15 лучших российских игр в истории

Топ всех времен.

Отечественные игры принято ругать, аудитория встречает каждый проект со скепсисом и посттравматическим синдромом имени Lada Racing Club. Между тем за последние 30 лет наши разработчики выпустили множество самобытных видеоигр и больших хитов, участвовали в развитии культовых серий и создавали уникальные отечественные франшизы.

Этот топ призван отдать должное лучшим отечественным видеоиграм всех времен. 

Важный дисклеймер: 

  • в этот топ я включил игры исключительно российских игровых студий, с единственным исключением;
  • в перечне нет мобильных игр. Для самого успешного направления отечественной индустрии нужен отдельный топ.

«Бесконечное лето» – 15-е место

Год выпуска: 2013

Разработчик: Soviet Games

Жанр: визуальная новелла

«Бесконечное лето» – уникальный проект. Кажется, невозможно найти человека, который признается, что купил его или хотя бы запустил на своем компьютере. При этом большинство в курсе любовных перипетий в пионерлагере «Совенок», а общая аудитория игры, согласно Steam Spy, – около миллиона человек.

Визуальная новелла от Soviet Games соединила абсолютно несочетаемые вещи: любовь к аниме с ностальгией по советской эстетике – и попала пользователям прямо в сердечко. Вайфу, фансервис, пионерские галстуки, «серп и молот и звезда» сделали «Бесконечное лето» культурным феноменом и одним из символов 10-х. 

Загружаю...

Показательно, что следующий проект Soviet Games «Любовь, Деньги, Рок-н-Ролл», использовавший ту же формулу аниме-гаремника, но переносящий действие в Японию, не получил и доли славы «Бесконечного лета».

Как делали «Бесконечное лето» и почему игра про пышных пионерок стала хитом

«Блицкриг» – 14-е место

Год выпуска: 2003

Разработчик: Nival 

Жанр: стратегия в реальном времени

«Блицкриг» вышла в один год с Warcraft 3, в золотую эпоху RTS. Но игра от Nival не затерялась на фоне множества конкурентов, потому что предлагала редкий для жанра опыт реалистичного варгейма в сеттинге Второй мировой войны. «Блицкриг» с документальной достоверностью воспроизводил особенности техники и тактики ведения боевых действий того периода. Предлагал три уникальные кампании для каждой из сторон и подкупал вниманием к деталям. 

Успех игры стал отправной точкой для создания на ее движке огромного количества клонов: «Карибский кризис», «Сталинград», «Койоты: Закон Пустыни», «Talvisota: Ледяной ад», «Первая Мировая (World War I)» и прочих.

«Петька и Василий Иванович спасают галактику» – 13-е место

Год выпуска: 1998

Разработчик: S.K.I.F. 

Жанр: квест 

«Петька и Василий Иванович спасают галактику» – воплощение духа России 90-х:

  • первая игра студии S.K.I.F. созданной несколькими непрофессионалами; 
  • залог ее успеха в правильном заимствовании – совмещении популярного на Западе жанра квестов с персонажами советских анекдотов;
  • народный юмор, огромное количество околоэротического контента и ощущение полной вседозволенности.

«Петька и Василий Иванович спасают галактику» была идеальным продуктом своего времени. Благодаря этому игра получила статус настоящего народного хита, бесчисленное количество подражателей (самый известный – про другого героя анекдотов, Штирлица) портов и продолжений. Последнее – достаточно свежее, 2017 года. Сейчас квест от S.K.I.F. кажется устаревшим, но в конце 90-х на просторах России вряд ли была хоть пара компьютеров, не захваченных этой отечественной игрой. 

«Петька и Василий Иванович» – квест-легенда. Босс «Буки» даже отвечал на звонки фанатов и помогал с прохождением

Загружаю...

«Корсары: Проклятье дальних морей» – 12-е место

Год выпуска: 2000

Разработчик: Акелла

Жанр: RPG

«Корсары» символизируют всю отечественную игровую индустрию 2000-х. В лучшие моменты «Проклятье дальних морей» – уникальная ролевая песочница с кучей возможностей и абсолютной свободой действий. В худшие – сборник багов и сомнительных геймдизайнерских решений.

Истинным проклятием «Корсаров» стали непомерные амбиции. Разработчики хотели все везде и сразу – фракции, живущие собственной жизнью, эпический сюжет, сложную ролевую систему, масштабные морские сражения и полноценный экшен на суше.

Давление невыполнимых обещаний в итоге и погубило серию. Но при всей противоречивости и незавершенности «Корсары» – уникальный симулятор пиратской жизни, аналогов которому в игровой индустрии нет.

«Дальнобойщики 2» – 11-е место

Год выпуска: 2001

Разработчик: SoftLab-NSK

Жанр: симулятор 

«Дальнобойщики 2» – синоним ностальгии. Удивительно, что настолько нишевый проект, как симулятор водителя грузовых автомобилей, добился всенародной любви. Потому что в начале нулевых, кажется, не было человека, который не погрузился бы с головой в перевозку грузов в Горный или не дай бог в Алмазный, бандитские разборки на дорогах и покупки новых тягачей. 

