Рейтинг всех фильмов в мире «Гарри Поттера»: от тварей дрожащих до шедевра Куарона

Восхищаюсь «Узником Азкабана», ругаю «Фантастических тварей» и вспоминаю, как зовут детей Гарри.

Как любой уважающий себя фанат поттерианы, на новогодних каникулах я по традиции пересматриваю экранизации. Так я пришла к мысли расставить все части франшизы от лучшей к худшей. Врум, врум, погнали.

11. «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» (2022)

Загружаю...

Если вторая часть меня бесит, третья делает больнее, чем Круциатус. Замена Джонни Деппа на Мадса Миккельсена — самая меньшая из ее проблем. Роулинг на пару со Стивеном Кловзом окончательно убили мой интерес к франшизе, написав самую пресную и скучную историю на свете. Они с концами сместили фокус с Ньюта, насильно втиснули в канон бессмысленный пост Верховного мага… Ну и проблема с перенасыщенностью сюжетными арками и ненужными героями никуда не делась.

10. «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» (2018)

Как же я ненавижу этот фильм. Думаете, «Тайны Дамблдора» завели франшизу в тупик? Нет, роковой удар под дых ей нанесли «Преступления Грин-де-Вальда».

Авторы от души плюнули на собственный канон, и как же это злит. Почему Дамблдор преподает защиту от темных сил, хотя всю жизнь был учителем трансфигурации? Как Минерва Макгонагалл могла работать в Хогвартсе в 1927 году, если еще даже не родилась? В конце концов, откуда в семействе Дамблдоров взялся третий брат — Аурелиус — если о нем до сих пор не говорилось ни слова? Третий фильм, правда, объясняет эту нестыковку, но тоже как-то нелепо.

Загружаю...

Сюжет «Тварей» я не запоминаю, а что происходит в сиквеле, не понимаю вообще. Все потому, что фильм перенасыщен сюжетными линиями и персонажами. Главное же преступление Грин-де-Вальда, очевидно, заключается в том, что он украл сердечко Дамблдора, поскольку другие его злодеяния так и не показали.

9. «Фантастические твари и где они обитают» (2016)

Вот мы и подошли к истории о магическом биологе Ньюте Скамандере. Мне нравится намерение авторов расширить вселенную и перенести действие в далекое прошлое, а также показать становление Грин-де-Вальда.

Но влюбиться в спин-офф я так и не смогла. Моя первая проблема с «Фантастическими тварями» заключается в том, что они буквально меня усыпляют. Первые две попытки осилить фильм закончились здоровым сном — сначала в кресле кинотеатра, а потом дома в кровати. Вторая (и главная) причина — «Твари» моментально выветриваются из памяти. Первую часть я в итоге все же посмотрела и все равно не в силах пересказать сюжет.

Загружаю...

Наконец, новые персонажи просто скучные. Запоминаются только застенчивый Ньют в исполнении Эдди Редмэйна и обаятельный магл Якоб Ковальски. Куини мила, но и только, а Тину вообще не наделили индивидуальностью.

На «Тварях» стало окончательно ясно, что Джоан Роулинг — отличная писательница и ужасный сценарист. Без внятной книжной основы франшиза посыпалась, как косточки домино, с каждой новой частью делая мне все больнее.

8. «Гарри Поттер и Принц-полукровка» (2009)

Из всех частей поттерианы именно эту мне хочется побыстрее скипнуть во время моих традиционных новогодних марафонов. Противная болотно-зеленая цветокоррекция, халтурно и наспех показанная история становления Волан-де-Морта…

Я считаю Дэвида Йейтса посредственным режиссером, но в остальных частях поттерианы ему неплохо удавалось балансировать между смешным и мрачным. Не могу сказать этого о «Принце». Здесь подростково-гормональное поведение юнцов никак не уживается с серьезными темами: началом войны против Темного Лорда, смертями любимых персонажей, горем от потери близких. И только игра Рэдклиффа на грани постиронии (особенно в эпизоде, где он с помощью Феликс Фелицис выуживает из Слизнорта информацию) спасает для меня картину.

