Второй Инт – как классическая пьеса. Здесь важен каждый акт

Второй эпизод сериала о главном турнире в Доте.

Кибер запустил серию текстов о The International. Один текст – один турнир! В первом выпуске Роман Галеев рассказал о первом Инте – турнире, который изменил все.

В XVIII веке наследником античной трагедии стал жанр драмы. Так же и на втором The International вторая Дота пришла на смену первой, а действие перенеслось из амфитеатров и подмостков на площадях в отдельные здания. Инт переехал из небольшого уголка на фестивале в Кельне в настоящий театр в Сиэтле. И там развернулась шикарная пьеса.

Загружаю...

Подписывайся на нашу телегу для дотеров: там важные новости, главные инсайды и мощные розыгрыши!

Пролог 

Только что закончился первый The International. NAVI вписали себя в историю, стали живыми легендами Доты. Принято считать, что Dota 2 пришла прочно и надолго именно после окончания того турнира. Но все было не совсем так. 

16 лучших команд мира приехали в Кельн, сыграли Инт, а потом... вернулись играть в первую Доту. Вот что говорил об этом Хвост:

«После The International, поскольку во второй Доте не было и половины героев, мы вернулись обратно играть в первую. Даже поехали в Китай на турнир по ней. Очень непривычно было. Уже потом, когда доработали вторую, начали играть. А первая – очень много времени мы провели в ней, и сложно было отказаться. 

Перейти было довольно сложно даже после того, как выиграл два турнира. Все было как-то непонятно – движок совсем другой, вся механика Варкрафта, весь шарм пропадали».

В ноябре, спустя два с небольшим месяца после первого Инта, DreamHack объявил, что будет проводить регулярные турниры уже по второй Доте. Но сложно сказать, что это вернуло в игру много про-игроков. Все-таки Dota 2 была сырой, с кучей багов и очень непривычной для всех. А вот родная первая всем казалась полной и достаточной. Смотрите, как выглядели обычные комментарии на форумах о Доте под новостями о предстоящем TI.

Интерес ко второй Доте возобновлялся постепенно, пока добавлялись новые герои и более-менее регулярно проводились турниры. Вера в игру укрепилась серьезно только в феврале 2012 – с появлением информации о втором Инте. Тогда на форуме JoinDota один из администраторов выдал интересный инсайд: «Место проведения определено, это точно будет Сиэтл. Больше никаких спойлеров!»

Загружаю...

Главный конфликт – NAVI против Китая

NAVI – главный герой произведения. Год назад ребята выиграли первый Инт и прославились на всю планету. Лост очень емко описал ту победу:

«Мы взяли Инт на таланте. У нас были слишком сильные игроки на тот момент – мы были лучшими в Европе, лучше нас не было никого». 

Но ко второму Инту команда уже не была однозначным фаворитом. Состав изменился – Artstyle, чуть ли не важнейший творец той победы, ушел спустя пару недель после турнира. Puppey стал капитаном, а в команду пришел Smile, и тут же поменял ник на Ars-Art. Команда по-прежнему выглядела очень сильной, но нестабильной.

Пуппею было тяжело драфтить – тогда он, по сути, только учился быть капитаном. Об этом рассказывал Смайл:

«Пуппей очень эмоционально тогда пикал, нервничал. Когда мы играли в онлайне и ему подсказывали, он выходил из тимспика и говорил, «Я сам напикаю, потом приду и расскажу».

После поражения на Dreamhack Summer 2012 в финале с mTw (команда Себа и Сокса) Денди тоже высказался о трудностях команды:

«Думаю, мы перестали быть лучшими. Мы почти не тренируемся, а без этого невозможно быть топ 1. mTw заслужили победу, ведь играли сильнее. Но мы можем снова стать лучшими, если хорошенько поработаем».

Загружаю...

