Субъективный топ всех фильмов Дэвида Финчера. На последнем месте – «Бенджамин Баттон»

У «Чужого 3» – отдельная категория.

Мы не заслужили Дэвида Финчера! Он – король запутанных историй, гуру книжных адаптаций, мэтр мрачности и беспросветности. Ах, да, еще Финчер – шикарный клипмейкер (лучший на свете клип – Vogue от Мадонны – снял именно он).

Я составила фанатский (и поэтому очень субъективный) рейтинг финчеровских фильмов. От тех, которым места в моем сердечке не нашлось, но они все равно хороши (это же Финчер!), до самых часто пересматриваемых и любимых.

Бонус: «Чужой 3» (1992)

После крушения космического корабля «Сулако» лейтенант Эллен Рипли попадает на планету Фиорина 161, превращенную корпорацией Weyland-Yutani в тюрьму. Вместе с ней там оказывается и кровожадный ксеноморф.

Загружаю...

Сама я не фанатка этого фильма и вообще считаю, что единственный легитимный «Чужой» – первый (поклонники Дэвида Кэмерона, простите). Но вообще ситуация не такая простая. С одной стороны, это навязанный Финчеру студией фильм, который тот так люто возненавидел, что даже не стал участвовать в финальном монтаже. С другой – третьего «Чужого» многие любят. И есть за что: это стильное, атмосферное кино, пропитанное чувством безысходности.

Так что его я вынесла отдельно – бонусом. Чтобы не обидеть ни Финчера, который теперь никогда не отмажется от содеянного, ни фанатов «Чужого 3».

10. «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008)

Бенджамин Баттон — необычный человек. Он родился в день окончания Первой мировой войны. Отец относит младенца с морщинистым лицом в дом престарелых, где над героем берет шефство добрая медсестра. Выясняется, что Бенджамин живет словно наоборот — с каждым днем молодеет. Постепенно он обретает друзей и знакомится с девушкой по имени Дейзи – любовью всей его жизни.

Загружаю...

За основу «Баттона» сценаристы взяли одноименную и, кстати, довольно смешную новеллу Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Но при адаптации весь юмор потерялся, а об оригинале напоминает только имя главного героя да общая канва повествования.

«Загадочная история Бенджамина Баттона» – наименее финчеровский из всех фильмов режиссера. Даже в «Чужом 3» почерк Финчера чувствуется больше. Смотрела я «Бенджамина» всего один раз – ради общего развития, скажем так. Связи с фильмом не случилось. Возможно, эпические мелодрамы – просто не самый мой любимый жанр. Хотя я признаю, что в фильме определенно что-то есть – не зря же ему дали столько «Оскаров» (правда, все три – технические).

9. «Девушка с татуировкой дракона» (2009)

Знаменитого на всю Швецию журналиста Микаэля Блумквиста обвиняют в клевете против местного олигарха. Теперь герой должен выплатить миллиардеру гигантский штраф. Но тут Блумквист получает приглашение за хороший гонорар расследовать давнее исчезновение племянницы промышленника Хенрика Вангера. Микаэль приезжает к нему в резиденцию, знакомится с хакершей Лисбет Саландер и приходит к выводу, что преступник – один из членов семейства Вангеров. 

Загружаю...

Роман Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона» – идеальный для Финчера материал. Тут есть и конфликт поколений («Игра»), и загадочное убийство («Зодиак»), и расследование с отсылками на Библию («Семь»). Даже шведская экранизация книги выглядит немного по-финчеровски. Но в целом  «Девушка…» для меня – вполне рядовой триллер. Не выдающийся, но крепкий.

8. «Социальная сеть» (2010)

Асоциальный второкурсник Гарварда Марк Цукерберг после ссоры с девушкой решает ей отомстить и создает онлайн-сообщество, чтобы там обсуждать внешность однокурсниц. Через некоторое время из закрытого клуба для студентов оно становится популярнейшей социальной сетью, а сам Марк – миллионером.

Загружаю...

Режиссерский талант Дэвида Финчера и виртуозный сценарий Аарона Соркина – скажете, мощное сочетание? Но получилось неглупое, славное кино – и только. Хотя «Социальную сеть» и называли «Гражданином Кейном» эпохи социальных сетей.

7. «Манк» (2020)

Орсон Уэллс – молодой режиссер-вундеркинд. Ему дают гигантский бюджет на создание дебютной полнометражки. Тогда постановщик решает отдать сценарий в руки Хермана Манкевича – голливудского гения, алкоголика и мизантропа.

«Манк» – по всем пунктам необычный для Финчера фильм: черно-белый, нарочито медленный и эстетский. Визуальные цитаты из «Гражданина Кейна», саундтрек, записанный на оборудовании 40‑х годов, чтобы идеально соответствовать стилю эпохи… Все это замечательно, и я искренне наслаждалась каждым кадром. Но вот пересматривать «Манка», как «Семь» и «Исчезнувшую», мне пока не хочется.

6. «Зодиак» (2007)

В Сан-Франциско объявляется серийный убийца, который троллит полицию и СМИ, посылая им хитро зашифрованные письма с подписью «Зодиак». Несколько журналистов решают помочь стражам порядка выяснить личность преступника. Но тот неуловим, несмотря на все усилия.

