Четвертый Инт – как поход на вечеринку. Мало кто вспомнит
Четвертый эпизод сериала о главном турнире в Доте.
Кибер запустил серию текстов о The International. Один текст – один турнир! В первом выпуске Роман Галеев рассказал все, что стоит помнить о турнире, который перевернул индустрию киберспорта:
Руслан Керимов пошел дальше и развернул второй Инт в жанр драмы:
А Бадьянов Андрей дал волю эмоциям:
Я же расскажу о четвертом Инте, о котором многие не любят вспоминать. Или у них не получается.
Ведь даже не слишком зрелищный TI – все равно часть истории. Великой истории.
* * *
Я не смотрел четвертый Инт. В то время я даже не следил за про-сценой, а все мои познания в играх ограничивались кампанией за Рексара и Артаса в третьем Warcraft. Но сейчас, уже не раз пересмотрев хайлайты и послушав истории от коллег, я не скажу, что TI4 прошел мимо меня. Да, пришлось догонять прошлое, но зато мне есть с чем сравнивать. Зрители из 2014-го смотрели тот Инт другими глазами.
Предлагаю вернуться на TI4 – и вы сами все поймете. Только давайте представим, что мы идем на вечеринку?
В дороге на The International 2014. «Эта туса будет нереальной»
После третьего Инта уже всем стало понятно, что Dota Allstars остается в прошлом. И в кипящую индустрию второй Доты ринулись будущие мастодонты. Перед TI4 появилась куча новых чемпионатов:
- Первый сезон DreamLeague;
- Первый Summit;
- Первый крупный турнир от ESL – One Frankfurt;
- Первый Excellent Moscow Cup;
- Первый сезон Champions League;
- Первый MarsTV.
И все это – только тир-1 турниры, причем новые. А ведь никуда не ушел StarLadder или Dota 2 League. Про турниры чуть менее солидные я вообще молчу.
Dota 2 развивалась абсолютно без тормозов: новые спонсоры, новые команды и игроки, внимание сторонних СМИ и публичных личностей. Киберспорт отвоевывал свое место на рынке, и вместе с популярностью пришло убеждение: за компьютерными играми – будущее.
И теперь представьте, что из каждой щели только и слышно, какой легендарной будет эта вечеринка. Да и место ее проведения – огонь! Фиолетовый The International станет первым в серии турниров на KeyArena, огромном стадионе в Сиэтле на 18 тысяч болельщиков.
После четвертого TI мы вернемся туда еще три раза. Упс, спойлеры!
Начальный призовой фонд – $1,6 млн, но благодаря Компендиуму и усилиям дотеров со всего мира сумма увеличилась еще на 9 миллионов. The International 2014 стал самым крупным турниром за всю историю киберспорта по размеру призовых на тот момент. И все эти разговоры о деньгах только подогревали интерес к вечеринке.
Так, мы пришли.
Фейсконтроль. Друзей не пустили
Еще до праздника нас ждала неприятная новость. Как принято, игры в Wildcard не считают частью Инта, а лишь «квалификацией квалификаций». Но именно здесь мы лишились наших попутчиков – Virtus.pro.
В то время отдельных отборочных для Восточной Европы не было, поэтому VP играла европейскую квалификацию. И здесь не без проблем. Команда вышла из группы очень неуверенно: проиграй она Power Rangers или xGame.kz по одному Bo1 – отправилась бы на переигровки. А там уже и ручки трясутся, и соперник подходит к матчу гораздо серьезнее. Но подчеркну, это еще только квалификация.
В нижней сетке парни обыграли Роксов с Соло на миде и прошли в финал, где проиграли Mousesports. Причем обидно: VP забрала первые две карты, а затем проиграла три в ряд. Из-за этого VP не прошла на Инт напрямую, а отправилась добывать путевку в Wildcard.
И уж здесь Virtus.pro точно пророчили победу.