Сама команда ощущала большое давление. Пуппей рассказывал:

«The International 2. Все, что ты достиг до этого, нужно повторять сейчас. Я думаю, это давит еще сильнее. Ты сделал это раньше – делай снова! А сделать это снова очень сложно, ведь и в первый раз было тяжело, а теперь на нас давление, мы не можем проиграть. Мы понимаем, что можем забрать чемпионство снова, но насколько далеко мы зайдем на самом деле? Топ-4, я надеюсь».

Перед турниром главных фаворитов было три, и все – из Китая:

Team DK – первая команда, получившая инвайт на второй Инт. Монстры, которые довольно поздно пришли во вторую Доту, а в первой – выиграли аж 7 больших турниров подряд. Во второй успехи были поскромнее, но этого было достаточно, чтобы команду боялись. Просто посмотрите на этот роскошный состав: Burning, LongDD, Zippo, rOtk, Super

LGD - сильнейшая команда Китая, которая уничтожала всех в первой Доте, а во второй почти не успела сыграть на турнирах. Первое место в тогдашнем рейтинге китайских команд отправило ее на Инт. Состав впечатляющий: xiao8, ddc, Sylar, Yao, DD

Invictus Gaming – собранная из нескольких составов IG суперкоманда, которая тоже почти не играла во вторую Доту. Единственный, у кого был достаточный опыт – Chuan, он успел сыграть парочку турниров за Zenith. Форма IG перед Интом пугала оппонентов, да и состав сам по себе выглядел фантастическим: Zhou, Ferrari_430, YYF, Chuan, Faith

Загружаю...

Китайский регион тогда сильно выделялся. Между командами оттуда и всеми остальными была какая-то невероятная пропасть в скилле. Поэтому NAVI были особенными – никто другой не был в состоянии что-либо противопоставить топам из Китая. А сами китайские команды были едины, на турнирах всегда были вместе и сильно помогали друг другу. Кстати, традиция не тренироваться с китайцами, чтобы твои стратегии не узнала вся страна, появилась именно из-за этого.

Второстепенные персонажи

Давайте вспомним другие примечательные команды второго Инта.

Orange – команда малалайзийских легенд игры – Mushi и Yamateh, Winter, Xtinct и Ice. Ребята одними из первых в Азии начали играть во вторую Доту, а потому неплохо в ней освоились. Команда успела выиграть больше всех призовых в Юго-Восточной Азии в период между первым и вторым Интами – чуть больше $9 тысяч. Сейчас звучит смешно, но в 2012 году ближайший азиатский конкурент – Zenith – за то же время заработал всего $2800.

Zenith - костяк из Scythe.SG, топ-3 предыдущего Инта – iceiceice, Hyhy и Xy. Ребята добрали в команду xFreedom и (!) Loda. Играли ребята очень и очень хорошо и необычно, и даже Лода не выглядел слабым звеном в команде с четырьмя сингапурцами.

EHOME - после прошлогоднего финала все еще мощная китайская команда, но все же потерявшая статус главной в Китае. В составе заменили двух игроков – к MMY!, LaNm и QQQ добавились KingJ и PCT. Результатов до Инта почти не было, но не пригласить такой тег Valve просто не могла. 

Загружаю...

Moscow Five – наверное, главный позор всего Инта. Это была довольно странная смесь игроков:

  • PGG, постоянно менявший команды;
  • Admiration, который бросил Доту сразу же после этого Инта;
  • Vigoss, так и не раскрывший свой талант во второй Доте;
  • BloodAngel – тоже не задержался в Доте и закончил карьеру в 20 лет;
  • Совсем молодой Silent, еще не успевший показать вообще ничего. Да и будем откровенны – в такой команде было нечего показывать.

Главное, чем запомнилась M5 на том Инте – команда в полном составе проспала последний матч группы. Может, это и к лучшему, ведь там была страшная Team DK, у которой M5 бы все равно не выиграла. А возможно, состав не явился на матч осознанно – он уже ничего не решал для ребят, да и команда, видимо, в себя уже не верила.