Загружаю...

7. «Гарри Поттер и Кубок огня» (2005)

Четвертую часть ставил театральный режиссер Майк Ньюэлл, и она… странноватая. В фильме много забавного (например, меня всегда смешат сцены, где Хагрид неловко подкатывает к мадам Максим), но сценарий урезан по самое не балуйся. Нам не показали Чемпионат мира по квиддичу, выкинули сюжетные арки Винки и Людо Бэгмена, сильно сократили присутствие Сириуса в жизни Гарри и даже не упомянули борьбу Гермионы за права эльфов! Начиная именно с этой части, Рон выглядит круглым дурачком, все интересы которого — это еда и сталкинг девиц из Шармбатона. А еще абсолютно у всех основных персонажей мужского пола здесь почему-то слишком длинные волосы. Почему? Это загадка, покрытая мраком.

6. «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2» (2011)

Загружаю...

Вторая часть «Даров смерти» куда более динамичная, чем первая. Нас ждут ограбление «Гринготтса», битва за Хогвартс, еще больше гримас Волан-де-Морта и жестоких смертей любимых персонажей.

Но у меня к этому фильму море претензий. Во-первых, битва Волан-де-Морта с Гарри слишком эпична. Ну не может школьник сражаться на равных с самым сильным темным волшебником всех времен! В книге нет никакого финального махача, кринжовых объятий и падений в бездну — Гарри побеждает Волди в словесной дуэли, затроллив его признанием, кто настоящий хозяин Бузинной палочки. Фильм же хочет нас убедить, что семнадцатилетний пацан перещеголял в искусстве магической драки Темного лорда (нет).

Во-вторых, Гарри ломает Бузинную палочку вместо того, чтобы с ее помощью починить любимую из пера феникса. «Какая-то чепуха!» — сказала бы Гермиона.

В-третьих, в трогательной финальной сцене на вокзале создается впечатление, что у Гарри с Джинни всего один ребенок — Альбус Северус Поттер. По книге у парочки родились еще Джеймс Сириус и Лили Луна, но об этом так просто не догадаться, если не знать содержание романа.

5. «Гарри Поттер и Орден Феникса» (2007)

Загружаю...

«Орден Феникса» я считаю странной частью. В ней авторы обошлись с сюжетом особенно небрежно. Целые куски ценной информации просто выкинули из повествования: например, забыли упомянуть, что это Амбридж наслала дементоров на Гарри. Но зато потратили время, чтобы показать Грохха, без которого можно было обойтись — его легко заменили бы кентавры.

Что вышло хорошо: Долорес Амбридж в исполнении шикарной Имельды Стонтон и игра Дэниела Рэдклиффа. В очередной раз пересматривая франшизу в этом году, я осознала, какой же Рэдклифф потрясающий актер. Честно, не понимаю тех людей, которые ругают парня за отсутствие эмоций. Когда я смотрю на Дэниела, я верю, что этот подросток пережил смерть товарища и столкнулся с травлей целого волшебного сообщества. Вы бы на его месте тоже выглядели пришибленными!

4. «Гарри Поттер и Тайная комната» (2002)

Загружаю...

Поделюсь интересным наблюдением. Крис Коламбус, снимая продолжение «Одного дома», задействовал уже сработавшие в первой части драматургические находки. «Один в Нью-Йорке» — это тот же «Один дома», только в масштабах целого города. Так вот, «Тайная комната» — это тот же «Философский камень», только мрачнее.

Вам никогда не казалось, что сиквел тонет в самоповторах? Многие сцены, особенно в начале, копируют первую часть: Вернон тиранит племянника, Гарри со скандалом похищают у Дурслей, затем главный герой прогуливается с Хагридом по Косому переулку, встречает Гермиону, а та чинит его очки заклинанием…

Если не обращать на это внимания, «Тайная комната» — идеальный сиквел, В целом у меня только одна претензия к двум первым частям: они слишком милые. Ведь книжный «Гарри Поттер» — не сладкая шипучка для детей, а очень смешное и временами едкое фэнтези. И Куарон ухватил это озорство куда лучше Коламбуса.