NS успокаивал хорошей подготовкой:
V1lat подмечал усиленные тренировки:
А Faker вообще верил железно:
И в первом же матче Virtus.pro проиграла MVP Phoenix. На первой карте взяла Скаймага-керри и ВК на пятерку, а на второй СФ от Года собрал быстрый Мидас, когда главная задумка VP – быстрый темп через керри-Даззла и активного Клокверка. Корейцы затягивают обе карты, и на обеих отыгрывают преимущество в поздних драках. Virtus.pro развернули и отправили домой.
Главным обсуждением после матча стало лицо Смайла. Кто-то жалел Сергея, а кто-то вспоминал его отпуск прямо перед турниром, из-за которого буткемп продлился всего неделю:
«Зато на метро успеем», – пошутил Жотм. Лечат ли эти слова, когда понимаешь, что праздник пройдет без тебя? Не знаю.
Но мы идем дальше.
Подходим к ведущему. Запутались с программой
Формат четвертого Инта – странный и сложный для рядового зрителя. Особенно если смотреть хронологию турнира сегодня. Вы привыкли к стандарту «две группы и плей-офф»? Тогда нам понадобится помощь.
Дело в том, что The International 2014 номинально делился на 4 стадии:
- Playoffs Phase One – Wildcard, который большинство не считает Интом. 4 команды в сетке на вылет, проходит только одна.
- Playoffs Phase Two – огромная группа на 16 участников с сериями Bo1, где каждый играет с каждым – всего 15 карт. Две лучшие команды проходят в верхнюю сетку Main Event, а дальше стоит напрячься:
- топ3-4 отправляется в третий раунд третьей фазы;
- топ 5-6 идут во второй раунд Phase Three;
- топ 7-10 начнут третью фазу с первого раунда, оставшиеся – вылетят с TI.
- Playoffs Phase Three – две линейки с матчами на вылет – все встречи в формате Bo2. В финале тебя ждет топ-3 и топ-4 общей группы, проходит две команды.
- Main Event – стандартный плей-офф с системой Double Elimination. Гранд-финал – Bo5, остальные матчи – Bo3.
Получается, чтобы VP взяла четвертый Инт, без учета Wild Card и квалификации, ей понадобилось бы сыграть минимум (!) 22 карты. Конечно, через три года на Инте матчей станет еще больше, но из-за такого дробленного формата турнир ощущался более растянутым. Например, самый долгий путь до Аегиса (прямо с европейской квалификации) мог уложиться аж в 67 карт! Представили лицо фаната, который посмотрел бы все матчи?
Параллельно Wildcard проводился мини-турнир в формате 1 на 1. Участников определили голосованием среди владельцев Компендиумов. Играли до трех побед на Паке, Квопе и СФ’е. Исключением стали полуфиналы – вместо Квопы и Пака там были ВР’ка и Лина.
А раз уж мы прошли «фейсконтроль», то победителя уже определили. Им стал s4.
А Денди, кстати, вылетел в первой же встрече – от Артизи!
Ну, теперь мы окончательно разобрались, и можно приступать к главному торжеству.
На танцполе. Знакомимся с главными гостями
Пора узнать, с кем придется веселиться. Точнее, посчастливится.
NAVI – вице-чемпион прошлого и победитель первого Инта. Состав, побежденный одним Дримкойлом в прошлом году, приехал на Инт снова: Хвост, Денди, Фанник, Пуппей и Куроки. На слоте тренера с ними приезжает Гоблак, которого, кстати, в квалификации смела Virtus.pro. До TI4 NAVI показали хорошую штатную игру: взяли номинальный реванш у Alliance в финале первой Champions League, выиграли вторую, а еще сыграли в 4 финалах на турнирах помельче. Но иногда штормило: команду часто останавливали EG, которые, казалось, играли более дисциплинировано. Доверие к NAVI сильно подкосил ESL One Frankfurt – проиграть последний турнир перед Интом всегда обидно. Конфликты и разлад могут начаться в самый неподходящий момент. Но в состав все равно верили, о чем говорил и Фанник:
А вот вопрос «Как долетели?» вообще лучше не задавать. По дороге в Сиэтл Денди потерял пакет с паспортами, и игроки чуть не остались в Амстердаме. Но помогла администрация вокзала: кто-то подобрал документы, и с помощью громкой связи объявили о находке. Повезло-повезло!