Darer – несмотря на довольно посредственные результаты в том году, Valve все равно пригласила капитана команды, которая победила на предыдущем Инте. Команда трижды меняла состав перед Интом и в итоге пришла к любопытной пятерке – Artstyle, God, Goblak, Funnik, Mag. Спойлер – на этом Инте посредственные результаты не закончились. 

Все эти команды оказались второстепенными персонажами пьесы без большого влияния на главный конфликт. Но за ними все равно было любопытно смотреть.

Декорации

Все три дня группового этапа прошли в офисе Valve. Игроки и менеджмент Valve могли смотреть матчи прямо оттуда, находясь в соседнем помещении с практисами.

Загружаю...

Плей-офф Инта проводили, как и полагается пьесе, в настоящем театре – Benaroya Hall. Использовался концертный зал на 2500 мест, где верхние балконы занимали команды. Выглядело уж очень необычно – провести большой киберспортивный турнир в театре не приходило в голову никому.

Valve уже тогда устанавливала звукоизоляционные кабинки, но игроки все равно слышали очень многое из того, что происходит снаружи. Более того, многие не надевали наушники и слушали друг друга вживую. Обратите внимание: на фотографии в наушниках только Денди:

У англоязычной студии уже было подобие привычной нам студии аналитики с разделением на ведущих, аналитиков и комментаторов. От русскоязычной студии до Сиэтла доехал только Вилат, остальные подключались онлайн из места проведения Старладдеров – Киев Киберспорт Арены. Кстати, матчи уже тогда можно было посмотреть в Dota TV. Даже если вы еще не получили ключ к Dota 2, в Стиме был доступен специальный клиент для просмотра игр.

Но самое главное – именно в 2012 году мы впервые услышали легендарное «Welcome to The International» от Гейба Ньюэлла.

Загружаю...

Экспозиция

За промежуток между первым и вторым Интом в игру добавили аж 44 новых героя.

Как играли в Доту в 2012 году? Многие команды после победы NAVI пересмотрели свой плейстайл с бесконечным фармом и решающей 5x5 дракой за игру. Теперь сразу после линий люди стакались впятером и шли бить вышки. Оно и понятно – башни были слабые, а за одну давали в сумме 1300 голды. А когда вышки забирать не получалось, начинались тимфайты. Часто игроки просто бежали друг в друга, даже без смоков и каких-либо важных предметов. Нормой были файты, где у половины игроков есть только коричневый сапог.

Несколько снесенных башен и выигранных файтов давали преимущество, камбекнуть которое было почти невозможно. Фарма на карте мало, зажать врага на базе проще простого, а за сбитые стрики давали не так уж и много денег. Все в сумме привело к ошеломительному снижению длительности игры: с 42 до 36 минут.

Отсюда и складывалась мета: лучшими героями были либо те, что дают хороший тимфайт, либо те, что быстро пушат. Особенно ценилась комбинация Дарк Сира и Наги – тогда еще можно было стянуть врагов во сне. Девиз меты турнира – вомбо-комбо. А что лучше всего работает против таких пиков? Правильно, Рубик, – получайте самого востребованного героя турнира. Им играли и на миде, и на оффлейне, и на саппортах.

Загружаю...

Давайте взглянем на еще нескольких сумасшедших героев с того турнира:

  • Lycan – безумно быстрый пуш, особенно с третьими Некрами;
  • Templar Assassin – еще один отличный пушер с Дезолятором;
  • Tidehunter – красная кнопка в виде Ravage выносила почти любой файт. Кстати, тогда его в основном брали на саппорта;
  • Leshrac – и пуш, и тимфайт. Герой подходил на все пять позиций, но его тоже в основном брали саппортом;
  • Chen – пуш, тимфайт за счет хила. Что еще нужно?

Источник здесь и далее: stats.spectral.gg

NAVI – единственная успешная команда, которая мало играла самыми имбовыми героями. Лост рассказывал:

«Мне было весело от того, что мы делаем. Мы отдаем все, что выигрывает на турнире, имеет нереальный винрейт, а сами берем то, чем вообще никто не играет. Из серии: Джаггернаут ФП вместе с Энигмой. [...] В конечном итоге было много гифок «как драфтят Natus Vincere» – мы все стоим, улыбаемся от того, что мы отдаем противнику. Было круто! Было тепло на душе, мы играли и получали нереальное удовольствие даже во время драфта». 

