сейчас ситуация иная. Мировая инфляция растет, игры выпускают гораздо реже, чем раньше, а их бюджеты многократно выросли. Но издатели не перегибают планку, поскольку понимают, что их пользовательская аудитория огромна и регулярно растет. Более того, она тоже страдает от падения доходов, а отпугнуть ее ростом цен очень просто!
Игры должны быть доступны массам
Самое важное – видеоигры должны остаться развлечением для каждого. Сейчас они успешно конкурируют со стриминговыми сервисами, где доступны тысячи сериалов и фильмов, а большое кино в кинотеатрах по выручке осталось далеко позади.
Сколько должна стоить масштабная, дорогая и вылизанная игра? У каждого свой ответ. Но если ценник в $70 привычен массам, а купить две дорогие игры в год позволяет себе практически каждый геймер, то 100-долларовые проекты потянут лишь обеспеченные люди и жители высокоразвитых стран. Это глобально повлияет на индустрию и геймерское сообщество, даже если таких игр всего несколько.
Только малая часть игр стоит фуллпрайса
Игры уже давненько находятся в своеобразном кризисе идей. Ubisoft без конца доит огромные опенворлды, студии Xbox раз за разом перезапускают проекты, оставляя фанатов без блокбастеров, а Sony стала заложником экшенов от 3-го лица, сделанных будто под копирку.
ААА-сегмент переживает паршивые времена, и даже убойный на релизы 2023 год не поменял моего мнения, ведь за ним последует пустоватый 2024-й. Вот кто за последние 3 года (исключая 2023-й) заслуживал ценника в $70? The Last of Us Part II, Elden Ring и God of War: Ragnarok – и цену даже этих дорогущих и вылизанных блокбастеров многие ставят под сомнение. В остальном это жанровые проекты, интересные меньшему числу геймеров, убитые штуки вроде «Киберпанка» и последнего Battlefield, за которые стыдно требовать фуллпрайс на релизе, и просто всякий шлак.
Вырастет важность распродаж, что не устроит издателей
Вы знали, что ранние покупатели приносят издателям все большую прибыль? Тайлер Уайльд из PC Gamer проводил исследование. На примере второй и третьей Diablo и разных частях Call of Duty он показал, что с годами издатели зарабатывают куда больше на продажах в первые месяцы до наступления скидок. Да, возросла ценность преданных поклонников, которые платят полную стоимость! А порой они делают предзаказы по увеличенной цене или покупают ранний доступ – относительно новый тренд индустрии.
При увеличившихся ценах геймеры массово подождут распродаж, благо скидка в 50% обычно появляется всего спустя 7 месяцев. Финансистов такой расклад явно не устроит!
Игры разных масштабов не должны кардинально различаться в цене
Зельник на последнем выступлении высказал крамольную мысль, которая подразумевает – GTA 6 заслуживает огромного ценника. Давайте пойдем ему навстречу и представим, что будущий мегаломанский проект Rockstar стоит $100 за обычное издание.
Получается, на рынке будут игры, которые стоят всего 5 баксов вроде The Coffin of Andy and Leyley, а будут гиганты за сотню. И, конечно, десятки градаций между ними. Что тогда произойдет? Верно, издатели вроде Ubisoft и Activision тоже повысят стоимость условной Far Cry 7 и следующей Call of Duty. Вот только они даже близко не подойдут к уровню GTA! Студии создадут еще более масштабные миры, добавят новые режимы и будут соревноваться друг с другом исключительно в гигантизме. Именно так они оправдают возросшие аппетиты и почему стоит покупать именно их АААА-продукт, а не вшивую ААА-поделку от более бедного конкурента. Качество же отойдет на второй план, если еще не отошло.
Нынешний формат точно честнее. GTA 5 активно покупают даже спустя десятилетие после релиза. Да, потому что она все еще круче, чем новые Assassin’s Creed, Horizon и Halo вместе взятые! У них схожая цена, но люди голосуют деньгами.
Повышение цен разрушит доверительные отношения игроков и авторов
Индустрия видеоигр вполне консервативна: все уже так привыкли к $60, что любые перемены воспримут в штыки. Да, вокруг все дорожает, инфляция съедает сбережения, а грядущий отпуск пройдет явно не на полную катушку – и так у людей по всему миру.