Alliance сохранила чемпионский состав TI3: Лода, s4, Бульдог, Егм и Акке. Но сохранила ли титул безоговорочного фаворита – здесь сомнительно. Да, зачастую команда останавливалась в топах турниров. Но соперники изучили их стиль вдоль и поперек, а сам ростер, как отмечали игроки, стал менее управляемым изнутри. Лода:
И все же Alliance, в отличие от NAVI, хорошо разогналась перед Интом: за два месяца взяла DreamHack Bucharest 2014 – первый победный лан со времен TI3, выиграла первую Дримлигу и вошла в топ-4 ESL One Frankfurt, проиграв в полуфинале победителям турнира – китайцам из IG.
Team DK – китайский гранд с легендарными игроками: Бернинг, Муши, Айсайсайс, Ланэм и MMY. Китайская Дота была намного сильнее европейской: китайцы играли на своих серверах и вряд ли проводили кавэшки с командами не из своего региона. Поэтому к их стратегиям и плейстайлу приучались на бегу – по ходу турнира. И грозой 2014 года была именно эта пятерка. Team DK выиграла 8 турниров и трижды выходила в финалы лучших турниров мира. Ее называли командой мечты, и если Аегис вручали бы заочно, то Бернинг был бы первым в очереди.
Но из-за этого были и проблемы: перед Интом китайские команды отказались тренироваться с DK из-за иностранцев в составе (Муши и Айс из Юго-Восточной Азии) и слишком высокого уровня игры. Все было настолько серьезно, что Муши даже выкатил отдельный пост в твиттере. По его словам, зачинщиком бойкота был Xiao8 – будущий чемпион TI4:
Через некоторое время пост был удален. DK заявила, что текст написан не от лица Муши, а администратором странички, и организация вместе с игроками не разделяют эту позицию. Но ситуация все равно вызывает много вопросов. По слухам, китайские коллективы уже устраивали бойкот против фаворита: перед вторым Интом с такой ситуацией столкнулась IG, которая его и выиграла.
Team Empire – вторая и последняя команда из нашего региона: Сайлент, Резоль, Маг, Ванскор и Флай – берегите олдскулы! В андердогов верили, потому что с той энергией, которая появлялась в нужных матчах, не мог совладать никто. Империя выиграла пару приличных турниров, показывала равную борьбу с сильнейшими командами, а ее стиль заключался в отличной синергии. Но стабильно нестабильная Empire могла выиграть невыигрываемое и проиграть непроигрываемое. Как предупреждал Тобиван:
Newbee – серая мышка, которая прилично провела сезон. Раньше костяк команды выступал за Tongfu, которая на прошлом TI заняла четвертое место – именно их Денди с Пуппеем хукали на фонтан. К Хао, Му, Банане и Саншенгу пришел Xiao8, и выглядел он явным усилением. На азиатских турнирах Newbee выступала неплохо: выиграла MarsTV Dota 2 League, финишировала второй на Esports Champions League и WVW, взяла топ-3 на WPC ACE 2014 и GEST The Challenge. Но сулить высокое место Newbee было сложно – уж слишком хороши были DK и Vici, казалось, что «Мальчики НС’а» остановятся именно на них.
EG – состав с большими претензиями на чемпионство, но со своими сложностями. В команде интересно смешались опыт Фира, Ппд и Юниверса с молодым талантом Артизи и Зая. EG уже давно вышли за рамки региона, и картинка достижений в 2014-м это демонстрирует:
Однако на TI4 команда приезжает с заменой – вместо Фира, который до этого уже пропустил Саммит, с EG приезжает Мэйсон. Дело в том, что у Фира были серьезные боли в локте и предплечье, а из-за неверно поставленного диагноза лечение затянулось. И на конец сезона он воздержался от выступлений.