Список героев, которыми играли NAVI, был довольно большим – где-то они веселились с керри-Штормом (и проигрывали за 20), а где-то срабатывала изобретательность Пуппея.

Загружаю...

Кстати, знаменитый Пудж от Денди был вторым героем по количеству банов против Нави. Хватило пары игр в группе, чтобы к плей-офф мясник почти не выходил из бана.

Главные китайские коллективы вели себя иначе: играли строго метой и чуть более узкими пулами героев. Напомню, что многие китайцы только пришли во вторую Доту и не успели наиграть много персонажей. Но зато они быстро разобрались, кого надо наиграть здесь и сейчас.

Посмотрите на список героев LGD.

Team DK.

IG на их фоне сильно выделялась – пул героев был явно больше, но, в отличие от Нави, здесь все пики выглядели осознанно и надежно.

Загружаю...

Акт 1 – протазис

Начало группового этапа было очень тяжелым для NAVI. Первый матч – и сразу же с фаворитами из IG. Две проигранных карты в сумме меньше чем за час. До конца первого дня лучше так и не стало: в трех Bo2 NAVI взяли лишь две карты. Команда играла сомнительно, да и герои пикались странные. Вот, например, безыдейное поражение от Complexity с керри-Штормом.

Хвост описал все, что происходило в команде на групповом этапе так:

«Было много разных ситуаций. Немного недопонимания: каждый считал, что он играет хорошо сам, тимплей как таковой отсутствовал. Мы могли убить врагов, только если они совсем ничего не делают, дают нам инициативу, и мы уже хоть как-то запушивали. Мы очень много КВ проигрывали, все нервничали, в общем, не очень хорошая ситуация была. 

Потом по приезду сюда мы должны были реабилитироваться. Пуппей заболел – два дня, когда все тренировались, мы просто играли пабы и смотрели на других. К игре с IG мы подошли в нулевой форме: мы не знали, что пикать, не знали, что изменилось, кто кем играет. Мы смотрели реплеи более-менее, но ничего толкового не выяснили.

Загружаю...

После первого дня мы были очень расстроенными. Денди делился своими эмоциями после игры с Orange в начале второго дня. Мы проиграли 2-0, он думал, что все, мы можем вылетать с чемпионата. Но потом были Darer и mTw – те, с кем мы играли очень долго. Если бы мы и им проиграли, то действительно можно было бы домой ехать. 

Но мы собрались, показали в принципе неплохие игры. И вот к чему это привело».

В оставшихся трех матчах группы команда уже начала осваиваться в мете, перестала пикать откровенно ужасных героев и показывала внятную игру. Итог – выход в верхнюю сетку.

Акт 2 – эпистазис

Между группами и плей-офф был трехдневный перерыв. После невнятного группового этапа NAVI, в отличие от многих других команд, потратили выходные на тренировки. В одном из интервью по ходу турнира Хвост рассказывал:

- Вы одна из немногих команд, которые в промежутке между групповым этапом и плей-офф решили тренироваться. Все ли были согласны с этим? Или кто-то говорил, «Может быть мы отдохнем денечек?»

– Мы отдыхали в принципе даже после тренировок. Но всем приходилось менять свои планы. У меня здесь знакомые, они живут в Канаде, я договорился с ними встретиться, они хотели приехать ко мне. Я должен был провести второй день с ними. Но после того, как все сказали, «давайте тренироваться», я понимаю, что мы сюда не туристами приехали, и надо что-то делать. Я отменил встречу. Если оправдается, я потом к ним сам приеду, и все будет хорошо.

Загружаю...

После группы у NAVI не было ни одного легкого матча. В обновленной системе плей-офф в верхней сетке уже не было Bo1-матчей, только Bo3 и Bo5 гранд-финал. Это сразу же принесло больше баланса в поединки.