3. «Гарри Поттер и философский камень» (2001)

Загружаю...

«Философский камень» — эталонная сказка. Режиссура Криса Коламбуса, чарующая музыка Джона Уильямса, именитые английские актеры и еще совсем маленькие Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и Руперт Гринт… Звуки Hedwig’s Theme возвращают меня в мои одиннадцать лет, как и многих других миллениалов. И это, наверное, самое вдохновляющее, что есть в поттеромании: она объединяет целое поколение влюбленных в идею волшебства людей. Чем не магия вне Хогвартса?

2. «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 1» (2010)

Почему я поставила самую камерную и размеренную часть, в которой даже нет Хогвартса, так высоко? Причин несколько.

Во-первых, «Дары Смерти. Часть 1» поставлены максимально близко к книге. В предыдущих двух фильмах Дэвид Йейтс допустил немало отступлений от канона. Это, естественно, повредило целостности сюжета: потерялись важные детали вроде общения троицы героев с Добби (напомню, домовик сыграл в последней части решающую роль). И в «Дарах Смерти» авторы явно попытались это исправить.

Загружаю...

Во-вторых, танец Гарри и Гермионы под O Children Ника Кейва. Отличная режиссерская находка. И пусть в этой сцене нет волшебства в прямом смысле слова, зато она вышла настолько проникновенной и завораживающей, что тут уместно говорить о другого рода чарах — магии кино.

В-третьих, «Дары Смерти. Часть 1» спасают в тяжелые времена. На первый взгляд, фильм слишком монотонный, даже неинтересный по сравнению с другими частями: весь экшен сосредоточен в начале, а затем герои сидят в палатке с единственным найденным крестражем, не зная, как его уничтожить. Но именно за эти отрешенные сцены я люблю фильм Йейтса. В моменты, когда все кажется беспросветным, я возвращаюсь к первым «Дарам Смерти»: они всегда дарят мне надежду.

1. «Гарри Поттер и узник Азкабана» (2004)

«Узник Азкабана» — лучшее, что случилось с поттерианой за все время ее существования. После ухода Криса Коламбуса, снявшего первые две части, его заменили Альфонсо Куароном, автором эротической драмы «И твою маму тоже». Да, немного неожиданно. С другой стороны, Альфонсо ставил роман Фрэнсис Бернетт «Маленькая принцесса» про девочку-сироту и «Большие надежды» — одно из самых известных произведений английского классика Чарльза Диккенса.

Загружаю...

Начиная с «Узника», книги стали куда взрослее. В романе впервые завуалированно заговорили о депрессии, которую воплощали дементоры — жуткие безглазые монстры, питающиеся радостью. Самого Гарри постоянно преследовал образ пса-призрака, предвещающего смерть. Да и сами герои вышли из возраста детей.

И Альфонсо здорово отразил эти перемены в фильме. Свободное движение камеры, холодная цветокоррекция, джинсы и футболки вместо привычных черных мантий — все показывало, что перед зрителями уже не сказка, а полноценное городское фэнтези. Даже классические сцены поездки на «Хогвартс-экспрессе» и матча по квиддичу сняты не при свете дня, а во время жуткой непогоды.

Куарон наполнил картину юмором и озорством, свойственным миру Джоан Роулинг, а также добавил много собственных идей. Например, в книге не было сушеных голов, отпускающих шуточки, или сцены, где мальчишки-гриффиндорцы поедают сладости в спальне. Но эти детали отлично вписались в существующую вселенную.

А как выглядел бы ваш личный рейтинг? Разделяете ли вы мою любовь к Куарону и его фильму? «Фантастические твари» — любовь или годятся только для хейт-вотча?

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Angela Hayes