Как позже отмечал Мэйсон, подход к нему оказался странным. В то время EG делали ставку на Артизи, а вот своего керри просто запирали в его «мирке»:
Vici Gaming. Напоминаю, китайская Дота – сильнейшая на тот момент. Sylar, Super, Rotk, Fenrir и Fy – вторая пятерка из Китая, которая гремит на мировой про-сцене. VG приезжает на турнир за турниром и раз за разом добывает победу. В 2014 году она выпала из топ-4 лишь на пяти (!) турнирах и заслуженно приехала на TI4 в качестве второго фаворита – наравне с Team DK. И именно эта Vici Gaming добавила в меню безумную тактику deathball, когда матчи заканчиваются за 15 минут, а у соперника нет и минутной передышки от постоянных файтов.
Кстати, о закуске.
Поднимаемся к фуршету. А что в меню?
Еще один важный вопрос – как играют команды. Если кратко: deathball – «дерись-беги-дерись». Если подробно: не всегда deathball.
The International 2014 запомнился быстрым сплитпушем, узкой метой, ранними драками и невообразимо короткими играми. Но если отсмотреть сухую статистику, то на TI4 :
- Средняя продолжительность матчей стала дольше – 38 минут. На прошлых Интах эта цифра колебалась около 34. Лейт-игры – не редкость для TI4.
- Меньше невостребованных персонажей, чем на TI3 и TI2.
- Были популярны артефакты для выживаемости: Тарасска, Линка и Бладстоун;
- Количество убийств в минуту почти совпадает с показателями на TI1 и TI2 – примерно 2 килла.
Однако и у обратной стороны (извините) есть обратная сторона:
- Мека, Владимир, Кирасса и Барабаны – лучшие предметы;
- Ликан – безоговорочный топ-1 по банам и винрейту (учитывая количество пиков);
- Агрессивные Разор, Дум и Скай, а также Раста с ранним контролем – лидеры по пикам;
Большинство команд отказались от концепции «мы весело спэйсим, а потом наш керри развалит». Вместо этого пикают сильных лейнеров, набирают доминацию в начале, стакаются с командными артефактами и идут по одной линии ради драки. В патче 6.81b не существовало сильной механики камбэка, а из-за большой награды за снос вышек и строений команда, которая получала серьезное преимущество первой, почти гарантированно выигрывала.
Чтобы вы понимали, насколько тогда не любили фармить, вот вам стандартная раскачка на Алхимике:
Никому не нужно бонусное золото! Зачем бить крипов, если я могу подраться – убить вражеского керри и снести его башню? Чтобы повторить это еще, еще и еще!
И да, самый короткий матч за всю историю The International сыграли именно на четвертом. Cloud9 сдалась уже на 11:22, когда Team DK доламывала мидовые бараки, а разница по нетворсам приближалась к 7 тысячам. Team DK просто собралась на 8-й минуте, без явного сопротивления снесла две вышки на боте и проделала то же самое на миде. Cloud9 не лезла в драку 5 на 5, умирала по одному – и подарила врагу важнейшие Владимир, Меку и Барабаны. В то время такое не проигрывалось, никогда.
За барной стойкой. Нашли главных шутников
Подождите, часть наших друзей все-таки попала на праздник! После проигрыша в Wildcard НС и Смайл отправились в аналитику, присоединились к Дреду, Факеру и прочим талантам. И получилось прекрасно.
Студия аналитики четвертого Инта была такой, какой и должна быть студия аналитики. Именно поэтому меня до сих пор не отпускает TI4. Именно поэтому текст про TI4 пишу я. Именно за тем столом, который и вправду походил на барную стойку, где вместо двух стульев стояло четыре, рождались смехотворные перлы и цитаты, достойные великих умов. После чего любая серьезная аналитика покидала русскоязычную трансляцию.
И «хочу осла» от НС’а:
И «бабки – не проблема» Соло:
И гениальная «математика» от Дреда:
И рубрика «щемление дня»:
И, разумеется, жемчужина турнира – PEREVODCHIK:
Тот закадровый голос принадлежал Владимиру Дубравину – брату-близнецу менеджера NAVI на тот момент. Когда включались профайлы игроков или интерактив с публикой, Владимир брал на себя синхронный перевод, и получалось, мягко говоря, не очень. Он часто замолкал, оговаривался или коверкал слова, за что заслужил любовь и славу в чате. До сих пор, когда мы слышим даже приемлемый перевод на трансляции, в чате регулярно проскальзывает «PEREVODCHIK» – как дань уважения легенде.