В первом раунде плей-офф – Team DK. И сразу же невероятно сложная битва. DK с Бернингом была командой, которой нельзя было давать много времени – B-God получит свои слоты и уничтожит вас в соло. Здесь подошел стиль Нави с первого Инта – побежать во врагов с первых минут и снести их, пока те пытаются понять, что происходит. На первой карте сработало даже с Анти-Магом.

На второй темп задать не вышло, и Бернинг уничтожил на Морфлинге – одном из своих лучших героев. Нави уже тогда начали играть своей «секретной» стратегией с лесным Ликаном от Пуппея, о которой так любит рассказывать NS. Но вся игра прошла полностью под диктовку DK и закончилась за 47 минут.

Может ли что-то подобное остановить Пуппея? Конечно же нет! На третьей Клемент снова взял Ликантропа – закончил со вторым нетворсом в команде. Победа за 25 минут.

Загружаю...

Дальше команду ждала уже вторая за турнир встреча с IG. К этому моменту NAVI была единственной командой не из Азии на турнире. Самые слабые на бумаге китайские команды – TongFu и EHOME – вышвырнули сильнейших североамериканцев, а Orange уничтожила звезд из CLG. В топ-8 были все 5 китайских коллективов, а еще Orange и Zenith. Хвоста это совсем не удивило:

«То, что мы единственные остались, – для меня не новость. Я думал, Darer что-то покажет, они на тренировках всех убивали. Для меня было сюрпризом, что они снова начали играть... как и играли. А то, что мы остались одни... Ну, ничего с прошлого The International не изменилось».

Первая карта с IG завершилась ровно таким же безыдейным поражением, как и в группе  – сдаться пришлось уже на 17 минуте. А дальше все внезапно оказалось сильно проще – две без шансов выигранные карты с имбовыми связками: Энигма+Энча на первой и Энигма+Чен на второй. Огромный темп и моментальный пуш принесли две несложных победы. Кстати, именно здесь произошел главный хайлайт всего турнира. В нашем комьюнити он запомнился скорее, как «ЛОСТ БЭКАБЭШЕЧКА».

Загружаю...

Акт 3 – катастрофа

Самый тяжелый соперник был впереди. Словно барс, поджидающий Мцыри в чаще, LGD ждала NAVI в финале верхней сетки.

LGD была однозначно сильнейшей командой турнира. Xiao8 с тиммейтами смели группу 14-0 по картам, а затем еще и не проиграли ни одной карты в плей-офф. И это при том, что в плей-офф встретились мощные соперники – Orange и Zenith. Казалось, что LGD просто невозможно победить, и стрик 18-0 на турнире только укреплял страх. При этом команда не делала ничего особенного – она просто лучше всех играла метой. Первая карта против Нави – лучшая иллюстрация: LGD взяли имбовейшую свзяку Наги с Дарк Сиром, добрали мощных ДК и Лешрака – легко победили.

А вот на второй случилась любимая история NS. Было очевидно – просто так LGD не победить, и Пуппей снова прибегнул к свой сигнатурке – Ликану. Почему LGD это настолько сильно выбило из колеи – непонятно. NAVI сыграли этим уже дважды, можно было подготовиться. У LGD все повалилось из рук, но главным моментом карты был легендарный Блэкхол Лоста при заходе на рампу.

Загружаю...

Эффект лесного Ликана, хоть его уже и не было в игре, продолжился и на третьей. То, насколько плохо LGD начали жать кнопки, породило еще один потрясающий хайлайт – в этот раз от Денди.

Серия забрала очень много сил и эмоций и у Нави, и у китайцев. После этого LGD упала в нижнюю сетку, где окончательно рассыпалась под напором IG. Серии из 19 карт подряд словно и не было. Финал верхней, финал нижней и гранд-финал проходили в один день, поэтому слишком уж важно было оставаться в фокусе целый день.