Возможно, причина в потрясающем чувстве свободы, аддиктивном геймплее или интуитивно понятной игровой прогрессии. 

Или во всем сразу, потому что в игре от SoftLab-NSK идеальным было все, кроме саундтрека. Потому что «Арию» было удобнее слушать на Winamp.

«Дальнобойщики-2» – великая игра из России. Там играла «Ария», вместо груза подкидывали наркотики, а гаишники брали взятки

«King’s Bounty: Легенда о рыцаре» – 10-е место

Год выпуска: 2008

Разработчик: Katauri Interactive

Жанр: пошаговая стратегия

«King’s Bounty: Легенда о рыцаре» – пример отечественного переосмысления культовой на Западе серии. Впрочем, если Heroes of Might and Magic V была попыткой повторить лучшие идеи классических игр от New World Computing, то разработчики King’s Bounty создали абсолютно новую игру, связанную с оригиналом только названием.

Загружаю...

У Katauri Interactive получилось сказочное приключение, которое с восторгом встретили игроки и критики по всему миру. «Легенду о рыцаре» полюбили за красоту окружения, атмосферу и интересную боевую систему.

King’s Bounty – последний полноценный хит среди HoMM подобных пошаговых стратегий. 

«Вангеры» – 9-е место

Год выпуска: 1998

Разработчик: K-D Lab

Жанр: эм…сюрреалистичные гонки 

«Вангеров» так же сложно описать, как подобрать для них жанр. Что они такое? Постмодерновая метаигра с сюрреалистическим сюжетом, которому позавидует сам Кодзима? Или странная аркадная гонка с неудобным управлением и кислотным окружением? Произведение искусства? Доказательство того, что в 90-е любили всякую дичь?

На самом деле неважно, какой ответ ближе к истине. Главное, что с момента выхода «Вангеров» прошло уже 25 лет, а о них продолжают спорить, им посвящают популярные видеообзоры, помещают в топы лучших отечественных игр. У проекта K-D Lab много преданных фанатов, для которых это не просто очередная игра. 

Heroes of Might and Magic V – 8-е место

Год выпуска: 2006

Разработчик: Nival 

Жанр: Пошаговая стратегия 

Пятая часть «Героев» попыталась вернуть величие серии, полноценно перезапустив ее. Неудивительно, что для столь амбициозной задачи Ubisoft выбрали культовую отечественную компанию Nival, разработавшую к тому моменту несколько успешных стратегий от «Блицкрига» до «Демиургов». 

И у российских разработчиков все получилось. Heroes of Might and Magic V – перезапуск, который устроил всех. Nival не просто вернули знакомые механики и ламповую атмосферу третьей части, но значительно углубили и усовершенствовали многие аспекты игры: систему прокачки, боевку, развитие городов, графику и визуальный стиль. В конце концов, создали самые проработанные и красивые города в серии. 

Загружаю...

Heroes of Might and Magic V – без сомнения не просто лучшая, но единственная достойная игра легендарной серии с момента ее приобретения Ubisoft.

Pathfinder: Wrath of the Righteous – 7-е место

Год выпуска: 2021

Разработчик: Owlcat Games

Жанр: RPG

Pathfinder: Wrath of the Righteous – самый успешный отечественный проект на «Кикстартере»: топ-3 в 2020 году и 20-е место среди всех проектов площадки на видеоигровую тематику. 

Фанаты полюбили игру за глубокую ролевую систему, широкие возможности отыгрыша, комплексные механики, великолепно проработанный мир и потрясающий сюжет. 

Owlcat Games, созданная выходцами из Nival, – одна из немногих компаний в мире, делающих успешные классические изометрические RPG. Именно поэтому их следующий ролевой проект Warhammer 40,000: Rogue Trader ждут во всем мире. 

Escape from Tarkov – 6-е место

Год выпуска: 2017

Разработчик: Battlestate Games

Жанр: многопользовательский шутер

Escape from Tarkov – синоним проработанности и реализма в современных многопользовательских шутерах. Пока весь мир упивался кинематографичностью Call of Duty и Battlefield, разработчики из Battlestate Games сделали ставку на хардкорность и достоверность. И не прогадали – пиковый онлайн игры превысил 200 тысяч пользователей.

Escape from Tarkov доказывает, что если создать качественный проект, то видеоигра от российском компании в отечественном сеттинге будет популярна во всем мире. 

Tarkov – международный хит и золотой стандарт для реалистичных милитари-шутеров.

«Аллоды: Печать тайны» – 5-е место

Год выпуска: 1998

Разработчик: Nival

Жанр: стратегия, RPG

Первая игра культовой студии Nival совмещала в себе элементы стратегии и RPG, обладала развитой ролевой системой и радовала проработанным миром. В «Аллодах» даже реализовали онлайн-мультиплеер с локальными серверами до 16 человек, что было редкостью для конца 90-х.