DM = P E R E V O D C H I K. У Gpk снова проблемы с английским
Не одному мне запала в душу та студия. Вот что говорил Факер про самый веселый турнир в своей карьере:
Я скучаю по тому Студаналу. Во многом именно этот стол спасал от скуки во время технических пауз, задержек и прочих неполадок на турнире, а с нарезок и рофлов я смеюсь даже сейчас. Будь на TI4 прилизанно-профессиональная студия, эмоции от турнира могли быть гораздо хуже, а перерывы между матчами – только тяжелее.
Стоп. Смотрите, а это кто?
Врывается секретный гость. Это вечеринка-сюрприз!
B-O-O-M! Под крики толпы и оглушающий взрыв появляется Течис – первый герой, которого анонсировали прямо на The International. Сыграть на нем первым в мире удостоился Артизи: на шоу-матче под него заранее взяли Тини, а публику сначала обманывают, якобы Артур берет себе Снайпера.
Комбинация проста: Тиник кидает Минера, а тот сразу же подрывается рядом с врагом. Итог – легкое ФБ еще до начала игры. Под тир-2!
В будущем Valve продолжит приятную традицию – большинство новых героев Доты покажут именно на Интах. И это заставляет мечтать о турнире еще больше.
Но что-то мы разговорились...
Финальный конкурс – Дота на скорость
Вот и пролетела основная часть вечеринки. Пока мы шутили с Дредом, слушали аналитику Хвоста и встречали Минера:
- NAVI вылетели в первой же встрече основного этапа и остались в топ-8;
- Empire и Alliance даже не вышли из общей группы;
- Team DK и EG отлетели от Vici в плей-офф;
- Newbee, которая чуть не вылетела еще во второй фазе, уверенно прошла по верхней сетке.
Остался один матч – гранд-финал. И теперь наше внимание приковано только к нему. До финала TI4 добрались две китайские команды: Newbee и Vici Gaming. Нас ждет финал Поднебесной.
Карта №1. У Newbee мидовый Алхимик и Гуля в харде, у Vici – украденный Раста (Newbee обожала героя), Брю и Лон Друид.
Vici неплохо начала: Брю часто убивал Химика в центре, Друид душил Гулю и держал на себе трех героев Newbee, а к 16:40 VG вела уже 15:3. Драка у тир-2 Newbee – пример типичного deathball:
После успешной драки на Клоке появилась Мека, VG легко забрала Рошана, и Раста с Шейкером взяли себе по Даггеру. VG пошла по линиям, снесла все внешние башни и на 24-й минуте легко завершила игру.
И да, Эхо Слэм в землю был актуален еще до нашей эры.
Карта №2. Самая долгая карта финала – целых 26 минут! Newbee украла Брю с Шейкером и снова взяла Алхимика, а Vici получила Фуриона и метового Ская.
Игра проходила довольно необычно, то есть спокойно: Морф и Панда ровно отстояли мид, а на боковых линиях не было привычной мясорубки. И хоть Newbee проводила серию гангов, она не спешила с пушем – команда пошла вперед только на 25-й минуте. До этого Vici постоянно подставлялась под комбинацию ульта Аппараты и Фиссуры, которая находила их по всей карте, но при этом Newbee неудобно растягивалась по карте.
Через минуту после долгожданного сбора Newbee VG сдалась: в очередной раз подставились Морф с Фурионом, и упираться Vici уже не захотела.
Карта №3. Newbee достается Раста – лучший герой команды, и уже третий за финал Химик. У Vici – темповые Фурион с Эмбером и Аппарат, взятый против Чена от Newbee.
Начало снова было за Newbee: Пак легко выиграл мид, а активный Вивер помогал Химику и Расте делать фраги. Newbee слишком сильно вырвалась по золоту. Посмотрите, как плохи дела у героев Vici уже на 15-й минуте – они отмечены красным:
VG пару раз огрызнулась, но Newbee все равно каждый раз уходила в размен и выигрывала по экономике: игра медленно шла к логичному завершению. И закончилась она на Рошане. VG попыталась забрать Аегис, но Newbee постоянно мешала, и после переминаний в пару минут навязала заранее выигранную драку. Второе GG от Vici.