NAVI тоже не справились – и провалили финал. Команда просто перестала быть собой в финальном матче. Это отлично описал Хвост:

Загружаю...

«Мы выиграли у LGD и потом смотрели матч за выход в гранд-финал. Мы покушали в Макдоналдсе – ошибка, которую я больше никогда не допускал. Кто-то даже спать лег – в общем, концентрация потеряна, все в расслабленном состоянии. И та IG, которая вышла к нам в финал, была просто на голову сильнее нас. Возможно, мы ослабли в тот момент как-то, но одну игру мы у них выиграли, где аутдрафтнули их в мясо. А все три, которые мы проиграли, там нечего было делать на карте, вообще было очень сложно что-то противопоставить.

Наверное, так же себя чувствовала EHOME на первом Инте. Потому что ты играешь, и все настолько легко, нет никакого сопротивления, никто тебя как-то неожиданно не убивает, никто тебя не заставляет терпеть. Играешь себе и играешь, как против крипов. Так же было и для IG».  

Выжатые серией с LGD NAVI уже были не в состоянии победить IG, находящуюся на подъеме. Нави просто не было на карте.

Гений-победитель – Пианист

Выбрать однозначного MVP второго Инта – та еще задачка. Здесь был и как всегда чудесный Денди, и безумная троица из LGD – xiao8, Yao и Sylar, и безумный Burning из DK. Но победила IG, а значит лучшего надо выбирать оттуда.

Главный творец победы IG – Ferrari_430. У него не было какого-то сумасшедшего перфоманса, как у Артстайла на TI1 или Бульдога на TI3, но он просто делал разницу. Стабильно переигрывать Денди в миде на любых героях получалось исключительно у Феррари. Луо не был капитаном команды и не был ее сердцем – он тихо, спокойно и почти незаметно делал свою работу. А его работой было уничтожение всего живого. 

Chuan, рассказывая о тиммейтах, подчеркивал, что у него в команде только три весельчака – он сам, YYF и Faith. Zhou и Ferrari были тихими убийцами, крушившими всех. Смысла банить героев Луо просто не было – у него почти бесконечный пул и есть грязнющие Бруда и Тинкер. Но главная сигнатурка – Темпларка.

Загружаю...

Прозвище «Пианист» прикрепилось к Феррари практически из ниоткуда, но подходило ему идеально даже по темпераменту. И если Денди стал вдохновением для многих молодых мидеров в Европе, то в Китае – именно Феррари.

Эпилог – яркое будущее

The International 2012 окончательно перетащил всех сомневающихся из первой во вторую Доту. Турниры участились в десятки раз, а онлайн игры стремительно полетел вверх:

Источник: steamcharts.com

Бывший сотрудник Valve Зоид Кирш в феврале 2023 года рассказал, что компания сама не ожидала такого количества игроков:

«Когда я помогал разрабатывать матчмейкинг для Dota 2 (также известный как игровой координатор) в Valve, я выбрал 32-битное значение (вплоть до четырех миллиардов) для нумерации матчей. Я рассчитывал на запуск одной игры в секунду, то есть уникальных идентификаторов хватило бы на 126 лет. Я ошибался: в Dota 2 очень быстро начали запускать по 15 матчей в секунду. Упс.

Загружаю...

Dota 2 вышла 12 лет назад. Семь миллиардов матчей за 12 лет — получается, около 18 матчей в секунду за все время с релиза».

Два Инта подряд и серьезный подход Valve к Dota 2 привели к невероятному росту популярности игры и настоящему перевороту в киберспорте. Если первый Инт был зарождением второй Доты, то на втором она уже научилась ходить и говорить! Дальше ждало исключительно светлое будущее.

* * *

«Я хочу выигрывать турниры, а не приезжать на них». Говорим с Пуппеем!

На первом TI в кабинках игроков плавились провода – так жарко! Valve продолжает свой блог про Доту и Инт

Кстати, подписывайтесь на мой телеграм-канал! Здесь гениальные мемы (и Дота тоже)