Загружаю...

Безусловно прорывной проект и огромное достижение отечественного геймдизайна. А еще «Аллоды» – одна из первых российских игр, замеченных на Западе. В 1998 «Печать тайны» получила от GameSpot номинацию на Best & Worst of 1998 Awards в категории «Лучшая игра, в которую никто не играл».

Потом Nival выпустили два продолжения, а в 2010-м состоялся релиз ММО «Аллоды Онлайн», которая жива до сих пор. В 2022 году на фоне «великого русского исхода из WoW» игра установила новый рекорд пикового онлайна.

«Мор. Утопия» – 4-е место

Год выпуска: 2005

Разработчик: Ice-Pick Lodge

Жанр: квест, ролевая игра 

История «Мор. Утопия» уникальна для игровой индустрии. Критики и игровые журналисты считали, что «художественный эксперимент» неизвестного на тот момент Николая Дыбовского будет слишком сложным для игроков. В обзорах игру называли «жутким межжанровым Франкенштейном» и «неудачной попыткой доведения до самоубийства», указывали на дискомфорт «от ужасной графики, «непричесанных» диалогов и занудного геймплея» и называли не самой удачной попыткой «перенести «живые» ролевые игры в компьютер». 

Несмотря на заумность и претенциозность, негативные рецензии и «ужасную графику» игра сразу получила культовый статус. Потому что Ice-Pick Lodge предложили игрокам уникальный игровой опыт, одними из первых заговорили с ними на языке большого искусства и дали возможность быть режиссером собственной истории. Уже 15 лет «Мор. Утопия» остается актуальной, каждый год привлекая новых игроков, ищущих ответы на вечные вопросы. 

Главный проект Ice-Pick Lodge продолжает жить – в 2015 году был выпущен HD-ремастер, а в 2019 году его продолжение – «Мор». 

«Космические рейнджеры 2: Доминаторы» – 3-е место

Год выпуска: 2004

Разработчик: Elemental Games

Жанр: RPG, космический симулятор, песочница, пошаговая стратегия, RTS 

«Космические рейнджеры 2» поражает масштабами. Особенно сейчас, когда каждый второй игровой блокбастер обещает огромный насыщенный открытый мир, а на релизе дает бесконечные вышки и проходные сайд-квесты. 

Загружаю...

Это даже звучит неправдоподобно, но игра от Elemental Games – полноценный симулятор жизни целой галактики. От многообразия возможностей и игровых механик, реализованных в «Космических рейнджерах 2», захватывает дух. Ты можешь заниматься торговлей, прокачивать свой корабль и персонажа, участвовать в наземных битвах роботов, решать текстовые квесты, сражаться со вселенским злом, инвестировать, бороться с пиратами, примкнуть к пиратам и «грабить корованы»... И это только первое, что пришло в голову. 

Лучше всего о «Космических рейнджерах 2» говорит то, что игра абсолютно не устарела: все кор-механики идеально работают, текстовые квесты радуют интересными загадками и прекрасным юмором, а игровой мир удивляет проработанностью до сих пор. 

Космические Рейнджеры – великая игра детства. Ее обновляют до сих пор!

«Ил-2 Штурмовик» – 2-е место

Год выпуска: 2001

Разработчик: 1C: Maddox Games

Жанр: авиасимулятор 

«Ил-2 Штурмовик» – легенда отечественного и мирового игрового дизайна. Лучшая игра жанра военных авиасимуляторов в истории. В 2007 году попала в топ-25 ПК-игр всех времен по версии сайта IGN. 

У «Ил-2 Штурмовик» самая высокая оценка на Metacritic среди отечественных проектов – 91 балл. Уже к 2014 году ее общий объем продаж превысил 2 млн копий.

Простого перечисления регалий достаточно, чтобы понять значимость для индустрии и культовый статус проекта 1C: Maddox Games. Но главное, что игра развивается и поддерживается по сей день. «Ил-2 Штурмовик» актуальна и любима фанатами уже 22 года. 

«Тетрис» – 1-е место

Год выпуска: 1984

Разработчик: Алексей Пажитнов

Жанр: головоломка

Единственное формальное исключение в этом списке, потому что игра разработана в СССР. Но «Тетрис» – абсолютное величие. Самая популярная игра в истории – общий тираж различных копий более 500 млн, есть даже успешная королевская битва. Один из самых известных брендов игровой индустрии и ее главный долгожитель – с момента релиза прошло практически 40 лет. Доказательство способности человека в одиночку создавать великие вещи.

Загружаю...

Головоломка, придуманная советским программистом Алексеем Пажитновым как некоммерческий тренажер для ума, покорила весь мир и оставила огромный след в современной культуре: от видеоигр и кино до моды. В 2023 году выйдет фильм, посвященный удивительной истории покупки прав на игру западными издателями. 

Где бы вы ни оказались – все знают и с упоением играют в эту простую, но гениальную видеоигру.