Поэтому видеоигры – островок стабильности. Ладно, 70 баксов так 70. Что, Sony просит 80 евро за нового Spider-Man 2? Окей, можно и заплатить, такие веселые игры выходят редко.
Но терпеть и дальнейшее повышение цен геймер не станет. Объявит бойкот игре? Вообще ААА-проектам? Продаст любимую PS5 / Switch, а взамен купит подписки Netflix и Apple TV+ на годы? Ага, платформодержатели тоже рискуют и вряд ли станут форсировать события.
К тому же у игроков есть и другие варианты гейминга, которые ударят по прибыли жадного издателя.
Игроки уйдут во Free-to-play-проекты и станут больше пиратить
Санкции, что ударили по России и Беларуси в 2022-м, дали понимание, что сделают геймеры в случае проблем. Кибер проводил мегаисследование перемен в привычках российского игрока: многие начали пиратить, хотя до этого предпочитали лицензионный продукт.
То же произойдет и с мировым игроком в случае серьезного повышения цен. Пиратство и так процветает, а издатели регулярно жалуются, что якобы теряют десятки миллионов долларов в год (правда или нет – тема для отдельной колонки). Защита Denuvo хоть и неплохо работает, но успешно взламывается силами неизвестной группы хакеров в обличии русской красотки. Торрент-трекеры завалены как новинками, так и играми 3-5-летней давности. Это худшее, что может случиться с издателем.
Еще один вариант – массовый уход геймеров во Free-to-play. Эта система монетизации постепенно отжимает рынок у классических игр. Самые яркие примеры: феерический успех Fortnite, Genshin Impact и Dota 2. Непривередливый игрок просто качает бесплатную игрушку и получает удовольствие, а при желании донатит авторам за косметику или героев. Число таких игр растет с каждым годом, и обиженный выросшими ценами геймер в них не заскучает.
После повышения цен игроки разделятся на два лагеря
Уже сейчас в соцсетях и на форумах геймеры разбились на множество общин вроде фанатов PS, любителей Xbox, ПК-адептов и свидетелей игры где угодно (Switch, Steam Deck). Не утихают споры, сколько должны стоить игры и на какой платформе они лучше.
Но что же начнется, когда несколько игр заметно вырастут в стоимости? Уверен, геймерская «элита» всеми силами защитит любимую платформу и издателя. Начнутся разговоры про гейминг на кончиках пальцев и так далее по списку. Другая часть игроков, заметно превалирующая, погрязнет в критике увеличения цен и бесконечных спорах.
Если и сейчас аудиторию сложно назвать дружелюбной друг к другу, то казус сделает игроков непримиримыми врагами.
Издатели и так заработают за счет микротранзакций
Видеоигры привлекают все больше новых игроков. Ваша мама или отец начинали с «три в ряд», а сейчас вполне могут резаться в Call of Duty или вместе проходить кооперативную It Takes Two.
Цены так долго не повышались еще и потому, что у каждого издателя есть минимум одна дойная корова, которая приносит миллиарды долларов только за счет микротранзакций. В них не надо вкладывать силы, платить за работу большой группе профессионалов. Достаточно лишь пары человек, которые за 50 часов сделают условную летающую лошадку, что принесет баснословную прибыль. Даже выше, чем доходы от StarCraft 2!
Разве стоит нагнетать и менять сложившееся ценообразование, если проще выпустить на рынок еще массу игр-сервисов, фри-ту-плей забав и MMO – та или иная ведь выстрелит и шапки со скинами принесут кучу денег, которые отобьют затраты.
Верните региональные ценники!
Последние годы рушат устои, сложившиеся с давних пор. В регионах вроде Аргентины, Турции и даже России региональный ценник был все время, что я себя помню. Лучшие игры стоили по 2 тысячи рублей: в детстве мы копили на них с обедов и подработок.
Но вот мы выросли, цены на игры тоже, но не это самое страшное. Обидно, что региональные ценники исчезают как вид. Из-за санкций все российские геймеры вынуждены «переезжать» в Турцию, Аргентину, Польшу и прочие регионы. Но приятные цены довольно скоро прикрылись: из-за мировой инфляции и экономических проблем на конкретных рынках игры трагически выросли в цене. И теперь толком не отличаются от таковых в богатых регионах вроде США, Великобритании и Японии.
Игры создаются для каждого. Поэтому так обидно, когда их нельзя купить, а цена становится неподъемной. Не надо так.