Обзор «Гран туризмо». Самый негеймерский фильм о геймере, ставшем гонщиком

Все по шаблонам.

В мировой прокат вышел фильм «Гран туризмо» – экранизация главной серии автосимуляторов Gran Turismo. Да, творческое бессилие Голливуда наконец дошло до адаптации видеоигры, в которой нет сюжета в принципе.

Ладно, на самом деле в основу картины легли не сами игры, а реальная история геймера Янном Марденборо – молодой парень пробился в реальный гоночный спорт благодаря тому, что мастерски гонял в Gran Turismo. Это, бесспорно, интересная и уникальная история – о ней мы рассказывали в отдельной статье.

Загружаю...

Фильм же основан на реальных событиях очень условно. По сюжету Янн точно так же занимает призовое место в виртуальной гонке и в итоге становится звездой GT Academy, после чего отправляется соревноваться с реальными гонщиками на известных трассах по всему миру, включая легендарный Ле-Ман.

Восприятие «Гран туризмо» в основном зависит от ожиданий конкретного зрителя – что уже само по себе не красит картину. Фильм должен понравиться тем, кто любит смотреть драматичные истории о превозмогании спортсменов-андердогов, даже без двойного дна или какой-либо изобретательности. Несмотря на необычную завязку, Нил Бломкамп снял довольно шаблонную гоночную драму с предсказуемыми сюжетными ходами.

Я бы даже предпочел, чтобы о геймерском бэкграунде протагониста забыли как можно скорее. Потому что в получившемся фильме о нем вспоминают регулярно и всегда очень натужно. Кажется, каждые пять минут какой-нибудь человек на экране делает ленивую ремарку в духе «ну что, геймер, как тебе реальность» или, что хуже, «это жизнь, а не игра». И сам Янн периодически визуализирует происходящее в видеоигровом ключе: речь о сценах, где его автомобиль превращается в полупрозрачную трехмерную модель, а место гонщика в заезде показывают стоп-кадрами с инфографикой и (почему-то) звуком системного меню PS5. Да, стилизация, мягко говоря, скучная, а то и безвкусная.

Загружаю...

При этом сами гоночные заезды сняты, опять-таки, очень консервативно. Придраться не к чему, но и восхититься тоже нечем. Накал страстей ощущается, но только в случае, если вы эмоционально пойдете навстречу фильму. А вот персонажи в «Гран туризмо» не работают совсем. Сам Янн проходит очень бутафорский путь героя, ради которого создатели переврали реальную историю (об этом ниже). Его мать и отец на сюжет не влияют примерно никак и появляются только в ключевые моменты ради галочки. У наставников протагониста – персонажей Орландо Блума и Дэвида Харбора – более-менее интересная арка, которая неожиданно заканчивается в первом же акте.

«Гран туризмо» стоит посмотреть, только если вам очень нравятся прямолинейные спортивные драмы, а все культовые ленты вы уже видели по несколько раз.

Вот только в контексте реальных событий «Гран туризмо» – почти оскорбительная, если не сказать идиотская работа. Настолько, что я в порядке исключения обсужу здесь главный «спойлер» фильма.

В спортивной карьере реального Янна Марденборо случилась катастрофа: 25 марта 2015-го Янн потерял управление болидом на «Северной петле» и вылетел с трассы прямо в толпу зрителей, несколько человек были ранены и один погиб. Янн впал в депрессию и с трудом вернулся в строй на фоне осуждения людей, обвинивших «ненастоящего гонщика» в произошедшем.

Загружаю...

В реальности это произошло уже после того, как Янн занял призовое место на Ле-Мане. В фильме события поменяли местами ради драмы. Более того, по версии Голливуда, после трагического события Марденборо отправился на Ле-Ман, чтобы доказать хейтерам свое право зваться гонщиком – после одного приободряющего разговора с героем Дэвида Харбора. И в каком-то смысле смерть зрителя помогла вымышленному Янну получить «бессмертную славу» настоящего гонщика.

Даже будь «Гран туризмо» полностью вымышленной историей, этот сюжетный ход выглядел бы абсурдным и нелепым. Ну а в контексте экранизации реальных событий – это лишь одна из нескольких ключевых деталей, которые сценаристы нагло переврали ради драмы.

* * *

«Гран туризмо» мог бы стать интересной биографической драмой или даже рассуждением о том, могут ли видеоигры на самом деле дать геймерам настоящие навыки. Но вместо этого мы получили просто стандартный попкорн-муви, который забудут за пару недель – вероятно, даже до того, как его можно будет посмотреть в России.

Оценка Кибера: 6 из 10.