Мы обожаем трешовые фильмы. Почему объективно плохое кино становится культовым

Это вообще законно?

При словах «культовое кино» сразу вспоминаются картины вроде «Криминального чтива» или «Большого Лебовски», без которых не обходится ни один список начинающего киномана. Все так, вот только в культовые записывать стоит далеко не каждую известную или даже стоящую ленту. 

Разбираемся, почему плохие фильмы влюбляют в себя тысячи людей, а хорошие − пылятся на полке.

Что это вообще значит – культовый фильм?

Культовыми считаются ленты, которые вышли на экраны давно, как минимум лет 5-10 назад, но до сих пор восхищают. Они часто проваливаются в прокате, как «Большой Лебовски» (1998) или «Офисное пространство» (1999). Но слава может догнать такие ленты позже благодаря DVD, спецпоказам или просто сарафанному радио.

Это и есть главное отличие культовых фильмов от великих или просто популярных – нишевость. При всех достоинствах «Титаника» или «Интерстеллара» назвать их культовыми не получится, они и так безоговорочно нравятся огромному количеству людей. Культовой картину делают не отличные сборы, не восхищенные рецензии критиков, а преданная и страстная фанбаза, растущая с каждым годом.

Загружаю...

Например, сюрреалистический триллер «Донни Дарко» (2001) считается обязательным для просмотра среди любителей запутанных фильмов-головоломок. А все поклонники нео-нуара негласно договорились любить «Кирпич» (2005) – самую первую работу режиссера «Достать ножи» Райана Джонсона.

Обаятельный «Фокус-покус» (1993) – слишком мрачный для детей, слишком дурашливый для взрослых – провалился в прокате, но после того как вышел на дисках, стал любимой хэллоуинской классикой у многих зрителей. И армия его фанатов с годами только пополняется.

Или взять хотя бы «Шоу ужасов Рокки Хоррора» (1975) – экстравагантный киномюзикл, который регулярно показывают по всему миру. При этом зрители творят буквально что захотят: танцуют, обливают друг друга водой, обзывают героев.

Бездарная, но милая сердцам фанатов «Комната» (2001) Томми Вайсо год от года возглавляет рейтинги кино настолько плохого, что даже хорошего. Стоит ли говорить, что первые ее показы обернулись полным провалом.

 

Загружаю...

Заметили, как мы продвигаемся от талантливых, хоть и малопонятных фильмов, ко все более странным и просто плохим?

Сердцу зрителя не прикажешь. Лауреаты «Оскара» порой забываются, а вокруг смешной трешанины вроде «Детей кукурузы» (1984) годами не утихают обсуждения. Вот вы помните фильм «Паттон»? Или «Ганди»? Или «Огненные колесницы»? А ведь эти картины в разные годы взяли главную оскаровскую статуэтку − «Колесницы» даже у «Индианы Джонса» выиграли.

А вот «Лепрекона» (1993) и его бесконечные продолжения точно помнят все. Почему так происходит и статус культовых получают картины, которые, казалось бы, совсем его не заслуживают?

На них можно расслабиться

Чтобы получать удовольствие от многих культовых фильмов, не нужно быть синефилом или кинокритиком. Достаточно лишь специфического чувства юмора.

Та же «Комната» (2001) – очень плохое кино в общепринятом смысле. Диалоги там ужасные, сюжет дурацкий, а уж актерские данные создателя (а также исполнителя главной роли, продюсера, сценариста и режиссера) Томми Вайсо вообще не поддаются оценке. Но как раз за нелепость «Комнату» и обожают: ни один стендап не заставляет смеяться так, как этот опус самовлюбленного бездаря.

«Комната» гениально бездарна. В чем прелесть фильма и почему его неиронично любят

Культовой может стать и вовсе бессмысленная картина, например, фильм режиссера Квентина Дюпье «Шина» (2010) про автомобильную покрышку, убивающую людей. Такие работы напоминают, что не в каждом кино должен быть спрятан какой-то сложный подтекст. Иногда его задача – просто развлекать.

Загружаю...

Именно поэтому зрители до сих пор любят хоррор-франшизу «Детские игры» о маньяке в теле куклы или «Космический джем» (1996) c Майклом Джорданом. Несмотря на объективные недостатки, эти картины делают людей счастливее: дарят им ностальгические переживания или просто от души смешат неуклюжими спецэффектами.

Они нарушают табу

В отличие от фильмов, предназначенных для широкой аудитории, в нишевом кино часто показывают такие аспекты сексуальности или насилия, которые в блокбастерах точно не увидишь. Чего греха таить – это привлекает.

Например, в хорроре «Ад каннибалов» (1979) героев убивают так натурально, что зрители и впрямь поверили, будто актеров зарезали людоеды из джунглей (это не так – люди в кадре, конечно, остались живы, вот только животные действительно погибли). А в пеплум Тинто Брасса «Калигула» (1980) против воли режиссера вставили сцены несимулированного секса.

 

Такой подход подстегивает все новые поколения любопытных зрителей: пускай в наше время жестоких и откровенных фильмов хватает, но все же интересно, что такого запретного наснимали режиссеры прошлого.

Они уникальны

Не принижая ценность любого другого культурно значимого кино, добавим, что многие культовые картины – исключительные. Даже если они уникальны своей бездарностью (это ведь тоже своего рода талант!)

Загружаю...

 

Любой безупречно снятый фильм меркнет рядом с безумием «Птицекалипсиса» (2010) или «Акульего торнадо» (2013). Как бы ни были хороши ленты признанных режиссеров, они лишь одни из десятков отличных картин с продуманным сюжетом и интересными персонажами, а «Птицекалипсис» между тем – штучный товар.

Котики, злые грузовики и кукуруза. Чем нас пугали в винтажных хоррорах

4 хорни-сцены из мультиков Disney, которые не поняли дети

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Angela Hayes