Загружаю...

Нежно люблю «Зодиака» не только за атмосферу конца 1960-х и 70-х годов, но и за то, что Финчер не меньший тролль, чем реальный маньяк. Режиссер беспардонно ломает законы жанра: помните, как в «Семь» Джон Доу сам пришел к детективам к середине повествования? Да еще в конце вышел победителем? Зодиак же вообще не появляется в фильме! Все логично: ведь настоящего убийцу так и не поймали.

5. «Игра» (1997)

Николас Ван Ортон – 48-летний скучающий банкир. Он почти не испытывает эмоций, от него ушла жена, а еще героя мучают плохие воспоминания. Все резко меняется, когда младший брат Конрад дарит Николасу на день рождения сертификат для участия в некой Игре. О ней почти ничего не известно, но бывшие участники твердят одно: после Игры их жизнь наладилась.

Загружаю...

«Игра» – эталонный жанровый фильм. Есть целое направление кино о квестах и играх на выживание: «Эксперимент „Офис“» (2017), «Клаустрофобы» (2019), «Пушки Акимбо» (2019) и так далее. И моду на него задал как раз Финчер, хотя часть заслуг принадлежит Винченцо Натали с его «Кубом» (1997).

В самом начале «Игра» кажется немного затянутой, но не спешите скучать. Ближе ко второй трети фильм разгоняется, плотность событий нарастает – и как тут оторваться от экрана?

4. «Комната страха» (2002)

Одинокая мать Мэг Олтман вместе с дочерью-подростком Сарой въезжает в необычную квартиру, где есть убежище на случай непредвиденных происшествий. Его построил предыдущий владелец – эксцентричный миллионер. По странному совпадению в первую же ночь к героиням вламывается троица воров.

Загружаю...

Не самый очевидный выбор и не особо известный фильм Финчера (хотя, справедливости ради, среди его работ нет ни одной проходной). Но «Комната страха» в свое время поразила меня. Потрясающая Джоди Фостер и совсем юная Кристен Стюарт, Джаред Лето в роли незадачливого грабителя, напряженный сюжет и дружеские кивки Хичкоку – к этому фильму хочется возвращаться снова и снова.

3. «Бойцовский клуб» (1999)

Безымянный главный герой страдает от бессонницы. В надежде побороть эту проблему он начинает посещать собрания анонимных групп поддержки смертельно больных. Там мужчина встречает экстравагантную Марлу Сингер, а немного позже в самолете знакомится с анархистом Тайлером Дерденом.

Когда у героя сгорает квартира, он переселяется к Тайлеру. Вместе они организуют подпольный бойцовский клуб, в котором парни, избивая друг друга, ощущают всю полноту бытия.

Загружаю...

Кто-то в интернете шутил, что на пятый или шестой просмотр «Бойцовский клуб» воспринимается как постироничная гей-драма. Я смотрела его огромное число раз (уж точно больше шести), уважаю за внятную критику консьюмеризма, а люблю за взрывающиеся под песню Where Is My Mind небоскребы и пресс Брэда Питта.

2. «Исчезнувшая» (2014)

На пятую годовщину свадьбы журналист Ник Данн, вернувшись с утренней прогулки, находит дома следы борьбы, а свою жену Эми – нет. Все улики указывают полицейским, что герой причастен к этому исчезновению.

Я – давняя фанатка детективов Гиллиан Флинн, поэтому «Исчезнувшую» ждала с особым трепетом. Для меня этот один из тот редких случаев, включая кубриковское «Сияние» (1980), когда экранизация так же хороша, как первоисточник, а в чем-то даже превосходит его.

Финчер превосходно передал вязкую атмосферу романа и амбивалентность персонажей, о которых нельзя однозначно сказать, хорошие они или плохие. Но самое классное, что кино будто оживило книжных персонажей, и теперь образы Эми и Ника Даннов ассоциируются у меня только с Розамунд Пайк и Беном Аффлеком.

Загружаю...

1. «Семь» (1995)

Детективы Уильям Сомерсет и Дэвид Миллз расследуют дело о маньяке Джоне Доу, карающем людей за смертные грехи. Причем на месте каждого преступления убийца оставляет загадку, ведущую к следующему «грешнику».

Любой порядочный кинокритик поставил бы на первое место «Манка», но я отдаю гран-при «Семи». Люблю его за идеальный баланс между авторским высказыванием и мейнстримом. С одной стороны, это типичная жанровая картина, в основе которой игра убийцы и двух детективов в поддавки. С другой – тут есть незаурядная концепция семи смертных грехов, каждому из которых соответствует до тошноты мерзкое убийство, и бунтарская эстетика с ярким визуальным рядом.

Сама жестокость остается за кадром, но вид истерзанных трупов так хорошо стимулирует фантазию, что для меня «Семь» – триллер, который ходит по границе с хоррором. Упомяну и город, в котором разворачивается действие, – это полноправный участник повествования. Даже больше того — соучастник преступлений Доу!

Загружаю...

Sovietwave – модная эстетика ностальгии по СССР. Выбрали крутые фильмы, сериалы и игры для вечных коммунистов

7 кринжовых сиквелов и ремейков советских фильмов

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Angela Hayes