Карта №4. Самая быстрая и однокалиточная игра гранд-финала. Было видно, что после двух поражений подряд VG просела по морали и поплыла: Newbee впервые лишилась Алхимика, но в то же время получила одного из сильнейших героев – Дума.
И в очередной раз Vici проигрывает в ранней игре. Статичный Веник не помогает против агрессии Newbee, СК пропал в лесу, а Фурион с Аппаратом – легкая добыча для Расты и Рубика. 10-я минута стала решающей. Newbee одновременно получает Барабаны на Эмбере, Арканы на Шамане и Даггеры на Думе с Пандой. После этого VG сделала лишь 2 фрага, а Newbee, наоборот, легко ловила вражеских героев без перерыва. За что ломала башни и получала кучу золота.
Так выглядела решающая драка:
Накал страстей и интрига? Не думаю. Vici безыдейно проиграла три карты подряд, а весь гранд-финал TI4 уместился в скромные 83 минуты – это самый короткий финал Инта за всю историю.
Праздник закончился, даже не начавшись.
Выбираем короля вечеринки. Последний тост
Осталось последнее – выбрать лучшего игрока на TI4. И, недолго думая, здесь каждый проголосует за Ксяо. Он – единственная замена Tongfu в сезоне, он – крепкий лидер, что большая редкость для Китая того времени, он – тот самый Химик в гранд-финале, который кидал Колбы во все, что движется, и был тем самым моторчиком команды. Ксяо – квинтэссенция таланта дотера и прирожденного чемпиона. Он возьмет на себя ответственность в игре, разделит личные проблемы или жестко пресечет конфликт в команде.
И пускай над Чжаном смеялись, когда тот давал Ravage в пустоту или лишний раз фидил. Поднятый Аегис – и все подтрунивания исчезли.
И пускай перед турниром Xiao8 ненавидела половина китайских дотеров – из-за бойкота Team DK. После TI4 Чжан станет лицом восточной Доты, а его авторитет непоколебим и сейчас.
И пускай сюжет TI4 слегка недокрутили. Лидер Newbee раскрыл себя на все сто. Из Сиэтла Xiao8 возвращался как «директор», что в Китае – «сценарист». Ксяо снял прекрасный фильм, в котором сыграл главную роль. Но не последнюю за карьеру.
За Ксяо!
Возвращаемся домой. Обсуждаем вечеринку
Реакция на четвертый Инт была спорной. Кто-то хвалил за академичную игру (даже спустя 6 лет):
А кто-то был краток:
Я понимаю реакцию сообщества. Два комментария выше взяты как раз под записью последней игры на TI4. Во многом именно от гранд-финала складывается итоговое впечатление о турнире. А когда все четыре карты заканчиваются фактически на 10-й минуте – интригу, борьбу и зрелищный камбэк вряд ли увидишь. После безумного третьего Инта публика ожидала такого же шоу от TI4, но никак не простого избиения и выхода за Аегисом со стеклянными глазами.
Но вычеркивать TI4 неправильно: быстрый финал или победа на сломанных героях не умаляет заслуг и гениальность той Newbee. Недаром их имена навсегда останутся в Доте – прямо у вас на фонтане. Хао, Му, Банана, Саншенг и Ксяо стоят наравне с остальными 45 чемпионами Интов, и ни у кого нет права забывать их победу. По крайней мере, если вы помните остальных.
Но с окончанием четвертого Инта Valve быстро смекнула, что с метой сплитпуша пора заканчивать. Поэтому в следующем патче 6.82:
- Ввели обновления глифа после падения тир-1;
- Переработали механику опыта и золота за убийство по области;
- Уменьшили награду за башни и увеличила их броню;
- Пофиксили всех имб TI4;
- Добавили Crimson Guard – отличный предмет для драк против толпы.
В очередной раз Дота сделала новый скачок, и прошлое осталось в прошлом. Что делает его еще более ценным.
Пригласили снова. Ура!
Разумеется!